Русские на Северном Кавказе. Как вернуть власть народам России?

  • Post category:Статьи

По материалам выступления на слушаниях Общественной Палаты РФ 18 октября 2011 г. “Русские на Кавказе: мифы и реальность”.

Исследованию проблем Кавказа только за последнее время посвящено несколько сотен книг и тысячи статей. Значимость работ по самоидентификации русского и других народов Кавказа, поиску путей его развития никто не оспаривает. Но разработкой чисто теоретических вопросов, сбором статистики, жалобами на существующие трудности проблему не решить.

Мне уже приходилось выступать на аналогичных слушаниях Общественной Палаты по положению на Кавказе с утверждением, что политкорректное название «ситуация на Кавказе» в действительности скрывает системный кризис в этом регионе, который проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Наиболее яркое проявление этого кризиса – создание клановой экономики и клановой политической системы.

Клановая экономическая и политическая система на Северном Кавказе не является местным изобретением. Кавказ просто является удобной средой для существования кланов в силу специфики местных национальных и экономических условий. Кризис на Кавказе является отражением запущенных федеральной властью в 90-ые годы более общих кризисных процессов, имеющих место в масштабах всей страны.

Основой современной политики центральной власти России в северокавказском регионе является создание «вертикали власти» с участием местной криминализованной бюрократии и национальной элиты. Эта политика, декларировав «обеспечение стабильности региона», фактически привела к  негативным последствиям: к полному отстранению от власти общества – русского и других коренных народов Кавказа.

В открытом письме интеллигенции Дагестана в апреле 2010 г. к Д. Медведеву и В. Путину с просьбой «осуществить государственное, экономическое регулирование и управление» в республике, в исследованиях учёных, например, Шамиля Султанова, Абдуллы Истамулова, А.М. Бойкова и др., отмечается, что  регионом правят не народ, а кланы – неформальные коалиции деловых людей, чиновников, политиков, криминала. Отношения внутри кланов строятся на основе неформальных договорённостей, которые более важны, чем законы государства. В такой ситуации выборы, например, президента республики сводятся к договорённости ведущих кланов между собой и с федеральным центром.

«Уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентный», – вынужден был признать даже Д. Медведев. Рынок в принципе не может работать в регионе, где экономические отношения решаются не по федеральным законам, а по понятиям с использованием административного и финансового ресурса.

Но Кавказ не уникален. Он является всего лишь специфическим отражением, с учетом местных национальных и экономических условий,  общероссийской ситуации. Региональный кризис связан с кризисом построенной центром общегосударственной политической и экономической системы. Поэтому намерение решить проблему локально,  экономическими методами (дотациями и трансфертами из центра), в отрыве от страны в целом, является имитацией деятельности, попыткой утопить проблему в информационном шуме.

Какая система построена в России?

За последние годы в стране построена одна из самых странных политических и экономических систем. Главной особенностью системы, является то, что она не соответствует интересам ни одного социального слоя общества, кроме узкого коррумпированного слоя управляющей элиты.

Система враждебна бизнесу, в том числе и крупному, которому нужна стабильность и защита от криминалитета.

Как можно вести бизнес в стране, где деловые отношения контролируются не законами, а понятиями?

  • 22% от объёма экономики контролируется организованной преступностью.
  • 71%  предприятий ежегодно страдает от экономических преступлений.
  • Для 50 % фирм основным препятствием развития является коррупция.
  • 78 % фирм платит криминалу за безопасность.
  • 40 % фирм осуществляют неформальные платежи структурам власти.

Как можно вести бизнес при экономической системе, которая ориентирована на интересы кланов, а не на развитие реальной экономики? Естественный результат такой политики – более 1/3 предприятий (без учёта малого бизнеса) являются убыточными, т.е. потенциальными банкротами, а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды более 50%.

Это данные Росстата и специализированных институтов, а не журналистов, оппозиционных власти.

Цифры средние по стране – соответствующая статистика по Кавказу мне неизвестна. Но нет оснований предполагать, что ситуация в регионе лучше. Более того легко представить какой величины криминализация  экономики достигает в этом нестабильном районе.

Представитель Чеченской Республики доложил нам о блестящей экономической и социальной ситуации в регионе – Швейцария позавидует. Прокомментировать  не могу, поскольку Росстат по непонятным причинам публикует даже экономическую статистику по республике в сильно  урезанном виде.

Система враждебна чиновникам, которых заставляют жить по законам коррупции под угрозой «меча правосудия». Причём «правосудие», как правило, руководствуется  не федеральными законами, а «понятиями» и интересами правящего клана.

