Духовная оскомина сводит разум

«Мы знаем только две категории людей:
тех, кто ходит в церковь и коммунистов!»
Владимир Познер-старший.
(Книга «Кто убил Бэррела»,
Политиздат, 1952 год)

Автора побудило написать эту для некоторых очень «неудобную» статью отнюдь не субъективистское отношение к Православной Церкви и не пресловутое «попоедство». Именно стремление к истине является координатой моих авторских размышлений.
31 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, где в конференц-зале Академии состоялась его встреча с высшим командованием и генералитетом Вооруженных сил РФ. В зале присутствовали: министр обороны РФ, руководящий состав Генерального штаба и центральных органов военного управления, главнокомандующие видов и родов войск, командующие округов и флотов Министерства обороны РФ, а также профессорско-преподавательский состав, слушатели и выпускники многих военных учебных заведений. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с речью, которая вызвала много вопросов после ее прослушивания (1).
В частности, в нарушение Конституции РФ он стал удивлять присутствующих профессионалов своей пропагандой в высших достоинствах религиозного мировоззрения, что не может не вызывать протест у военнослужащих и ветеранов, которые находятся вне религиозного зомбирования. В очередной раз, отвлекая командование Вооруженных сил РФ и профессорско-преподавательский состав со слушателями от учебного процесса, было проведено парадоксальное шоу, единственной целью которого было убеждение офицерского состава в необходимости скорейшего введения штатных должностей армейских священников в Вооруженных силах России. «После того, как эту программу запустил Верховный главнокомандующий, – сказал глава РПЦ МП, – многое уже сделано, созданы соответствующие подразделения, и сейчас мы осуществляем наши планы… Как известно, на сегодня нам выделены примерно 240 штатных единиц священнослужителей в Вооруженных силах, и я думаю, что постепенно все они будут заполнены. Со стороны Церкви предстоит подобрать для этого кадры».
Как всегда глава РПЦ МП не удержался от того, чтобы не обрушиться с критикой на безбожную советскую власть, которая «…тратила миллиарды на идеологию и которые исчезли в никуда. Где теперь эти убеждения?!», – задает вопрос глава РПЦ МП. «Почему религия живет не 2-3 поколения как идеология, а Православие живет 2000 лет? Потому что не только убеждения, а реальный духовный опыт людей». Далее Кирилл заявил о том, что «священник помимо воспитательной (!) работы в войсках должен совершать богослужения, в том числе в выделенных помещениях ВС он должен исповедовать и причащать, он должен вместе молиться. И самым главным приоритетом является страх Божий, страх как нравственная категория».
В заключение, глава РПЦ МП наивно выразил надежду, что введение священнослужителей в армии поможет побороть неуставные взаимоотношения и способно воспитать военнослужащих, готовых ради Родины на самопожертвование.
Вызывают удивление иллюзии предстоятеля РПЦ с помощью молитв навести порядок в казарме. Это чем-то напомнило высказывание покойного предстоятеля РПЦ Алексия II: «Чем больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем»(2).
Нуте вам!
Почему же религия за все эпохи своего господства не искоренила преступность даже в среде своих адептов? Скажите, что тюрем было бы еще больше, если бы церквей было меньше? Неправда. Нет такой связи между этими «заведениями». Преступность умеряется не молитвами, а социальными условиями, достойными человека. И если церковь в какой-то мере оказывает благотворное влияние на моральное состояние людей, то, в общем, это не оказывает решающего влияния на состояние преступности. Даже при самых жестоких режимах господства церкви преступность, как асоциальное явление, не искоренилась. И пусть сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не сбивает себе капитал искоренителя зла в казарме молитвой.
Теперь постараюсь объяснить, почему Православие живет 2000 лет. Все дело в том, что любая религия способна приспосабливаться к новой исторической действительности. Не случайно великий французский философ-материалист Д. Дидро сравнивал религию с ползучим растением, которая всегда прилаживалось к неровностям любой поверхности. Это касается и христианства, зародившегося в условиях рабовладельческого Рима как религия угнетенных и обездоленных масс. И когда глава РПЦ МП говорит об «истинности» и «вечности» Православия с трибуны конференц-зала Академии ГШ ВС РФ, он предпочитает умалчивать о ее служебной роли эксплуататорам. Православие на Руси со своих первых же шагов вплоть до победы Октябрьской революции служило верным оплотом эксплуататорских классов: оно поддерживало и освящало власть князей, помещиков, капиталистов. И от этого факта РПЦ никуда не деться.
