Природа современного экономического кризиса остается для многих загадкой. Некоторые эксперты считают, что кризис имеет конкретное страновое происхождение и потому именно США, виновные в нарушении стабильного функционирования мировой экономической системы, должны взять на себя ответственность за возвращение к нормальному функционированию мирохозяйственных связей. Россия связывает с этими ожиданиями рост цен на энергоносители, что приведет к пополнению золотовалютных резервов страны и тем самым поддержит экономическое развитие, хоть и ставшее по содержанию за последние годы спекулятивно-потребительским, но все же впечатляющее своими количественными показателями и стабильно обеспечивающее поддержку электората. Следует, однако, признать: основанная на природных ресурсах модель «роста богатства нации» для нашей страны себя исчерпала. Нефтью сыт не будешь. «Эффект ножниц цен» во все времена заставляет нации, торгующие сырьем, платить втридорога за потребляемые товары конечного потребительского и инвестиционного назначения. Поэтому не производящая материальные блага нация обречена на тотальную зависимость от стран-производителей товаров. Из этого следует, что, как бы ни складывалась ситуация в мировой экономике, во внутренней экономической политике нашей страны назрели глубокие перемены.
С ожиданием нефтяного ренессанса связана текущая экономическая политика в нашей стране. Приближенные к власти экономисты многозначительно заявляют, что кризис представляет собой объективную фазу экономического цикла и рано или поздно он завершится, а неприятная ситуация сама по себе рассосется. Исходя из такой установки, судя по принимаемым правительственным решениям, определяется некий временной горизонт кризисных процессов (гаданий на эту тему огромное множество и не только в нашей стране) и ставится задача растянуть накопленные финансовые ресурсы до периода начала восстановления мировой конъюнктуры, отдавая предпочтение поддержанию необходимого уровня социальной обеспеченности в стране. Деньги, называя вещи своими именами, будут раздаваться в основном людям. А вот с обеспечением этих денег продовольствием, медикаментами, одеждой и прочими необходимыми товарами складывается неопределенная ситуация. Импорт уже сокращается, а цены на него растут. Что же касается собственного реального производства материальных благ, то жесткие рыночные условия, сформированные монетаристами (в рамках поддержания финансового равновесия как основной цели проводимой ими политики), не оставляют надежды на его выживание. Устанавливая высокую процентную ставку, отказываясь снижать налоги, сдерживая падение курса рубля, правительство ограничивает утечку денежной массы из своих закромов, но делает недоступным кредит, держит закрытым «окошко» для самофинансирования и при этом замораживает надежды на импортозамещение (то есть на увеличение доли внутреннего рынка, освобождаемого от импорта в пользу национальных производителей). Ни денег, ни спроса, только растущие затраты и неопределенные инвестиционные горизонты.
Приоритет, отданный поддержанию финансовой сбалансированности российской экономики в результате использования монетарных инструментов, – одна из наиболее опасных ошибок нашего правительства. Денежные вливания в старую, отжившую, неэффективную, прошедшую свой «жизненный цикл» экономическую систему не дают ожидаемого результата. Ситуация обостряется, денежных ресурсов становится все меньше, потребность в них все больше, а на тот случай, если завершение глобального кризиса затянется, у страны не останется «ни подушки безопасности», ни «запасного аэродрома». Но главное, будет потеряно время и возможности для перевода ситуации в нормальное русло развития.