Система враждебна обществу, лишенному политических прав и ввергнутому в нищету. Интересы общества учитываются только в той мере, чтобы не возникло мощного протеста, который может помешать накоплению элитой капитала. Даже если опираться при анализе на официальные данные статистики и заявления высших чиновников – ситуация в стране катастрофична в экономическом, политическом и социальном плане.

Таблица 1. Социальный срез общества.

Категория Число граждан, млн
Граждане, проживающие ниже официального уровня бедности 21,6
Граждане,  которые тратят на пропитание весь свой доход 50
Бомжи 4,0
Нищие 3,0
Беспризорные дети 5,0
Проститутки 4,5
Наркоманы 6,0
Официально зарегистрированные алкоголики 2,5
Больные СПИДом 1,0
Количество детей, переданных на усыновление в США 0,1
Число женщин, которые силой или обманом за 20 лет вывезены из России и принуждены к проституции 1,0
Число граждан России занятых принудительным трудом (рабы) 0,6
Находилось в заключении на 1 октября 2010 г. (в том числе за убийство) 0,819 (0,175)
Вышло из заключения на свободу в 2009 г. 0,3
Число самоубийств 29,1 случаев на 100 тыс жителей За 20 лет  Россия потеряла от самоубийств 800 тыс. человек

Таблица 2. Рынок труда

Показатель Значение, млн человек
Экономически активное население 76,6
Среднесписочная численность работников (без совместителей) 46,7
Численность безработных 5,0
Численность неквалифицированных рабочих 3,0
Количество граждан, которые «выживают» разовыми заработками 25,0

Таблица 3. Социальное расслоение общества в России

Показатель Значение
Официальный средний децильный коэффициент  по стране 16,8
Официальный средний децильный коэффициент  по г. Москва. 35,37
Средний децильный коэффициент по стране с учётом теневых доходов 50,4
Разница валового регионального продукта для различных  регионов 26,4 раза.
Разница численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня для различных регионов. 3,5 раза
Разница уровня безработицы по регионом 19,6 раз
Разница в средних денежных доходах населения  по регионам 7,6 раз
Разница средней заработной платы по регионам 4,6 раза
Разница темпов роста потребительских цен по регионам за 2009 г 2,7 раза

Таблица  4. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по некоторым субъектам РФ,  2009 г.

Субъект Численность, %
Республика Адыгея 18,6
Республика Дагестан 9,2
Республика Ингушетия 36,2
Кабардино-Балкарская Республика 16,3
Республика Калмыкия 35,5
Карачаево-Черкесская Республика 16,2
Республика Северная Осетия – Алания 13,8
Чеченская Республика
Краснодарский край 18,4
Ставропольский край 19,3

Кого может устроить жизнь в таком обществе? Может ли общество быть стабильным при такой ситуации? Даже часть управляющей элиты связывает своё будущее не со страной, правила жизни в которой она же и создала, а с Западом. Именно там она приобретает элитную недвижимость ( только в Европе элита купила 1,5 млн домов и квартир), там учит детей, там лечится и отдыхает, туда выводит капитал (по прогнозу вывоза капитала в 2011 г. составит более $50 млрд) и там собирается жить в будущем (4 млн граждан России обладают статусом, схожим со статусом «зеленой карты»).

Требования людей к власти просты: она должна быть эффективной (успешно решать стоящие перед страной задачи) и справедливой (их решение должно осуществляться в интересах большинства общества). Однако, о какой эффективности созданной экономической системы можно говорить, если доходная часть бюджета России  в 2 раза меньше, чем в Испании, в 3,6 – чем в Италии,  в 5,3 – чем в Германии и в 8 – чем в США?

О какой социальной справедливости можно говорить, если сегодня в России имеет место следующее положение?

  • При природной составляющей национального богатства в пересчёте на душу населения в 20 раз большей, чем в Европе, средняя зарплата в России в 4 раза меньше европейской и мы занимаем по уровню зарплаты 32 место из 42, впереди Румынии и Молдовы.
  • При самом большом в мире объёме добычи нефти стоимость бензина в стране в 3-6 раз выше, чем в других нефтедобывающих странах.
    • 100 сверхбогатых  юдей России владеют неизвестно как полученным состоянием, сопоставимым с годовым фондом заработной платы всех работников страны и в 4,5 раза большим, чем годовые выплаты всем пенсионерам страны.

Люди перестают верить власти в реальности её планов развития страны. Власть объявила о модернизации экономики и приоритетном развитие наукоёмких технологий. Но о каком  развитии можно говорить, если оно поручено специалистам по лотереям как Кириенко и по управлению финансовыми потоками как Чубайс и Вексельберг? Результатом стали такие печальные данные.

