Семьдесят семь процентов

  • Post category:Статьи

Через неделю после выборов президента случился пожар в торговом центре в Кемерове. Он унёс 64 жизни, в большинстве детских. Пламя «Зимней вишни» озарило серьёзнейшие проблемы. Новоизбранный президент сталкивается с огромными вызовами не только на международной арене, но и внутри страны.

 

В победе Путина 18 марта сомнений не было. Результат оказался впечатляющим – 76,69%. Намного больше, чем в предыдущих кампаниях. Кто-то усмотрел в этом отсутствие демократии в России, что, видимо, не совсем так. Главная из причин — растущая популярность Владимира Владимировича.

Время показало: Путин представляет собой далеко не заурядную, сильную личность. Не заметно, что длительное нахождение в верховной власти вскружило ему голову. Он много работает, непрестанно продолжает интеллектуально расти, ведёт себя очень достойно. Скромен и не зазнаётся, обаятелен и спортивен. Встречи в прямом эфире с представителями СМИ и общественности подтверждают, что он располагает всё более обширными знаниями в самых различных областях внутренней и международной жизни, весьма находчив, умеет говорить простым, но образным языком, отвечать на непростые вопросы. Занимая центристские позиции, Путин притягивает к себе множество людей.

Украина, Крым, Сирия демонстрируют понимание им того, что политика — это искусство возможного. Нарастающие русофобия и вражда Запада (особенно его англо-саксонской ветви) сплачивают вокруг президента дополнительное число сторонников. Путин явно выигрывает в сравнении с главами других государств Европы и Америки.

Последние годы высветили явный дефицит соперников президента на политическом поле. Выявилось, что в программах соискателей высшего поста в государстве недостаточно ясности и глубины. Это дополнительно убедило избирателя: Путин – лучший из предложенного выбора. Не думаю, что в России других ярких политических талантов вообще нет. Но они почему-то остаются в тени. И это повод задуматься ведущим партиям, да и самому Путину.

В мартовском Послании Федеральному собранию РФ президент ознакомил граждан страны с достижениями России в разработке новейших систем вооружений. Мир был поражён готовностью нашей обороны пресечь любые попытки обретения США военного превосходства с целью нанесения первого удара. Стало ясно, что в случае чьей-либо атаки агрессора ждёт сокрушительное возмездие. Это также пролило воду на мельницу избранного президента.

Хотя россияне не забывают проявленную со стороны властей снисходительность по отношению к делам Васильевой и Сердюкова, арест и длительные сроки заключения Улюкаева и ряда губернаторов дали повод надеяться, что взят твёрдый курс на ужесточение борьбы с коррупцией в верхах. В последние годы произошло заметное снижение реальных доходов, существенно увеличилось число людей, живущих ниже прожиточного минимума, имеются серьёзные недостатки в здравоохранении, ЖКХ, других сферах. Однако социально-экономические трудности и стагнация в немалой мере связываются с обострением международной обстановки и эскалацией санкций.

Чего ждут от президента в следующие 6 лет? Решительных шагов при наведении порядка, усиления борьбы с коррупцией и беззаконием, выправления экономической ситуации в стране. Это самые сложные вопросы. От них во многом зависит и будущее России и то, каким войдёт в историю фигура Путина.

В чём же сложность? Случилось так, что проведённые Ельциным и Гайдаром безграмотные реформы не создали конкурентной рыночной экономики, но сломали плановое хозяйство. Это был «большевизм наоборот». Сформировался олигархический капитализм, затем переросший в бюрократическо-олигархический. Для крупного капитала рейдерство и коррупция являются более эффективными способами обеспечения прибылей, чем долгосрочные инвестиции в технологическое развитие. Подмятый под их властью средний и малый бизнес не способен обеспечить технологический прогресс, и в результате созданная бюрократическо-олигархическая система тормозит развитие производительных сил. Видимо, и в Сибири коррупция оказалась выгодней, чем обеспечение безопасности клиентов при перепрофилировании кондитерской фабрики в торгово-развлекательный центр.

Средние темпы роста нашей экономики за последние 25 лет составляют 0,7%, тогда как общемировые в пять раз больше.

Выйти из сложившейся системы непросто. Необходимо прежде всего признать этот факт. Иначе трудно выбрать верные ориентиры и проводить успешный экономический курс. Совершенно ясно, что в нашем обществе имеются влиятельные силы, которым такая постановка вопроса не по душе или не интересна, хотя это близоруко с точки зрения их же собственных интересов. Затем необходимо выстроить программу контрреформ, переводящих экономику страны на более эффективную платформу конвергентной, или интегральной планово-рыночной экономики, которая включала бы в себя одновременно и капиталистические, и социалистические элементы. Без реставрации планового хозяйства в его гибкой и мягкой форме ничего путного не получится. Один рынок, тем более монополизированный, никак не тянет, что совершенно очевидно. Наряду с рыночным регулятором необходим и плановый. Иначе растёт сорняк.

Но многие из тех, кто участвовал в создании в нашей стране порочной экономической модели, по-прежнему на плаву. Не только в 1990-х, но и теперь экономика находится то в стагнации, то в кризисе. Тем не менее либералы при дворе держат прежний курс, время от времени призывая переходить к инновациям, модернизациям, цифровизациям и тому подобному. Но на все такие заклинания экономика никак не реагирует.

Наши успехи в оборонно-промышленном комплексе обязаны тому, что там действуют законы не столько рыночной, сколько плановой экономики. План связывает многие десятки заводов и научно-исследовательских учреждений в единую скоординированную систему, ставящую определённые задачи и преследующую вполне конкретные цели. Чтобы навести порядок в экономике, в целом нужно нечто такое же. Действовать надо последовательно, без промедлений, но и без спешки, избегая непродуманных решений. Следует точно поставить цели и затем достигать их. 23 марта в благодарственном обращении к избирателям Путин отметил: «Нам нужны последовательные, глубокие перемены, продуманные шаги, которые будут приносить устойчивый, позитивный результат и сегодня, и в перспективе».

Думается, что для этого прежде всего нужно кардинально изменить состав нынешнего правительства другой командой, включающей грамотных экономистов. Они должны не просто провозглашать намерения, но постоянно отчитываться о том, что удалось сделать. Иначе правит бал механизм организованной безответственности. Неолиберальная политика рыночного фундаментализма исчерпала себя. Требуются не косметические меры, а капитальный ремонт. Здесь нельзя переборщить и уйти в крайности прежде существовавшей в Советском Союзе бюрократической и командно-административной системы.

Плановый регулятор должен не исключать, а сочетаться с рыночными регуляторами. О том, что такое возможно и эффективно, говорит опыт многих стран – Китая, Вьетнама, показывающих одни из самых высоких темпов роста в мире, многих европейских, особенно скандинавских стран.

Словом, задача решаема, хотя часть решения упирается и в политическую компоненту. Да, нам нужно постепенными шагами двигаться к тому, чтобы внедрить или развить разрушенные напрочь плановые начала экономики. Разговор об этом идёт, но нужны дела. И незамедлительно. И нам надо демонополизировать нашу экономику так, чтобы открыть шлюзы развитию среднего и малого бизнеса. Если правильно поставить цели, их можно добиться. Но когда цели не ставятся или за их достижение никто не отвечает, то сделать это нельзя.

Важным шагом на пути к этому было бы обсуждение экономических проблем на высоком форуме, где могли бы встретиться, высказаться и поспорить представители противоположных точек зрения, а не одного направления, как это у нас обычно происходит.

Георгий Цаголов, профессор, д.э.н.

 

Источник статьи – Слово

Фото – МЧС РФ


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments