Нужно ли Дагестану шариатское государство?

  • Post category:Статьи

В «Дагестанской правде» от 12 августа 2010 года в статье «Демократическое правовое государство или шариатское» сообщается о том, что в Союзе журналистов Дагестана состоялся круглый стол с обсуждением темы «Шариат как источник власти». В статье говорится, что преподаватель ДГУ, адвокат З. Увайсов сказал «Конечно, я полностью за то, чтобы у нас было мусульманское государство и действовали законы шариата». Его поддержала и бывший руководитель информационно-аналитического управления первого Президента республики М.Муслимова. А другой участник круглого стола, директор издательства ООО «Свобода слова» Г. Камалов заявил, что шариат в Дагестане может установиться революционным путем – или мирно, в течение 50-70 лет, в рамках конституционного устройства или быстро – в течение 7-8 лет, когда шариат утвердится как ответ на притеснение верующих. Автор статьи Гаджимагомед Османов очень толково, логично, убедительно показал, что ни то, ни другое развитие событий в Дагестане в рамках Конституции и права невозможны. И все же статья Г. Османова – это в основном статья для  участников круглого стола, а не для простого народа.  Там не говорится о возможных последствиях такого шага, о том, чем это грозит народу Дагестана, а, следовательно, и республике в целом. А нужно все эти притязания и заявления рассмотреть в первую очередь в этом аспекте

Арабы ислам впервые начали внедрять в Дагестан в VII веке мечом и кровью. В мусульманском праве все территории на Земле делились (и делятся ныне) по принципу их отношения к исламу и к арабской власти на три крупные категории: дар ал-ислам (территория ислама), дар ас-сулх (территория мирного договора) и дар ал-харб (тер­ритория войны) — немусульманские страны, которые находятся за преде­лами «территории мирного договора», и война с которыми во имя ислама считалась и считается священной обязанностью мусульман. Дагестан относился к категории «территории войны». Поэтому арабские военноначальники предпринимали множество походов для завоевания Дагестана

Арабский список «Дербенд наме» свидетельствует: известный арабский полководец Маслама, сын халифа Абд ал-Малика и брат халифа Хишама, прозванный за военные подвиги «правоверным мечом ислама» «пришел  в вилайат Кумук, сражался с его жителями, нанес им поражение, убил их правителя (кабир). Тем, кто принял ислам, он назначил добычу, построил в горо­де (балда) Кумук мечеть, назначил над ним, а также над другими областя­ми Дагестана хакима… Затем он вернулся в вилайат Хайдак, сражался с его жителями, убил их хакима, обложил поземельным налогом (харадж) тех, кто принял ислам, убил тех, кто не принял ислам, и разделил их иму­щество среди участников сражения, назначил хакима над ними из своей родни… Затем он отправился в вилайат Табасаран, сразился с ними ожес­точенно, нанес им поражение и убил их правителя, пощадил тех, кто при­нял ислам, взял имущество тех, кто не принял ислам, и убил их, разделил их имущество среди воинов. Он назначил над ними хорошего хакима… вместе с ним двух кадиев, чтобы они решали дела по шариату».

Как показали археологические раскопки, для большинства раннесредневековых городов прикаспийского Дагестана арабские завоевания имели тяжелые последствия. Эти города были разрушены, и многие из них так и не возродились.

Для ускорения процесса и упрочения своего положения в Дагестане, арабские полководцы переселяли сюда значительное число арабов. Так Маслама только в Дербент переселил «двадцать четыре тысячи солдат из Сирии». Кроме того, на территорию нынешнего Табасаранского, Хивского, Рутульского районов в разное время было переселено еще более 20 тысяч семейств арабов.

Несмотря на такие действия арабов исламизация всего Дагестана проходила медленно. Через триста лет после первых арабо-мусульманских набегов территория распространения ислама в Дагестане ограничивалась при­брежной полосой от Дербента до Семендера, Южным Дагестаном, вклю­чая Табасаран, землями до среднего течения Самура и Чирахчая. Тем не менее, ислам уже к ХI веку более или менее утвердился в Дагестане.

Распространение ислама имело определенное положительное значение для Дагестана. Исламизационный процесс сопровождался распространением арабского языка и арабской книжной культуры. Он стимулировал строительство учебных заведений (мактаб, мадраса), изучение языка Корана, распространение коранической литературы3, возникновение своеобразной дагестанской литературы на арабском языке, в основном историче­ских сочинений, первые образцы которых можно отнести к X в. У мест­ных ученых появляются труды по мусульманскому праву, догматике, этике, логике, метрике, истории, поэтические. Наш известный современник, профессор М.А. Абдуллаев показал, что в Дагестане было несколько десятков ученых-арабистов, в основном историков и теологов.

Разумеется, что просветление, просвещение, литература – это хорошо. Но, дал ли ислам что-либо особенное для жизни дагестанцев, изменил ли ее к лучшему?

Сторонники шариата  выдвигают следующие аспекты ислама, по которым, эта «идеология» с их точки зрения является наилучшей из всех возможных: «запрет алкоголя; запрет беспорядочных половых связей; требование не  воровать; не брать взятки; ограничивать одурманивающие, иссушающую мозги и тело музыку; с детских лет соблюдать чистоту души и тела;  уважать старших;  изучать науки от колыбели до могилы; не смиряться с нищетой. Они считают, что все общечеловеческие ценности входят в ислам.

Сразу заметим, что далеко не все общечеловеческие ценности представлены в исламе. Там, например, там нет даже упоминания о таких великих ценностях, как братство всех людей, независимо от их религии, интернационализм. И много чего еще. Кроме того, ислам не является пионером выработки этих ценностей. Он попросту заимствовал их из  достижений предшествующих цивилизаций. Вот доказательства этого.

Мухамед родился где-то примерно в 570 году нашей эры. Человекообразные существа живут на земле более 3 миллионов лет, а человек в его сегодняшнем виде – более 40 тысяч лет. До рождения Мухамеда на земле расцвело и погибло неисчислимое число государств и цивилизаций, сложилось множество верований и учений. И в этих верованиях есть уже все общечеловеческие ценности. Возьмем, к примеру, «священную книгу» иудеев и христиан – Библию, в которой изложено религиозное учение, известное с 8 века до нашей эры,  когда и в помине не было ни Мухамеда, ни ислама и  посмотрим, что же в ней говорится.

Начать, хотя бы с известных  библейских заповедей: 5. Почитай отца своего и мать свою.6. Не убий.7. Не прелюбодействуй.8. Не кради.9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего. Или другие положения Ветхого завета: Псалтырь. Молитва об избавлении. Господь! Избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Псалом Давида. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие. Притчи: Наставления отца своему сыну. Слушайте дети наставления своего отца и внимайте, чтобы научиться разуму. Брачная жизнь. И утешайся женою юности твоей. И для чего тебе увлекаться постороннею и обнимать груди чужие. Или книга Иисуса, сына Сирахова: Злоречие. Злой порок в человеке – ложь. Или послание к евреям святого апостола Павла: Обязанности христианина: Братолюбие между вами да пребудет. Странниколюбие да не забывайте…Помните узников…Брак у всех да будет честен и ложе непорочно. Блудников же и прелюбодеев осудит Бог. Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. И т.д., и т.п.

Можно привести сотни и сотни других примеров из Библии. Так, если дело только в таких требованиях, то зачем нам ислам? Давайте все дружно перейдем в иудейство или христианство,  в которых моральных требований гораздо больше, чем в Коране и сформулированы они были за много веков до появления  ислама.

Ну и это еще не все. Можно не забираясь так далеко, вспомнить наш вчерашний день. Я о моральном кодексе строителя коммунизма. Разве он в чем-либо уступает целям ислама? Вспомним некоторые его положения.

1. Добросовестный труд на благо обществу.

2. Забота каждого о сохранении и умножении общего достояния.

3. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь, каждый за всех и все за одного.

4. Честность, правдивость, нравственная чистота и скромность в обществе и личной жизни.

5. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

6. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

7. Дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной, религиозной и расовой непримиримости.

8.Всеобщее непрерывное образование

9.Всеохватная медицинская помощь.

10.Постоянные научные изыскания во всех областях.