Русский патриотизм, русская культура, высокая нравственность – все это не принадлежит религии и присваивается ею исключительно ради собственного возвеличивания. Мы видим на многих фактах силу русского патриотизма как раз вопреки церковным поучениям «терпеть и подчиняться»; мы знаем славу великой русской культуры, взлелеянной талантом трудового народа, а не молитвой и не крестным знамением; мы с возмущением узнаем о фактах низкой нравственности всех поколений и рангов тех, кто тепленько пригрелся у алтарей. Тогда чего же стоят речи о «ценностях» православия для «христолюбивого воинства»?
Да, религия обладает утешительством и выполняет некоторые компенсаторные функции. Но какой ценой дает она этот мизер тем, кто поверил ее проповедникам? Зайдемте в православный или старообрядческий храм, в сектантскую общину или поприсутствуем на молитве мусульман. Вслушаемся в проповеди – и нас поразит архаика идей, скудность внушаемых мыслей, калейдоскоп мировоззренческих представлений. Где же в них хваленая мудрость, наука и прогресс? Где любовь к человеку, если он, владыка жизни, обзывается рабом, становится на колени в рабскую позу и сквозь слезы поносит себя как последнюю греховную тварь?
«Я для мира умру, я умру для себя», – апофеозом всех религий звучат слова баптистского гимна самоуничижению (3).
Потрясенные мы выходим из этих «домов господа» с твердым убеждением, что религия ввела людей не в храмы истины, и стучатся они не в те двери. Зато проповедники щедро льют елей, чтобы не замечали в его сладковатом вкусе духовной отравы, а за словесами о «прогрессивности» религии не распознавали старых-престарых представлений о мире. Истины здесь нет ни грана. Она – в науке.
Разглядев строгую диалектику поступательного развития истории, нужно правильно разглядеть характер идей, которые были или еще остаются идейным знаменем людей. Религия среди них – самая долговременная и косная. Но она исторически преходяща. Освобождая себя из-под гнета социальных и стихийных сил природы, человечество сбрасывает с себя религиозную мистику и действует как разумный творец своей жизни.
Вызывает огромное сожаление то, что Патриарх Кирилл, имея для этого все возможности, не берет пример с Патриарха Гермогена, который во время польской интервенции и явной угрозы окатоличивания Русской земли, рассылал грамоты по городам и селам, собирая русский народ, русское ополчение на защиту против интервентов. А ведь сейчас ситуация не лучше.
Наглядным свидетельством утраты суверенитета России является крайне низкое состояние боеспособности её Вооружённых Сил. Об этом достаточно подробно и много пишется на страницах печати. Приведем лишь только один пример, подтверждающий жуткие последствия «реформ». Если к моменту вывода российских войск с территории европейских государств в Вооруженных Силах насчитывалось около 63900 танков и примерно столько же БМП, то сейчас в России вряд ли осталось и 5000 танков и столько же БМП в боеготовом состоянии, т.е., не разукомплектованных (не разворованных). Погром осуществлялся нашими же руками, когда мы сами порезали их на металлолом в соответствии с международными договорами. Аналогов такого танкового разгрома в военной истории ещё не бывало. Последующими «реформами» Вооружённые Силы были разделены на стратегические силы, управляемые по старинке, т.е. полностью централизованные, и тактические силы, допускающие возможность максимальной самостоятельности в их применении. Однако на сегодняшний день тактические силы полностью исключают возможность в создании группировок войск на угрожаемых операционных направлениях в целях отражения агрессии противника. А если коснуться запасов вооружения и военной техники и других материальных средств, то явно просматривается утрата и мобилизационной готовности страны (4).
Сегодня мы видим, что «отечественные» либералы в реализации планов своих хозяев более категоричны. По их мнению, даже благодатен мор «отработанного материала». О последнем вслух говорят редко, но действуют именно в этом ключе. Уже в начале реформ несколько самых радикальных реформаторов публично провозгласили тезис о пользе вымирания вчерашних сограждан. Например, А. Чубайс, будучи ещё руководителем Госкомимущества РФ, говорил о том, что вымирание пятнадцати-двадцати миллионов, «не вписавшихся в рынок», даже полезно. И вот после изобретения им ваучеризации, которая лишила сотню миллионов граждан России накопленных сбережений и превратило их в нищих, Патриарх Кирилл называет в связи с 55-летием со дня рождения А. Чубайса «одним из наиболее эффективных руководителей в России» и желает ему «успехов в трудах, с усердием совершаемых на благо Отечества». Хочу присоединиться к легендарному профессору Дулуману А.К. и обратиться к гр. Гундяеву Владимиру Михайловичу – Патриарху Московскому и всея Руси, предстоятелю Русской православной церкви:
«Ваше Святейшество!»
Вы недавно поздравили с днём рождения олигарха Анатолия Борисовича Чубайса, который в народной молве является воплощением православно-христианского олигарха, олигархом из олигархов.
Но почему вы не напомнили рабу божьему Анатолию слова Христа богатому юноше? Почему это Вы не воспользовались случаем и не посоветовали ему, олигарху их олигархов, продать свое имущество и раздать тем бедным офицерам, которые вынуждены проводить беспрецедентную акцию протеста бесквартирных военнослужащих «Построение обманутых полков», т.к. другим способом докричаться до Верховного главнокомандующего 200 тысяч бесквартирных офицеров не могут? (5)
Вот уже много лет раздаётся в России всенародное требование: «Пересмотреть итоги приватизации!». Скоро уклониться от выполнения этого требования станет уже невозможно. Ну, а за этим последует признание краха проводившегося политического курса, и, естественно, возникнет вопрос: « Кто же во всём этом виноват?». В этом разборе необходимо придать особую значимость в установлении мер наказания за военные преступления – разбазаривание военного имущества и подрыв обороноспособности страны. В самом деле, разве можно приравнять их деяния к обычному карманнику или даже убийце. Имена их всем известны. Действия их согласуются с деятельностью особо опасных врагов народа и государства. Они полностью соответствуют тяжести совершённых преступлений, в результате которых:
– уничтожена Великая страна;
– разграблено и отдано иностранному жулью общенародное достояние;
– Россия обречена на иностранную оккупацию, от которой она не может освободиться до сих пор;
– большинство народа, лишено своих сбережений, а его жизненный уровень доведён до низшего предела, едва обеспечивающего физическое выживание;
– много лет осуществляется геноцид русского народа;
– систематически развращается народ путём насаждения культа денег, насилия и порнографии, всяческого его унижения.
Исходя из этого, все содержание учебного процесса академий уже сейчас должно быть направлено на формирование у офицеров более цельных взглядов на сложный характер военных, прежде всего боевых действий будущего и глубокое изучение ими наиболее перспективных форм и способов вооруженной борьбы. Только при таком подходе можно обеспечить успешное решение важнейшей задачи военного образования — дать базовую подготовку и сформировать современное мировоззрение военного руководителя, способного рассматривать войну, операцию (бой) или сражение в целом, т.е. как систему и создавать новое, а затем четко управлять войсками в самой сложной, быстро меняющейся обстановке.
Вот что необходимо срочно осуществлять, а не навязывать армии «замполитов в рясах»! Вместе с тем, не надо думать, что священнослужители – все пройдохи и сознательные обманщики, как полагал Вольтер. Среди них немало порядочных, искренне заблуждающихся людей. Но то, что они проповедуют о сверхъестественных силах, – неправда. И за это мы, неверующие и атеисты, их порицаем. Внушать людям заведомо неправду – минимум аморально. Бог, боги, их занебесные чертоги, ангелы, пророки, души, духи, нечистые силы, предопределение, ад, райские кущи и прочий набор фантастических представлений есть мировоззренческое наследие невежественных времен, которое упорно транслируется в поколения духовнослужителями. И упорно, и серьезно, будто это так и есть в действительности. А этого ничего нет!
Есть мистифицированная фантастика, закрепленная традицией.
Также у автора вызвало удивление то, что при подготовке военнослужащих, по словам главы РПЦ МП, «самым главным приоритетом является страх Божий, страх как нравственная категория». Но что стоит такая нравственность и порядок, основанный на страхе? Получается, что офицеры будут следовать нравственным принципам не по внутреннему убеждению, а из-за страха. Они могут считать несправедливыми те или иные установления, но подчиняться им только из-за боязни не угодить всевышнему и навлечь на себя его гнев. Ни о какой сознательности речи быть не может. Ну а помимо всего прочего, страх перед карами божьими оказывается очень ненадежным средством в укреплении дисциплины и правопорядка в силу принципа всепрощения, согласно которому любой грех может быть прощен, если согрешивший покается перед богом. К сожалению, среди сидящих в зале генералов, имеющих ученую степень доктора педагогических наук, не нашлось ни одного, способного объяснить Патриарху Кириллу, что свободное развитие и воспитание офицера невозможно совместить с духовным гнетом.
Особенно вызвали раздражения сентенции Кирилла относительно краха марксистской идеологии в нашей стране. Так и хочется спросить новоявленных критиканов марксизма: известно ли вам более глобально-гуманистическая теория, ориентирующая движение человечества к его будущему? Нет, вы не можете указать ни на одну из существующих теорий, которую можно было бы поставить рядом с марксистской. Ее глобальное содержание фокусируется в планах радикального переустройства всех человеческих ассоциаций планеты на основе принципов свободы, равенства и братства. Создав экономическое учение, марксизм раскрыл глаза человечеству на ту социально-экономическую основу, которая в конечном счете определяет моральные, политические, религиозные, эстетические и прочие взгляды и уровни осознания бытия, а также идеалы, стремления и деятельность людей. Человечество всегда мечтало о своем лучшем будущем, но стихийно двигалось к осуществлению своих идеалов. При всех недостатках марксизм показал, что путь в будущее сопряжен с коренной перестройкой социального бытия, в результате которой устраняются частная собственность на орудия и средства производства, эксплуатация человека человеком и утверждается господство подлинного счастья всех людей, без их расовых этнокультурных различий. Осуществление этих идеалов не планировалось с сегодня на завтра. Поэтому марксистскую теорию ни в коем случае нельзя обвинять в форсировании исторического хода человечества. К.Маркс и Ф.Энгельс нигде не намечали сроков прихода посткапиталистического общества. Это только хрущевщина могла опошлить марксизм обещанием наступления коммунизма в поколении 80-х-90-х гг. XX в. За подобную фантастику марксистская теория не в ответе. Марксизм велик своей гуманной сущностью. Все его теоретические положения подчинены главному – интересам человека, тому, чтобы он думал и творил как свободный хозяин своей жизни, поэтому великие поборники гуманизма подчинили свою деятельность тому, чтобы человек был свободен от эксплуатации, бесправия, безнравственности, религиозного опиума и прочих унижающих достоинств человека негативизмов. Отметить достоинство теории марксизма важно. Но еще важнее приложить ее учение к практике сегодняшнего дня. На этот счет существует по крайней мере два основных мнения. Одно из них считает, будто марксизм безнадежно устарел и место ему на свалке истории. Другое мнение более оптимистично, и мы его отстаивали со всей убежденностью: марксизм устарел в частностях, но не в главном своем содержании. Мы бы прегрешили против объективного закона диалектики, отрицания отрицания, если бы из стремнины сегодняшнего социально-духовного движения выбросили марксизм как эпизодическое явление XIX столетия. Это не так. Практика человечества сегодняшнего дня показывает, что многое созвучно марксизму и движется определенными марксизмом путями. Революции еще не исчерпали себя как метод радикальных социальных изменений. Политические партии не только расширили свои прерогативы, но и лидируют в своем политическом движении. Социализм начертан па знаменах многих стран мира. Капитализм все больше обнажает свое ледяное равнодушие к человеку и нещадно грабит население. Расслоение на полярные социальные полюсы в сообществах чревато серьезными экономическими кризисами, выбрасывающими па улицу миллионы и миллионы трудящихся. Наступило именно то время, когда капитализм, чреватый своими неразрешимыми противоречиями, встал перед лицом перманентных кризисов, захватившим основные страны мира. Все это очевидные факты, которые прозорливо предвидели К.Маркс и Ф.Энгельс. Это еще раз подтверждает основательность марксистской теории, которая, глубоко изучив законы социально-экономического развития, предвидела характер грядущих изменений в современной цивилизации.

Резюмируем сказанное.
Плохую услугу оказывает Вооруженным Силам Российской Федерации возомнивший себя неким сверхучителем страны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пользуясь попустительством верховной власти, он откровенно нарушает Конституцию РФ, подменяя своими деяниями ряд государственных функций, да и фальсифицирует, в частности, суть нашей Великой Победы над фашистской Германией.
Победили мы не молитвами к богу, а силой советского патриотизма нашего народа!
Не надо наводить тень на плетень, «Ваше Святейшество», у лжи ведь короткие ноги. Да и грех-то говорить неправду.
Умерьте Отче…
Уйдите лучше в глухой монастырь, замаливая свои неправедные речи!
1). http://www.patriarchia.ru/db/text/1501365.html
2). http://www.pobeda.ru/content/view/6599/
3). Петраш Ю.Г., Религия, свободомыслие, атеизм в Калужском крае. Социально-философские аспекты / Ю.Г. Петраш. – Обнинск, 2009. – 368 с.
4). https://srn.su/vdoc.asp/2009/12/22/10/ А.А. Корабельников, «Выбор пути: окупация или великая Россия?».

5). http://www.ateism.ru/article.htm?no=1748

Сергей Иванеев,
КЮН, доцент кафедры ВУНЦ СВ
«Общевойсковая академия ВС РФ», профессор Академии военных наук,
Член Президиума «Собора русского народа»