Азербайджанский вектор

О современном Азербайджане в России мало что знают. Новости из этого прикаспийского государства поступают редкие и скупые. Известно, что там при формально республиканской форме правления фактически установлена монархия, и страной правит Ильхам Алиев – сын бывшего председателя КГБ Азербайджанской ССР, бывшего 1-го секретаря Азербайджанской компартии и третьего президента независимого постсоветского Азербайджана Гейдара Алиева. Помпезные портреты отца и сына украшают теперь все центральные проспекты Баку.

Здесь берёт своё начало знаменитый нефтепровод “Баку – Тбилиси – Джейхан”, строительство которого в обход России, напрямую через враждебную Грузию к турецкому порту Джейхан стало крупной геополитической неудачей Кремля. Теперь каспийская нефть поступает на Запад без участия России, и Москва утратила один из важных рычагов влияния в Закавказском регионе. В перспективе в обход России может пойти и казахская нефть с Мангышлака, с восточного побережья Каспийского моря – есть вполне реальные проекты протянуть нефтепровод через море, до Казахстана.

Геополитическое значение этого закавказского государства очень велико. Фактически его положение является здесь ключевым – ведь не зря же именно Азербайджан с его бакинской нефтью постоянно становился ареной схватки между могущественными державами прошлого: Россией, Турцией, Великобританией. Если с современной Грузией вопрос предельно ясен – вражду с Россией это государство и его народ, похоже, превратили едва ли не в основное направление своей внешней политики,- то выбор приоритетного партнёра между двумя оставшимися государствами закавказского региона – Арменией и Азербайджаном – для нас не столь очевиден, как представляется некоторым.

Исходя из анализа нынешней ситуации совершенно не следует как то, что Армения и армяне a priori являются нашими друзьями, так и то, что Азербайджан и азербайджанцы должны рассматриваться лишь в качестве противников. Этот вопрос требует очень взвешенного подхода, так как ошибка в выборе основного партнёра или даже союзника в столь важном в геополитическом отношении регионе как Закавказье может очень дорого аукнуться России на протяжении целого исторического отрезка.

Но даже если оставить на время соображения государственного характера, то русским в России, безусловно, необходимо знать, что собой представляет это государство и населяющий его народ. Тем более, что в свете всё продолжающегося увеличения численности азербайджанской диаспоры в нашей стране, в том числе и в Москве, и происходящих иногда на этой почве межнациональных конфликтов любая информация представляет известную ценность.

Для приезжего человека чистый, ухоженный, сияющий огнями Баку кажется почти Европой. Причём, это отнюдь не аллегория. В столице Азербайджана есть целые кварталы домов застройки XIX – начала XX века, выполненных в абсолютно европейском стиле. Попадая туда, создаётся полное впечатление, что находишься не в Азии, не рядом с дворцом Ширванского правителя XV века, а где-нибудь в Петербурге Достоевского и Хармса. В буквальном смысле перейдя через улицу, можно совершить путешествие из одной цивилизации и эпохи в другую. Из средневекового Востока (так называемого ”Старого города” – ”Ичяришахэр” по-азербайджански) в Европу начала века XX.

А вот о советской эпохе, о 26-ти бакинских комиссарах в столице Азербайджана уже мало что напоминает. Только лишь сохранились в центре города кое-где мемориальные таблички на домах, сообщающие, что здесь с такого-то по такой-то год жил известный революционер-подпольщик. В деле борьбы с советским наследием нынешнее руководство страны в лице президента Ильхама Алиева и правящей партии ”Новый Азербайджан” ведёт себя вполне в традициях правительств подавляющего большинства современных государств бывшего СССР. Переименование улиц, демонтаж памятников – всё это имеет место, хоть и не в столь агрессивной и подчёркнуто антирусской форме как, скажем, в Грузии или Прибалтике.

Имеет место и создание собственного пантеона мучеников и жертв борьбы за свободу и независимость. Так, например, центральная аллея в Парке шахидов, где находятся могилы павших на Карабахском фронте, представляет собой мемориал в честь погибших 20 января 1990 года. Тогда, напомню, части советской армии вошли в Баку, чтобы остановить длившуюся уже неделю армянскую резню, однако часть проживающих в городе азербайджанцев, подстрекаемая националистами из Народного фронта, попыталась этому воспротивиться.

Есть в Бакинском метрополитене и станция с названием ”20 января”, а также “28 мая” – в честь провозглашения независимости Азербайджана 28 мая 1918 года. И многие исторические здания в городе так же снабжены мемориальными досками: мол, здесь с 1918 по 1920 год располагался “милли меджлис”, то есть Национальный парламент независимого демократического Азербайджана. В почёте теперь даже английские интервенты времён Гражданской войны – в том же Парке шахидов есть мемориальная доска в честь английских солдат и моряков, убитых при освобождении Красной Армией Баку.

Современное руководство Азербайджана в своей политике ориентируется, разумеется, преимущественно на Турцию. Страна полна совместных азербайджано-турецких предприятий. Азербайджанские военные щеголяют в натовках, офицерский корпус проходит постоянные стажировки в Турции, армия являет собой уменьшенную копию турецкой. Иран же в числе основного партнёра современным азербайджанским руководством не рассматривается, хоть его северная часть Тебриз и заселёна, в основном, азербайджанцами. Этнический и языковой фактор родства с Турцией для современного Азербайджана в деле выбора пути оказался гораздо весомее, нежели фактор религиозный.

В 90-е на территории этой бывшей союзной республики особенно активно работали чеченские эмиссары, пытавшиеся развернуть вектор азербайджанской политики в антироссийскую сторону. Подло спекулируя на событиях 20 января, они перекидывали мостик в настоящее, к штурму Грозного и первой чеченской войне: мы, мол, братья по несчастью, одинаково пострадавшие от “кровавой Русни”. Отсюда на территорию России переправлялось оружие, отсюда ехали наёмники. Разумеется, отголоски этого есть и сейчас. Так, среди нескольких, выходящих в Азербайджане газет на русском языке есть и такие, по сравнению с которыми “Новая газета” – это поистине рупор русских национал-патриотов.

Однако это вовсе не означает, что для нашей страны эта бывшая союзная республика – территория навсегда потерянная. На мой взгляд, Россия вполне могла и может до сих пор вести борьбу за своё влияние в регионе. Зачем же сразу и безоговорочно отдавать Азербайджан в сферу турецких или даже американских интересов, в сферу антироссийского влияния? Это было бы непростительной ошибкой. В конце концов, определённые рычаги влияния на Баку у нас до сих пор имеются: взять хотя бы ту же азербайджанскую диаспору в России численностью в несколько миллионов. Ведь это же можно использовать в свою пользу.

Но для этого России необходимо определится с армянским вопросом. Он, равно как и карабахский, вообще крайне болезненная тема для азербайджанцев. На сегодняшний момент под армянской оккупацией находится ведь не только почти вся территория собственно бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), но также и ряд прилегающих к ней азербайджанских районов. Потерпев полное поражение в той войне, Азербайджан лишился почти 13% своей территории, и на всех картах земли, отторгнутые к 1994 году, помечены теперь косым штрихом – как территории, оккупированные врагом.

Говоря о событиях в Карабахе конца 80-х – начала 90-х годов часто приходится сталкиваться с рядом стереотипов. Не секрет, что большинство граждан России тогда сочувствовали, да и продолжают сочувствовать армянам. Видимо, сказывается степень исторической инерции, так как защита армян была одним из главных направлений в российской политике в Закавказье на протяжении доброй пары веков. Не отрицая всех тех турецких зверств в отношении армян, которые действительно имели место в истории, нельзя забывать и о том, что современная Армения вовсе не является пророссийски ориентированным государством. И никакой сколько-нибудь значимой и многочисленной русской диаспоры в этой стране нет. Не было её и в советское время. Активно заселяя сейчас, к примеру, наш Краснодарский край, наводнив в своё время Баку, армяне на свою землю чужих не допускают. Армения – государство сугубо моноэтническое.

К концу 80-х только в одном Баку проживало свыше 300 тысяч армян. И большинство из них занимало хорошие социальные ниши: юристы, врачи, интеллигенция и т.д. В то время, как в Ереване азербайджанцев, равно как и представителей других народов, практически не было – это, кстати, один из излюбленных аргументов, приводимых азербайджанцами в обоснование своей исторической правоты.

Первоначально, ещё в 1987 году карабахский конфликт был в значительной мере спровоцирован именно армянскими националистами, потребовавшими выхода НКАО из состава Азербайджанской ССР и присоединения её к Армянской ССР. И эти требования нашли поддержку даже у части тогдашнего союзного руководства. В частности советник Махаила Горбачёва Абел Аганбегян через центральное телевидение выражал свою поддержку идее перехода Карабаха под юрисдикцию Армении. Можно не сомневаться, что уже тогда, в 1987-1988 годах армянские националисты были настроены сепаратистски и негласно поддерживаемые руководством компартии Армении, видимо, взяли твёрдый курс не только на выход из состава Азербайджана, но и на максимальную автономию от Москвы с перспективой выхода из состава СССР вообще. Иначе, если бы они видели своё будущее в рамках единого советского государства, то категорическое требование присоединения именно к Армении выглядело бы несколько странным. Для людей, мысливших именно в масштабах Союза, юридическое подчинение территории той или иной республике в его составе было вопросом второстепенным.

Разумеется, никто не отрицает факта армянских погромов в Баку, но не следует забывать, что изгнание азербайджанцев из Карабаха и из азербайджанских сёл на территории Армении началось ещё за пару лет до этого. В той ситуации, как, впрочем, и во всех аналогичных, горбачёвское руководство принимало поистине самоубийственные решения для всей страны. Сначала полное попустительство сепаратистам в лице “Комитета Карабаха”, потом запоздалое и неумелое вмешательство в ситуацию, которая уже давно вышла из-под контроля. В результате – ненависть со стороны обоих народов. Со стороны армян – за то, что допустили сумгаитскую резню и бакинские погромы и вмешались слишком поздно. Со стороны азербайджанцев – за то, что, вмешавшись, во многом заняли сторону армян, деяниям которых до этого откровенно попустительствовали.

Исходя из всего этого, необходимо подчеркнуть одно. Современная политика России в Закавказье должна строиться с учётом прежних ошибок. Я не говорю, что её вектор должен быть однозначно переориентирован на Азербайджан. Нет, конечно же. Я хочу сказать, что недопустима однозначно проармянская ориентация, которая в нынешних условиях была бы глубоко ошибочной. Армян искренними друзьями и союзниками России всё равно не сделаешь, а вот окончательно толкнуть Азербайджан в сферу влияния Турции и США этим можно абсолютно точно. В конце концов, борьба за бакинскую нефть – не последний аргумент в геополитической игре, в деле выбора союзников и наиболее выгодных партнёров. Армения сопоставимыми с Азербайджаном ресурсами не обладает. А то, что она будто бы тяготеет к России религиозно и культурно – миф. Армяне, между прочим, даже никакие не православные христиане, как почему-то думают многие в России. Они придерживаются армяно-григорианской, монофизитской церкви. И проблемы в межнациональных отношениях с армянскими диаспорами в России, в том же Краснодарском крае существуют – об этом нельзя забывать.

Что же касается азербайджанских диаспор в России, то возникающие с ними проблемы – это, скорее, не результат их агрессивности; это, прежде всего, показатель качества современных русских. Азербайджанцам как народу воинственность и агрессивность отнюдь не свойственна. Та же война за Карабах является в этом отношении весьма показательной. Имея значительное превосходство и в промышленной мощи, и в техническом оснащении, и в живой силе, азербайджанские войска потерпели фиаско. И множество азербайджанцев тогда желанием воевать за плодороднейшие земли Карабаха (“чёрного сада”, в переводе с их языка) отнюдь не горело. Так, например, в начале 90-х, уклоняясь от мобилизации в армию, они массово заполонили Россию и сидели там годами. В составе же их воюющих частей немалое количество составляли местные русские, особенно технические специалисты.

Если говорить о положении оставшихся в Азербайджане русских после развала СССР, то оно оказалось не столь драматично, как в других бывших союзных республиках, как в той же Прибалтике, например. Да, всплеск антирусских настроений в начале 90-х действительно произошёл – факт, и русские в тот момент из Баку побежали вслед за армянами. Но к настоящему моменту он в значительной степени сошёл на нет. Ничего подобного той политике, что проводится в отношении ”неграждан” в какой-нибудь Латвии, в Азербайджане не существует. Националисты и пантюркисты вроде президента Азербайджана начала 90-х Абульфаза Эльчибея сейчас не пользуются столь широкой поддержкой, как раньше. На улицах Баку человеку славянской внешности никто неприязни не выказывает. Наоборот, азербайджанцы в массе выглядят приветливыми и дружелюбными, и на вопросы, заданные по-русски, всегда отвечают.

При этом, однако, оставшиеся в Азербайджане русские – как правило, это люди старшего поколения. Молодёжи крайне мало. Ей для нормального трудоустройства необходимо знание азербайджанского языка, но отнюдь не все местные молодые русские связывают свою судьбу с этим государством. Кто может, стремится уехать в Россию. Кто не может – подвергается ассимиляции.

Одним из центров культурной и духовной жизни русского населения Баку являются, безусловно, православные храмы, коих в городе насчитывается три. Причём, главный кафедральный собор Святых жён-мироносиц был воссоздан уже в постсоветское время, в 2002 году. На средства мецената Курбанова Айдына Самед-оглы, как гласит мраморная табличка при входе. Интересно, в каких-нибудь других экс-союзных республиках, особенно мусульманских, строятся православные храмы на деньги местных меценатов? И строятся ли они там вообще?

Прихожане представлены преимущественно женщина среднего и старшего возраста. Мужчин мало, как, впрочем, и везде в православных церквях в национальных окраинах. Многие из них, судя по лицам, явные метисы, потомки смешанных браков. Однако есть и чистые азербайджанцы, принявшие христианство. На праздничную службу рождественским утром 7 января собралось человек семьдесят.

Ещё один интересный штрих. В Азербайджане, по крайне мере в Баку, почти никак не ощущается влияние ислама. По сравнению с российским Северным Кавказом, в особенности с Дагестаном, Чечнёй и Ингушетией, где исламисты всех мастей играют важную роль в жизни общества, здесь их присутствие слабо ощутимо. И это сразу же бросается в глаза. Что, в принципе, объяснимо, ибо шиизм, которого придерживаются азербайджанцы, в целом, не содержит в себе той агрессивной направленности как другие течения в исламе, распространённые на российском Кавказе. Женщины в хиджабах в азербайджанской столице попадаются редко и составляют явное меньшинство. Разумеется, по столице не вполне правомерно судить обо всей стране в целом, возможно, в провинции народ более исламизирован. Но, в любом случае, не до такой степени, как в том же Дагестане, Чечне или Ингушетии. Рассказы о том, что в соседней с ними Стране гор исламские радикалы убивают гадалок и пытаются выкорчевать традицию празднования древнеперсидского, зороастрийского Навруза – праздника весны – повергают большинство азербайджанцев в шок.

Поэтому светский характер азербайджанского государства – это безусловный для нас плюс. И этот факт надо ценить по достоинству. Ориентация на исламистов – битая карта. Усиление их влияния, что в сопредельных с нами государствах, что на нашей собственной территории, так или иначе подразумевает ослабление нашего. Это надо чётко понимать и не питать никаких иллюзий.

Разумеется, нельзя сказать, что будущее азербайджано-российских отношений представляется безоблачным даже при самых благоприятных для нас условиях. В частности, на севере страны, в приграничных с Россией районах существует проблема дагестанских национальных меньшинств. В федеральных СМИ об этом практически ничего не пишется, но в дагестанской печати вопрос о положении закатальских аварцев и кусарских лезгин в Азербайджане поднимается регулярно. Есть в Дагестане общественные объединения выходцев из дагестанских районов северного Азербайджана, которые поднимают вопрос о воссоединении. Те же, лезгины, например, являются народом разделённым – большая их часть проживает не в российском Дагестане, а в Азербайджане. Представители этих этнических групп заявляют об имеющей место этнической дискриминации, о жёсткой политике азербайджанизации, проводимой правительством Ильхама Алиева в этих в районах.

Большинство дагестанцев, проживающих в Северном Азербайджане, настроены, в целом, пророссийски. Многие из них имеют российское гражданство, и весной 2008 года несколько их сёл даже заявляло о желании войти в состав России. И этот факт – ещё один довод в пользу того, что за усиление нашего влияния в регионе необходимо вести борьбу.

В политике, в международных отношениях надо использовать все благоприятные факторы, все рычаги воздействия, которые только возможно. Хватит уже безоговорочных капитуляций и парада сдач целых государств в сферу влияния наших потенциальных противников, будь то Турция, США или Западная Европа. Благополучно отсидеться на севере, отгородившись от всего остального мира чуть ли не китайской стеной, как предлагают крайние националисты, всё равно не получится.

Игорь Бойков