Нация, Государство, Человек – это наш лозунг!

 

Союз русского народа (СОБОР РУССКОГО НАРОДА).

Тезисы к идеологии.

Три составных части идеологии Союза русского народа:

национализм как приоритет интересов нации,

патриотизм как учет интересов государства

правоведение как баланс между интересами нации и государства.

Что можно выразить триадой – нация, государство, человек.

Союз русского народа должен стать союзом ВСЕХ, принимающих государствообразующую роль русского народа, а не только какой-то одной социальной группы или группировочки. Союз русского народа должен восприниматься всем обществом как СОВРЕМЕННАЯ, а не экзотическая, фольклорная организация. Для этого основной идеологический лозунг Союза времен Империи должен претерпеть существенные изменения.

В дополнение к уваровской триаде «Православие. Самодержавие. Народность» время требует выдвинуть новую формулу: «Нация. Государство. Человек». В дополнение, а не на замену. Пусть уваровская формула останется лозунгом православно-монархической части Союза русского народа. Её не следует отрицать и отвергать. Эта идеологическая триада имеет большую историю, и в свое время играла огромную созидательную и объединительную роль. Однако, русский народ сегодня состоит далеко не из одних монархистов и не только из православных. Из русского социума не выбросить огромного числа честных русских людей, воспитанных в советское время и преданных России не меньше, чем «новые» монархисты.

Для значительной же части молодого поколения уваровская триада звучит не вполне понятно, тем более, что даже сами монархисты признают очевидное: для восстановления монархии, тем более в ее самодержавной и сословной форме потребуется длительный исторический период. Морально, политически и организационно современное российское общество сегодня монархии не примет. Это есть объективная социальная данность. Помимо прочего, в России сегодня нет организованной и сколько-нибудь серьезной политической силы, способной не только разработать монархическую идеологию для нового времени, но и полноценно участвовать в политическом процессе в стране.

Мы выступаем с инициативой выработки новой, объединяющей русских и не только русских людей идеологии. Для двадцать первого века, можно говорить лишь о новой идеологии. Возвращение к старому смерти подобно. Эта идеология ни в коей мере не должна быть собрана из лоскутков разнообразных идеологий, которые когда-то господствовали в России. Речь идет об идеологии, базирующейся на фундаментальных, глубинных ценностях русской цивилизации и, если хотите, русской мечты. В конце концов, и монархия в ее лучших проявлениях и русский коммунизм есть воплощение определенной национальной мечты.

Относительно новой триады, предлагаемой в дополнение к уваровской.

На первом месте «НАЦИЯ», что означает приоритет интересов нации, как единого целого, над всеми другими интересами. Это означает твёрдое закрепление идеологии русского национализма в консолидированной идеологии всего Союза русского народа, чего не было в дореволюционном Союзе, и что сейчас является АБСОЛЮТНОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ. В мононациональной стране, где права самого многочисленного этноса, юридически неопределенны, Союз русского народа не может не подчёркивать свой явный крен в сторону русского национализма и русского национального возрождения.

На втором месте стоит «ГОСУДАРСТВО». Этого тоже не было в момент создания уваровской формулы, т.к. на тот момент имела место самодержавие власти. Подчёркивать роль Государства не было никакой необходимости, ибо государством был царь. Но сейчас восстановление роли сильного государства в противовес слабому государству, проповедуемому либеральными теоретиками – важная задача. Кроме того, упор на приоритет сильного государства примеряет националистов с патриотами, что тоже служит целям консолидации национально-патриотического движения. Тема сильного государства понятна и близка основной массе людей живших во времена СССР и сохранивших остатки тех воззрений. Эта же тема понятна молодому поколению, требующему, чтобы унижения России периода 90-х годов ХХ века никогда более не повторились.

Эта же доминанта важна и ещё вот почему. В 70 – 90-е годы прошлого века в части национально-патриотических кругов распространилось стойкое убеждение, что Государство является врагом и с ним надо бороться. При этом забывалась роль Государства, которое создаёт ЗАЩИТНУЮ ОБОЛОЧКУ вокруг своих граждан, защищающую их от убийственного влияния внешней среды, ослабляя социальное давление на каждого человека. Эту роль Государства, как защитной оболочки, защищающего конкретного человека, нацию от растворения и разложения при соприкосновении с внешней средой, невозможно переоценить.

Кроме того, в последние годы, да и в советское время появился термин – государственники. Этот термин не пустой идеологический миф. Государственниками называли и называют людей, которые в своей повседневной и профессиональной деятельности на первое место ставят интересы государства. Сегодня государственники – это так называемый средний слой, т.е. состоявшиеся люди, которые свое будущее и будущее своих детей связывают с Россией и только с ней.

Третью позицию в предлагаемой формуле занимает «ЧЕЛОВЕК». Можно было бы сказать «личность», но это означало бы скатывание к либерализму с его идеей автономной личности. Этого понятия также естественно не было в уваровской формуле, т.к. тогда отдельный человек не рассматривался, как субъект идеологии, если он не был Помазанником Божьим. Но в начале XXI века полностью игнорировать роль личности (пусть и с антилиберальными ограничениями, направленными на согласование интересов личности и Нации в целом) совершенно невозможно и неправильно. Это также перебрасывает мостик к части русских людей, сохраняющих демократическое и даже либеральное мировоззрение. Их надо тоже втягивать в поле национальной идеологии, а не отсекать от неё. Кроме того, в национализме роль сильной личности и роль Человека, как цели всей политической деятельности никогда не ставилась под сомнение. Именно в интересах Человека (русского человека) должен строить свою деятельность и Союз русского народа.

Главное и радикальное отличие от уваровской формулы в отсутствии упоминания о Православии, как стержне мировоззрения. Это серьёзно. Никто не отрицает большое значение для сегодняшней жизни большинства этических принципов православия. Русская цивилизация построена на ценностях Православия. Но канонизировать обрядную или организационную сторону Православной культуры – анахронизм. В политике, где соединяются интересы миллионов людей, ставить во главу угла утраченные нормы столетней давности, значит сойти в маргинальный (не имеющую широкой социальной базы), сектантский сектор. И интересы обеспечения единства ВСЕЙ русской нации, обязывают нас с этим считаться.

Никакая идеология не создается с кондачка, наскоком. Это длительный и серьезный процесс. В нем могут и должны принимать участие многие десятки людей. Но людей, способных слышать и понимать друг друга. Сейчас мы лишь обозначили свою позицию и готовы далее в более развернутой форме прорабатывать ее основные аспекты, а также выслушать критику по ее адресу.

СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ СРН

С.И. Кучеров