Таблица 5.   Оценка экономики России с точки зрения модернизации и инновации

Параметр Характеристика Примечание
Рейтинг России среди мировых изобретателей 118-е место (2009 г) 120-е место (2008 г.)
Рейтинг конкурентоспособности IT технологии 46 (2010 г) из 66 стран 38 (2009 г)
Рейтинг развития человеческого потенциала 65(2010 г.) из 169 стран Белоруссия 61 место
Восприимчивость экономики к инновациям Менее 1 В Японии  – 10, в США –  8, Западной Европы – 6.
Общее число патентных заявок (2007 г.) 39 400 В США в 2007 г. подано 456 200 заявок
Общее число международных патентов на изобретения 423 (2007 г.) 15510 (1991 г) В 2007 г. –  США – 55532, Япония – 59003, Германия – 35172, Южная Корея – 17624, Китай- 5570, Ирландия – 514.
Число патентов в области нанотехнологий в  России (2006 г) 12 В США в 2006 г. зарегистрировано около 7 тыс. патентов в области нанотехнологий.
Стоимость «утечки мозгов» из России $1 трлн За последние 20 лет.
Вклад учёных – эмигрантов из России в создание высоких технологий в США 25 %

И если такая катастрофическая ситуация в среднем по стране, то почему она будет лучше в проблемном регионе Северного Кавказа?

Как исправить положение?

Ключевые моменты  для исправления ситуации таковы:

  1. вернуть в общество регулирующую роль Закона;
  2. принудить управляющую элиту к диалогу с собственным народом, поставить её под контроль общества.

Фактически речь идёт о необходимости  движения от существующей  имитационной демократии к реальной  демократии.

Понимает ли это элита? Похоже, нет. Методы управления обществом, способы формирования политических элит, их неподконтрольность обществу принципиально не меняются. Процесс идёт по старым алгоритмам, не соответствующим сложнейшей, быстро изменяющейся ситуации в мире и в России, что, продолжает вести страну к необратимым катастрофическим последствиям. Однако управляющая элита, стремясь сохранить своё господство, упорно отторгает любые попытки принципиально изменить существующие правила жизни общества. Ангажированные СМИ постоянно пытаются убедить нас, что всё «под контролем» и «идёт по плану», а в многочисленных публичных выступлениях власть не устаёт демонстрировать свою заботу об обществе. То, что  мы видим в СМИ больше напоминает шоу, чем анализ состояния общества.

Ничему не научили элиту ни политические процессы в странах арабского мира, ни последние протестные выступления в Европе и США. Власть не реагирует на события, не меняет свою политику, отделывается речами, призванными создать у граждан мнение о правильном развитии общества, об улучшении жизни. На ТВ под победные марши идёт непрерывный поток заявлений о грандиозных достижениях. Пропасть между жизнью на экранах телевизоров и в реальности расширяется. Пока общество в России находится на стадии накопления негативной информации, которая всё больше расползается по информационным сетям – власть не ругает только ленивый или получающий от неё материальные блага. Однако новейшие технологии позволяют сконцентрировать уже имеющуюся негативную информацию во Всемирной сети  для кибератаки против коррумпированного государства. Более того, в современном информационном пространстве негативная информация и протестные настроения против управляющей элиты после достижения некоторого барьера могут распространяться по законам цепной реакции. Т.е. действие кибератаки многократно усиливается самой сетью. Именно на этом эффекте основаны технологии «цветных» революций, которые успешно применяются мировой элитой, преследующей свои личные, а не народные интересы в странах третьего мира.

Коррумпированная Россия, имея колоссальную социальную и экономическую  неоднородностью регионов, представляют лёгкую цель для информационной атаки. Результатом такой атаки может стать смена управляющих элит, территориальное расчленение России или даже потеря государственности.

Ощущают ли эту угрозу российская управляющая элита? Похоже, что нет, поскольку власть продолжает цепляться за имитационную демократию, пытается снять проблему усилением контроля над обществом, пытается поставить  все политические силы под свой контроль. Власть продолжает считать себя непогрешимой и отказывается от конструктивного  диалога с обществом.

Как можно изменить положение русских и других коренных народов на Кавказе?

