Либеральный выбор Сербии

  • Post category:Статьи

Второй круг президентских выборов в Сербии 3 февраля 2008 года вновь, как и 4 года назад, завершился победой кандидата от Демократической партии, Бориса Тадича, который всего на 100 000 голосов, или на 2%, обошел своего соперника, кандидата от Радикальной партии, Томислава Николича. При этом, уже спустя 15 минут после объявления первых результатов выборов Николич поздравил своего противника с победой, пообещав ему неоднократные политические столкновения в будущем, а Тадич, в свою очередь, поблагодарил соперника за честную борьбу и объявил о намерении встречи с заместителем партии радикалов для ведения серьезных политических разговоров. Такое политическое джентльменство, несомненно, дало еще больше оснований для критики системы парламентарной демократии в современной Сербии. Однако более 4,5 миллиона граждан Сербии предпочли личное участие в процедуре выборов, отдав, согласно подсчетам Республиканской избирательной комиссии, 50,57 и 47,71 процентов голосов в пользу Тадича и Николича соответственно.

Согласно данным Центра за свободные выборы и демократию, политико-географические предпочтения по стране разделились следующим образом: кандидат от ДП одержал уверенную победу в Белграде и Войводине, тогда как представитель радикалов наилучший результат показал в центральной Сербии и в крае Косово и Метохия. Кроме Белграда (в первом круге Николич опередил Тадича на 10 000 голосов), все остальные результаты более акцентированно, нежели в первом круге, показали, какие категории населения Сербии обеспечили поддержку классического либерала западноевропейского формата. Победу Тадичу принесли, прежде всего, разнообразные этнические меньшинства, скрепленные весомым процентом сербских, «домашних» либералов. Собственно, в победной речи по итогам выборов, Тадич особые похвалы произнес в честь лидера партии Г17 плюс Младжана Динкича, лидера демократической партии Санджака Расима Льяича, представителя венгерских партий Иштвана Пастора. Наибольший процент голосов и в первом, и во втором круге Борис Тадич набрал в тех регионах и городах, где концентрируется наибольший процент мусульманского, албанского (шиптарского), венгерского и цыганского населения (Нови Пазар, Тутин, Суботица, Вршац, Димитровград, Буяновац). Таким образом, в какой-то мере именно этнические меньшинства и решили судьбу выборов, что выглядит как закономерность в свете либеральных, априори многонациональных принципов построения нового сербского общества по Тадичу. Естественно, что преимущественная ориентация Тадича и его партии на интеграционные европейские процессы не может не привлекать представителей различных этносов, проживающих в Сербии, для которых связь с европейскими обществами, очевидно, гораздо существеннее взаимодействий с самим сербским народом.

Лидер радикалов Тома Николич представлял другую идеологическую опцию, направленную прежде всего на поддержку сербского народа, как в вопросе евроинтеграции, так и в жесткой позиции по сохранению Косова и Метохии в составе Сербии. Он получил безусловную поддержку сербского населения именно в этом проблемном регионе, а также в той части Сербии, где еще устойчиво влияние сельских патриархальных ценностей (Шумадия и Западная Сербия). Итак, можно утверждать, что эта центральная балканская страна расколота на два своеобразных, устоявшихся идеологических блока, ведомых двумя мощными политическими силами, исход битвы которых зависит от какой-то пары процентов, поэтому избирательная стратегия и строится, по сути, на базе привлечения именно этого подвижного «меньшинства». И вот, думается, именно здесь было допущено несколько кардинальных ошибок в предвыборной активности Николича. Позиционируя себя как умеренный сербский националист, расставив приоритеты в решении косовской проблемы и внешнеполитической ориентации на Россию, Томислав Николич попытался получить и голоса тех избирателей, которые всегда были доменом либералов. Речь идет о довольно громких и неоднозначно воспринятых пиар-акциях: договоренность о публичной поддержке кандидата от радикалов, победительницы Евровидения, певицы Марии Шерифович (которая имеет не совсем сербское происхождение и признает свою склонность к однополой любви), а также неоднозначный жест Николича — принятие в сербскую националистическую партию заместителя Мирового парламента ромов (цыган) Драголюба Ацковича, известного ранее своими провокативными высказываниями против сербских патриотов. Эти два момента предвыборной кампании, несомненно, оттолкнули от радикалов как немало консервативно настроенных сербов, так, и это самое главное, радикальную националистическую молодежь крупных городских центров. Один из молодых лидеров неформального националистического движения в Сербии, Горан Давидович, известный в связи с событиями 7 октября 2007 года в Новом Саде http://www.prognosis.ru/news/region/2007/10/5/novi_sad.html, вполне определенно дал понять, что и опция радикалов не приводит национальную Сербию к свободе. В свою очередь, штаб Тадича сделал ставку на европейски ориентированную молодежь Белграда и Нового Сада, разработав мощную систему агитации (от смс сообщений до организации концертов и вечеринок). Неудивительно, что сразу после известия о победе Тадича центр Белграда заметно «пожелтел» (желтые — цвета ДП). Думается, что радикалам стоит задуматься о более педантичном подходе к своей избирательной компании в будущем, учитывая запросы и мотивацию своих классических избирателей.

Тем не менее, победа Тадича сама по себе еще не означает и победы либеральной опции в Сербии. Тот комплекс проблем, который сегодня стоит перед Сербией, и который, частично, создал и сам либеральный президент, — это косовская проблема, которую Тадич никак не смог решить за предыдущий срок, возможные проблемы в правительстве (Коштуница и его партия, как известно, не поддержали Тадича), приватизация, безработица — вряд ли можно решить только в одной идеологической системе координат. В любом случае, 47,71 процент недовольных политикой Тадича вкупе с теми, кто отказался от голосования, вынуждает либерального президента к большей осторожности действий в политическом пространстве.



Константин Павлюц (к.филос.н),
Ивана Йович (факультет политических наук, Белградский университет)