Чудовищный акт вандализма по отношению к памятнику М.В.Загоскину на Иерусалимском кладбище в Иркутске

  • Post category:Статьи

30 апреля мне стали поступать тревожные звонки от потомков великого Иркутского деятеля и писателя Михаила Васильевича Загоскина. Надежда Александровна с сыном Александром пришли в этот день на Иерусалимское кладбище, переименованное в годы господства сталинского режима в ЦПКиО — центральный парк культуры и отдыха, чтобы поклониться праху их прапрадедушки и прадедушки, положить, как обычно, на могилку цветы и помянуть. Когда они подошли к месту захоронения, то их взору предстала ужасная картина: два пролёта изгороди были напрочь отломаны, кирпичные столбики сломаны, перевёрнуты и разбросаны рядом, кругом валялись пустые бутылки из под пива, консервные банки и разный, сопутствовавший разгульной пьянке мусор. Портрет на памятнике был неузнаваем: глаза были закрашены чёрной краской, а рот был нарисован до ушей. От созерцания такого акта чудовищного вандализма мать и сын были в шоке. На следующий же день я договорился с телевидением о немедленной встрече на погосте и уведомил о случившемся заместителя председателя ВООПИК Евгения Александровича Ячменёва, ответственного секретаря этой организации Светлану Андреевну Утмелидзе, Георгия Владимировича Вершинина и Бабинцеву Маргариту Ивановну, активно участвующую ранее со своими учениками из лицея в восстановлении и облагораживании территории вокруг памятника М.В. Загоскина.

В 13-00 мы все вместе дружно собрались на месте захоронения и перед нашим взором действительно предстала картина, от которой все стали возмущаться и задавать друг другу вопросы, о том, какие нелюди смогли посметь это сделать по отношению к памяти великого человека.

Если бы знали вандалы, на кого они замахнулись!

Михаил Васильевич Загоскин родился 6 сентября 1830 г., а умер 11 сентября 1904-го.

Ещё когда отмечали на этом скорбном месте 100-летие со дня его смерти, собравшиеся люди вспоминали, какой он был и что он сделал для Иркутска. А он ведь отдал свою жизнь во имя просвещения России и свято верил в то, что если она будет просвещённая, то такая жизнь не будет, как в его времена. Свободолюбивые идеи Михаила Васильевича не были угодны правительству России, потому, что он призывал сибиряков к лучшей жизни. Причину плохой жизни их он видел в невежестве и неграмотности, и поэтому им был выпущен целый цикл рассказов: «Сибирские крестьяне» и «Деревенские письма», в которых повествовал о нелёгкой жизни сибирских крестьян. Загоскин был также недоволен отсутствием медицинской помощи в деревнях и по этому поводу он писал в газетах «Сибирь» и «Восточное обозрение».

Много было сделано им и для того, чтобы в Иркутске был Университет. Это была его личная инициатива и об этом он хлопотал на всех уровнях власти. В 1850-х годах он открыл и организовал в Иркутске печатное дело и под его руководством стали выходить журналы и газеты. Надо особо отметить, что он был первым редактором газет и журналов Иркутске, а его книги «Иркутская губерния» и «Магистр»имели самый наибольший успех, за который он получил достойное вознаграждение. А в своей замечательной книге «От Иркутска до Ниловой пустыни» он описывал все целебные источники в Ниловой пустыни, да так заботливо и по отечески, в надежде на то, что когда-нибудь эти источники будут служить людям.

Власть и цензура нападали на эти газеты, так же, как и на все его издания, но несмотря на это число его подписчиков росло и журналы и газеты издаваемые в Иркутске под редакцией Загоскина становились очень популярными, да так, что столичная печать вынуждена была серьёзно считаться с Сибирской. Но всё же, в связи с нападками, газета «Сибирь» и журнал «Сибирь» стали запрещены цензурой в 1875 году.

После пожара в Иркутске в 1879 г. сгорел его дом и бесценные рукописи, а сам Загоскин был арестован и заключён в Иркутский острог, а газета «Сибирь» в 1887 г. была окончательно закрыта. Выйдя через несколько лет из заточения, Загоскин, из-за запрета властей на жительство его в Иркутске переезжает жить в село Грановщина, где он построил школу для деревенских детей на свои собственные деньги и в течение 20 лет их обучал. С приездом Загоскина заработала и мельница, которую он построил также на свои кровные. Он сам молол муку на ней для крестьян по самым минимальным ценам для них.

В последние годы своей жизни Михаил Васильевич был сотрудником частной газеты Ядринцева «Восточное обозрение», которая издавалась в Санкт-Петербурге, а с 1888 по 1906 в Иркутске. Верный своим взглядам, Загоскин посылал свою корреспонденцию в журнал Герцена и Огарёва «Колокол». Он любил свой край и его вклад в дело просвещения ни с чем нельзя сравнить, потому, что от него пошло наше просвещение.

Собравшиеся у памятника, возмущённые увиденным безобразием высказали и своё мнение:

М.И. Бабинцева сказала: «Мы планируем с помощью профессора Монжарова в этом году в день учителя, 5 октября, сделать страничку в Щаповских чтениях на фестивале «Сияние России» и посвятить эту страничку М.В.Загоскину. Щапов и Загоскин были меценаты в деле образования и поэтому их вклад нужно сопоставить с Днём учителя, с днём знаний и не забывать, что мы знаниями своими обязаны этому великому Сибирскому писателю.

Е.А.Ячменёв поддержал Маргариту Ивановну и в свою очередь высказал своё мнение:

«Если говорить по большому счёту, то нужно вернуть России к уважению к отеческим гробам, уважению к могилам. Когда у некоторых такое очень скептическое, пренебрежительное отношение к историческому наследию, пожинается то, что имеется. Эта ситуация — несчастный случай — к общей ситуации по России. Сносят исторические памятники, происходит надругательство над могилами…и это просто из ряда вон выходящая ситуация. Дело не только в тех отморозках и моральных уродах, которые совершили надругательство над могилой одного из величайших иркутян, человека, который вписал след в историю, дело в том, что необходимо переломить отношение к историческим и памятным местам на любом уровне, начиная от самого простого, и до уровня властей, потому, что когда власти решают снести исторический центр Иркутска и построить очередные евро-коробки, это ведь отражается на общественном мнении. Поэтому здесь нужно искать пути решения этой проблемы — сохранение нашего историко-культурного наследия и памятных могил, а не идти по наиболее простому пути, для того, чтобы всё снести и тем самым насытить интересы неповоротливых современных строительных фирм, которые хотят центр города застроить евро-коробками. Что касается могилы Загоскина. То на моё взгляд, здесь должен быть разработан проект, который смог бы облагородить не только само памятное место, но и сделать вокруг этого места специальную высокую, резную, чугунную ограду, для того, чтобы эта территория вокруг памятника была замкнута и чтобы сюда можно было приходить по великим датам и отмечать память этого великого человека — иркутянина, чтобы действительно можно было поклониться его праху и чтобы преградить путь к этому месту современным вандалам».

Перед тем, как прийти на это скорбное место, я имел разговор с главой правобережного округа Хиценко, в котором рассказал ему о случившемся, спросив его личное мнение о происходящем актом вандализма. В ответ Хиценко пообещал мне, что памятник будет непременно восстановлен властями, что он примет все необходимые меры по данному вопросу. Интересно, разойдутся ли слова с делами. Время покажет.




1 мая 2007 г.
Г.Р.Красовский

Увеличить »»

Увеличить »»

Увеличить »»