Правомерен вопрос, даже исходя из самых благих пожеланий для страны: оправдано ли поддерживать ее внутреннее экономическое равновесие за счет средств и механизмов финансовой политики? Увы, становится
фактом: финансовые механизмы, не способствующие оживлению реального сектора экономики, ведут к обострению внутренней финансовой ситуации и в конечном итоге к росту внешней задолженности (возможность внешних заимствований не исключает и наше правительство). Инфляция, следует признать, не реагирует на изменение процентной ставки, если не устранены источники ее роста – высокая зависимость от дорожающего импорта или затратный характер внутреннего производства. Девальвация, как принято считать, представляет собой падение курсового отношения национальной валюты к иностранной, но девальвация это . и соотношение между денежным знаком (банкнотой) и реальным товаром, который на нее можно приобрести. Чем меньше обеспечивающих банкноту товаров, тем ниже ее цена и выше ценность реального товара. А это уже провоцирует инфляцию (обесценение денег) и падение национальной валюты. Внешняя задолженность может сиюминутно позитивно отреагировать на падение валютного курса национальной денежной единицы (если только есть замещение импорта товаром национального производства), но в относительно длительном временном горизонте необходимо улучшение структуры торгового баланса – больше получать от продажи товаров с высокой добавленной стоимостью и меньше тратить на товары более низкого технологического содержания. Кредитная функция банков может быть восстановлена только в том случае, если будет определена долговременная стратегическая линия в развитии промышленного производства (и станет понятно, почему и в каком направлении государству, предприятиям и населению целесообразно вкладывать свои ресурсы для получения желаемого общенационального эффекта). Таким образом, финансовые механизмы регулирования кризисных процессов в экономике противоречивы по своей природе и могут приводить к значительному ухудшению как финансовой, так и экономической ситуации в стране. И только создание РЕАЛЬНОГО товара – единственный способ удержать в стране внутреннее экономическое, социальное и политическое равновесие. Производство реального товара – это, в то же время, единственное средство достичь признания в международных делах, где расстановка сил несомненно претерпит существенные изменения в результате глобального экономического кризиса.
Однако мало признать приоритет развития реального сектора экономики в сравнении с достижением финансовой сбалансированности, недостаточно «вбросить» финансовые ресурсы в поддержку тех или иных секторов реального производства или защитить их от импорта. Показательным в этом отношении может быть пример государственной поддержки, оказанный крупнейшему производителю автомобилей в нашей стране -АвтоВАЗу. Для поддержки производителя были использованы различные меры: от повышения заградительных пошлин до 30—35%, субсидирования ставки по автокредиту и покрытия части расходов на транспортировку автомобилей до предоставления прямой государственной помощи в размере более 10 млрд. рублей. Однако, несмотря на понесенные жертвы: значительное падение доходов и занятости в некоторых прибрежных регионах, «делающих» свою экономику на импорте дешевых иномарок, отечественный производитель повысил цены на свою продукцию и допустил серьезные сбои в производстве автомобилей по причине несвоевременной оплаты комплектующих своим смежникам. В результате, государственная поддержка, оказанная АвтоВАЗу со стороны федерального правительства, была дискредитирована нерадивым и безответственным производителем. Оказалось, что управленческая установка на поддержание отдельного крупного градообразующего предприятия по критерию сохранения занятости оказалась неэффективной и произвела прямо противоположный эффект – в ближайшее время планируется уволить более 3 тыс. работников предприятия. Приведенный пример позволяет сделать вывод о том, что предоставлению помощи отдельным отраслям и производителям должен предшествовать глубокий анализ не только складывающейся ситуации на производстве, но и планов самого производителя по технологической модернизации, снижению затрат в условиях падающего потребительского спроса, диверсификации производства, освоению экспортных рынков, переподготовки кадров и т.д. И такие планы по модернизации производства, прежде чем получить одобрение со стороны федерального правительства, должны пройти экспертизу и получить поддержку со стороны местных органов власти. За каждой единицей выделяемых федеральным центром финансовых ресурсов должна стоять коллективная ответственность региона: как самого предприятия, так и администрации региона, ведущего технического вуза (осуществляющего подготовку и переподготовку кадров и проводящего передовые исследования), региональных банков, торговых сетей, страховых компаний. Тем самым федеральному правительству целесообразно не подменять, а дополнять региональные планы по развитию тех или иных секторов экономики. Именно в таком направлении, на нагл взгляд, стоит выстраивать антикризисную промышленную политику в нашей стране.
Развитие реального сектора экономики в России, сопоставимость отечественной продукции с зарубежными аналогами и даже рост ее конкурентоспособности – это не безнадежная цель. Проблема лишь в том, что реализация данной цели в условиях такой огромной и разнообразной по ресурсам и возможностям страны, как Россия, требует особого управленческого профессионализма и на уровне федерального центра, и на уровне регионов. Отсутствие профессиональных экономистов, способных управлять развитием реального производства, в жестких рыночных условиях становится главной проблемой на пути выхода нашей страны из экономического кризиса, а их подготовка должна стать приоритетной задачей для российского правительства в современных условиях.
Директор Центра Региональной и Инновационной политики (Санкт-Петербург), Эксперт Президиума,