1. Проблема Кавказа требует внимательного анализа и разработки научно обоснованных программ. Причем поиск решений должен идти с широким привлечением общественности, в первую очередь учёных и интеллигенции. К сожалению, анализ ситуации академической наукой не выдерживает никакой критики. Он содержит лишь констатацию общеизвестных фактов и сформулированных на примитивном уровне «для галочки» предложений. Мы ждали прогноза развития ситуации на Кавказе, серьёзных предложений, анализа научно обоснованных различных сценариев вывода региона из кризиса. Этого не последовало. В США более 50 организаций занимаются прогнозом будущего страны, разработкой методов управления развитием страны. То, что нам представила сегодня академическая наука даже приближенно не соответствует критериям, предъявляемым к такого рода работам. Поэтому есть предложение создать при Общественной палате экспертный совет по проблеме Кавказа и привлечь для его работы специалистов и заинтересованную общественность.

2. Существующая в стране политическая система является имитационной демократией.  Несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством минимально. Имитационная демократия не является российским изобретением – к имитационной  демократии (управляемой, манипулируемой демократии) относятся и страны Запада с так называемой развитой демократией. Но степень демократичности и манипулируемости может быть разной.

Для российского варианта имитационной демократии характерны следующие черты.

  • Власть полностью забыла о своей обязанности договариваться с обществом. Диалога власти и общества заменён на активную имитацию диалога. Примером этого, и далеко не самым плохим, являются сегодняшние слушания. Даже вторые лица министерства имеют более важные дела, чем встреча со специально приехавшими в Москву представителями кризисного региона.
  • Отсутствие эффективной системы контроля общества над управляющей элитой
  • Демократия сведена исключительно к мнимому и контролируемому межпартийному соперничеству в процессе выборов, как единственно легитимному типу связи между гражданами и государством.
  • Подавление конституционных прав граждан со стороны власти.

Таблица 6. Уровень политических свобод в России

Показатель Уровень Примечания
Индекс развития человеческого потенциала по данным ООН 65-е место из 169 стран Беларусь занимает лучшее 61 место
Уровень свободы по классификации “Freedom  House» «Не свободная страна»
Рейтинг свободы прессы по данным «Репортёры без границ» 153-е место из 175 стран Белоруссия на лучшем 151 месте.
Уровень интернет – цензуры по данным «Сryptohippie» 4-е из 51 страны Первые 2 худших места занимают Китай и Северная  Корея
Количество запрещённых за 20 лет по политическим или идеологическим соображениям информационных материалов. 966 книг и статей
Количество осужденных по политическим  или идеологическим соображениям 373 дел, 129 человек. Июнь 2011 г. По оценке правозащитных организаций

Проблема Кавказа, также как и проблема России, не может быть решена в режиме «ручного» управления обществом, что пытается продемонстрировать центральная власть. Он может быть решена только путём создания самоподдерживающейся эффективной системы через демократизацию общества, передачу власти от кланов, самоназначенных управляющих элит, обществу. Цель кланов не налаживание экономики, а получение богатства, что не связано с интересами народов региона. Более того, формирование власти по принципу  принадлежности к клану «своих» автоматически ведёт к созданию системы теневых отношений, неотъемлемой частью которых стали некомпетентность, коррупция, нарушение  моральных и правовых норм. Это способствует распространению в обществе терроризма, алкоголизма и наркотизации, приводит к экономическим и социальным провалам власти. Для удержания власти элите приходится прибегать к административному ресурсу, что фактически подпадает под понятие экстремистской деятельности согласно Шанхайской конвенции 2001 г. «экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти».

Поэтому первый этап в этом процессе демократизации – заставить власть слушать общество, организовать диалог власти и общества. Эта задача, по определению, должна решаться Общественной палатой – она является официальным посредником между обществом и властью. Но этот диалог должен быть конструктивным, реальным, не имитационным. По результатам диалога власть должна принимать эффективные решения.

Второй этап – введение подотчётности управляющей элиты обществу, создание эффективной системы контроля общества над управляющей элитой также входит в обязанности Общественной палаты.

На Кавказе построение клановой системы привело в экономике и в политике к наиболее катастрофическим результатам. В силу специфики местных национальных и экономических условий в обществе получили широкое распространение отношения на основе неформальных договорённостей и понятий, которые более важны, чем законы государства. В результате федеральные законы перестали работать. Поэтому, основным источником межнациональных конфликтов стала безнаказанность местной элиты, национальных мафий и кланов за преступления, их ориентация на собственный материальный успех при полном пренебрежении интересами общества. Именно соприкосновение общества с основанной на  коррупции и насилии клановой системой регулирования экономики и политики является, не только на Кавказе, но и в центральной России, основной причиной социальной напряженности.

Поэтому проблема Кавказа не может быть решена без установления приоритета Закона относительно других способов регулирования отношений в обществе. И это является главной обязанностью федеральной власти.

Кандидат физ-мат наук

Юлий Лисовский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments