«Косовары потрошили сербов на органы»

  • Post category:Статьи

Бывший обвинитель Гаагского трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) Карла дель Понте, на заявлениях которой многие годы держалось негативное представление Запада о сербах, выступила с сенсационными признаниями. В своей новой книге «Охота: я и военные преступники» она рассказала, как нынешнее руководство независимого Косово делало состояние на торговле внутренними органами, изъятыми у похищенных сербов

«Показания» Карлы дель Понте уже стали поводом для возбуждения уголовного дела в Сербии. Окружной суд Белграда начал слушания по делу о похищении летом 1999 года в Косово 300 молодых сербов, которых, как утверждает в своей книге бывший главный обвинитель МТБЮ, вывезли в Албанию для изъятия внутренних органов.

Чудовищными преступлениями, сравнимыми с теми, что чинил Третий рейх — в концлагерях, куда сводили похищенных, люди умирали в страшных муках, — занимались лидеры Армии освобождения Косово. Одним из ее вождей был Хашим Тачи по прозвищу Змей — нынешний премьер-министр независимого Косово.

В Сербии его всегда считали военным преступником. В досье на него собраны десятки зверств, которые полевой командир чинил над сербами в Косово. Однако начиная с 1999 года, когда натовские самолеты «зачистили» Косово от сербской армии, интерес Гаагского трибунала был прикован исключительно к «преступлениям Белграда».

По словам председателя Союза семей, пропавших без вести, косовских сербов Симо Спасича, он несколько раз встречался с Карлой дель Понте и передавал ей доказательства похищения и уничтожения косовских сербов в концлагерях. Однако даже после того, как в 2003 году прокурор лично побывала на месте преступления в местечке Бурел на севере Албании, в доме, где совершались изъятия органов, она не дала делу ход — хотя, по ее собственному признанию, там были обнаружены следы крови и медицинское оборудование.

Белградская пресса приводит десятки свидетельств: многие сербские организации пытались добиться от МТБЮ расследования преступлений албанцев в Косово, передавали подробные карты захоронений и концлагерей на территории края и на севере Албании, свидетельства жестоких пыток и уничтожения мирных жителей, в том числе детей и беременных женщин, над которыми надругались с особой жестокостью.

Однако подобные попытки пресекались на корню, ни один факт не был расследован. Сама дель Понте в недавнем интервью итальянской La Stampa призналась, что преследование военных преступников в современном мире — дело исключительно политическое. Если бы о преступлениях албанцев стало известно, ни о какой независимости Косово не могло быть и речи. Не случайно книга дель Понте увидела свет лишь сейчас, уже после провозглашения независимости Приштиной.

По данным белградской газеты «Пресс», контролировал кровавый бизнес лично Хашим Тачи — на торговле органами, изъятыми у живых людей, он заработал миллионы долларов. Показания об этом безуспешно пыталась дать в Гааге на процессе против Слободана Милошевича бывшая судья Окружного суда в Приштине Даница Маринкович. По ее же словам, миссия ООН в Косово (UNMIK), которую тогда возглавлял нынешний министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, препятствовала расследованию случаев пропажи и похищения людей в крае.

Кстати, о том, что администрация ООН, под юрисдикцией которой в крае многие годы продолжали истреблять сербов и уничтожать православные храмы, препятствовала попыткам призвать албанцев к ответственности, говорит и сама дель Понте, и ее помощница в те годы Флоранс Артман. В одном из интервью Артман заявила, что именно функционеры UNMIK не дали «железной Карле» возбудить дело против албанцев в связи с исчезновением людей и торговлей донорскими органами.

По признанию дель Понте, информацией об убийствах сербов и о торговле их органами она располагала уже в 1999 году. Что это? Признание в сокрытии важнейшей информации о чудовищном преступлении? Многие в Сербии считают, что удалившуюся «на покой» в роли посла Швейцарии в Аргентине дель Понте мучает совесть. Карла никогда не скрывала своего негативного отношения к сербам и сейчас, скорее всего, она хладнокровно желает продать сенсацию по выгодной для неё цене.