Можно видеть, что здесь социальные и общечеловеческие ценности выражены на порядок выше, чем в исламе.  Почему же  исламисты так непримиримы к ним? Ах, у коммунистов  получилось не то! Может быть, получилось у исламистов? Что до коммунистов в Дагестане был полный расцвет? Полноте, господа!

После ХI века до 1917 года шариат безраздельно правил в Дагестане более 8 веков. И каковы же были результаты этого правления в экономическом аспекте, в жизни народа, в его благополучии?

По данным историков еще до революции, в конце Х1Х века, когда население Дагестана достигало около 400 000 человек,  25625 из них не имели прожиточного минимума и жили за счет «заката», то есть милостыни. Уровень жизни народа был крайне низким, и большая часть населения вела полуголодное существование. Значительная часть занималась отходничеством. Так в 1895 году было примерно 40 000 отходников, а в 1913-14 гг. – уже 100 000. Где же был все это время ислам. И почему он не спас Дагестан от этой нищеты?

Не спас он от нищеты не только Дагестан, но и многие другие страны, где ислам господствовал испокон веков и господствует ныне. Может быть, очень процветает Иран? Или Пакистан? Или Бангладеш? Или Афганистан? А все африканские исламские страны? Неужели никто из наших борцов за шариат не бывал в Египте? А, если бывал, почему не видели той страшной, беспросветной нищеты, в которой живет большинство жителей этой страны?

Исламисты любят ссылаться на пример Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и нескольких других исламских стран. Однако можно ли привести более неубедительные примеры? Эти страны достигли своих высот в  экономике не благодаря исламу, а благодаря случайно оказавшихся у них под ногами, морей нефти. И,  кроме того, разве не достигли гораздо больших высот во всех областях жизни в Финляндии, Голландии, Новой Зеландии и многих других странах, где никакого ислама не было и в помине?

Исламисты  выступают так, будто им известен рецепт решения  проблем  алкоголизма, наркомании, человеческого эгоизма. Однако принятие ислама не решает ни одной из них. Разве не эгоизм это, когда в большинстве исламских стран есть кучка богатых и миллионы нищенствующих? Разве не из Афганистана к нам поступает огромное количество наркотиков? Так, что тут принятие ислама само по себе ничего не решает. И искоренение этих зол – проблема очень далекая от благих намерений  исламистов. Дорога, выстланная благими намерениями, всегда ведет в ад.

Давайте рассмотрим еще одну проблему Дагестана того периода – здоровье его населения.

Состояние здоровья населения было еще более худшим, чем экономическое. В республике свирепствовал целый ряд тяжких заболеваний. Тропической малярией болел чуть ли не каждый житель, она уносила ежегодно десятки тысяч жизней. Туберкулез собирал обильную жатву.  Трудно даже вообразить себе размеры распространения этой болезни. Для наглядности можно сказать, что в начале ХХ века, до революции, из умиравших  от всех болезней  в Дагестане, каждый 3-й или 4-й умирал от туберкулеза! Бичом населения являлись сифилис, в том числе и  опасный даже для детей – бытовой,  парша и другие тяжелые кожные болезни, эндемический зоб, брюшной, сыпной и возвратный тифы. В 1890-97 гг. только в Кюринском округе было зарегистрировано 2148 больных сифилисом, что составило 24% всех больных. Начальник этого округа писал губернатору области «Среди населения, вверенного мне округа, настолько распространился сифилис, что в настоящее время есть селения, почти сплошь зараженные этой болезнью, не исключая детей».

Дагестан был одним из очагов такой тяжкой болезни как проказа. По данным профессора В.А.Россова  с 1922 по 1936 год в Кахибском районе было выявлено 46 человек больных проказой. В Кизляре было выявлено 11 больных, были случаи в Цумаде, Чароде, Хунзахе, Махачкале. Нет сомнения, что проказа была и в других районах.

По данным профессора Х.О.Булача тяжелым заболеванием глаз, ведущим к слепоте -трахомой было заражено значительное число жителей большинства районов Дагестана. На каждые 100 000 населения было выявлено 160 человек слепых. У 42% слепых на оба глаза причиной являлась трахома.

Профессор Г.П.Руднева выявил почти у половины жителей и более, чем у половины чабанов ряда районов бруцеллез.

По республике волной прокатывались смертоносные эпидемии чумы, холеры, оспы. Имела место высоченная детская смертность.  Не было никакой мало-мальски эффективной хирургической помощи, никто даже не представлял себе, что может быть специализированная медицинская помощь и т.д., и т.п.

И все это было ко времени, когда шариат действовал в стране во всю в течение 8 веков! И мы опять хотим этого?

Степень развития страны в ХХI веке во многом зависит от образованности его граждан. Давайте рассмотрим состояние этого вопроса в Дагестане даже теперь, когда исламисты не захватили власти, когда еще мы считаемся светской республикой.

По данным печати, в Дагестане зарегистрировано более 2 тысяч мечетей, 17 исламских университетов, сотни медресе.

Можно смело утверждать, что все дети в этих заведениях получают ущербное образование, которое в последующем отбросит образование и науку Дагестана на столетия. Дело в том, что в большинстве этих  медресе основным образовательным действием является зубрежка Корана, а в университете – также изучение Корана с различных позиций. Чтобы не быть голословным, рассмотрим учебную программу одного из исламских университетов:

1.Правила чтения Корана. 2. Морфология. 3. Синтаксис. 4.Язык. 5. Проединство бога (антиатеизм). 6. Этика (Корана). 7. Обучение ораторским способностям. 8. Разъяснение Корана. 9.Слово пророка. 10. Юриспруденция: а) богослужение б) «закат» и математика (расчет правильного математического деления имущества по завещанию) в) вынесение приговора (суд по шариату) г) функциональные обязанности 11. История ислама.

Вот так.  Ни истории, ни географии, ни математики, ни литературы, ни русского или иностранного языков, ни биологии, ни компьютерной грамоты, ни, разумеется, начал философии и еще десяток «ни». Ничего из того, что делает членов общество образованным, а само общество  – развитым. А ведь на дворе ХХI век. И для того, чтобы сделать человека образованным и развитым сегодня, даже в технических вузах Запада, кроме специальных дисциплин,  считают необходимым знать  историю науки и техники, экономику, психологию, антропологию и социологию, мировую литературу, философию и технологию, музыку и изящные искусства, мировую историю, иностранные языки, историю развития различных цивилизаций и современных политических устройств мира. Не говоря уже о том, что студент должен виртуозно владеть компьютерной техникой, без которой сегодня  в мире не может быть никакого истинного образования и работы. Что из этого сможет освоить наш дагестанский молодой человек, который обучался в медресе с малых лет, кое-как прошел школьную программу, плохо владеет даже  русским (не говоря о иностранных) языком. Куда наши религиозники сегодня толкают Дагестан? К самоизоляции от цивилизации, от остального человечества? К неграмотному или полуграмотному поколению, которое будет жить «как жили наши деды»? На какое место в этом сложном, высокотехнологичном мире ХХ1 века может рассчитывать  человек, все достоинства которого заключаются в том, что он вызубрил Коран на совершенно непонятном ему языке и кое-как освоил ряд положений ислама? На место  имама мечети? Но, сколько их нужно Дагестану? Или мы собираемся поставлять имамов для всего мусульманского мира?

Иные люди, на основании работ профессора  М.А.Абдуллаева и других  ученых о просветителях и ученых Дагестана прошлых веков, пытаются спекулировать этими примерами. Да, было  у  нас было несколько десятков крупных  ученых. Но, они были специалистами по Корану и исламу и их работы, как я уже писал выше, в основном носили гуманитарно-теологический характер – мусульманское  право, догматика, этика, логика, история, богословие. Ученые в других областях у нас, если и были, то единицы, и они не оставили существенного следа в развитии науки.  Разве все это можно даже близко сопоставить с тем, какой мощный пласт ученых и науки вырастили в Дагестане коммунисты всего за 70 лет своего правления?

И вот тут пора коснуться вопроса о судьбе ученых и других лиц в будущем «шариатском» имамате в Дагестане.

Давайте взглянем в сегодняшний Иран – одну из самых рьяно исламистских стран.  Послушаем, что писал один из столпов современного Ислама – «Человек ХХ столетия», духовный лидер мусульман Ирана аятолла Хомейни:

«Даже краткий взгляд на исламские законы  и установления  делает явной ту истину, что эта божественная вера не ограничивается только правилами поклонения Всевышнему и моральным заповедям. ВСЕМ ДОЛЖНО СТАТЬ ЯСНО, ЧТО ИСЛАМ ПРИШЕЛ ДЛЯ ПРАВЛЕНИЯ. Политичность ислама в том, что политика присутствует во всех исламских делах – даже в намазе. ЕСЛИ СЕГОДНЯ НЕКОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ ОГРАНИЧИТЬ ИСЛАМ ЛИЧНЫМИ ДЕЛАМИ И ОБРЯДАМИ – ТО ЭТО СЛЕДСТВИЕ ЯДОВИТОЙ ПРОПАГАНДЫ ИНОСТРАНЫХ ВРАГОВ И ИХ НАЕМНИКОВ.

… если заметите среди профессоров того, кто не хочет прямо следовать исламскому учению, дайте ему наставление, а если не получится, ИЗГОНИТЕ ЕГО ИЗ СВОИХ РЯДОВ…

… Постепенно и упорно преобразуйте и изменяйте судебную систему. На место судей, не отвечающих исламским требованиям, назначайте людей, прошедших серьезную теологическую подготовку.

(Имам Хомейни. Религиозное и политическое завещание. Палея. М. , 1999. с 40 и 58).

Таковы «мирные заверения» и дела одного из наиболее известных исламских руководителей ХХ столетия. Трудно даже представить себе катастрофические последствия для Дагестана прихода  к власти исламистов. Вчитавшись в заветы аятоллы Хомейни можно сказать одним предложением, что это будет равноценно возвращению Дагестана прямиком в шестнадцатый век. Кстати нетрудно видеть, что в этих условиях тысяча ученых Дагестана окажутся изгоями в своей собственной стране. Будет изгнан из ДГУ и тов. З Увайсов, потому, что в шариатском имамате ДГУ не будет, а он не окончил теологический вуз. Да и то же произойдет и с Г. Камаловым. Никому в шариате не нужны ни его ООО, ни свобода слова. Революцию делают романтики, а плоды ее достаются подлецам.

То же можно сказать и о другой стороне культуры человеческого общества – ваянии, музыке. Шариатисты  требуют запрета ваяния памятников. И не только требуют, но и открыто переходят от слов к делу – на наших глазах был взорван памятник Шамилю в Шамилькале. Поэтому у нас даже сегодня, в так называемой светской республике нет памятника выдающимся сыновьям Дагестана Шамилю, Расулу Гамзатову. И кто поручится, что не начнут взрывать и остальные памятники, если  исламисты заимеют силу? А желание многих дряхлых догматиков от ислама запретить музыку. А ведь говорят, что во многих селениях Дагестана запрет уже претворяется в жизнь. А желание втиснуть  наших женщин в чадру и изгнать их  из светской жизни, заперев в домах, как рабынь? А взорванные женщины на махачкалинских пляжах? .

Можно было бы приветствовать усилия наших исламистов по отучению дагестанцев от злоупотребления алкоголем. Но такими методами! Забрасыванием гранат в  кафе и магазины с человеческими жертвами или взрывной травмой? Это же настоящий вандализм, разбой и уголовные деяния! Куда смотрит дагестанский ДУМД, где демонстрации исламистов с протестами против этих варварских деяний? А, если этого нет, то, выходит, что они также молчаливо поддерживают эти страшные акции фанатиков от ислама.

Во все смутные времена, многие люди увлекались  богостроительством, богоискательством, ища в этом панацею, спасение от всех своих  напастей и бед. Однако во все времена это, ни к какому улучшению, ни в жизни, ни в судьбе не приводило. Никогда не следует забывать народную мудрость – «На бога надейся, а сам не плошай» Наша судьба сегодня и всегда зависит от нас самих, а не от надуманных идолов и идеалов.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что стремится к созданию шариатского государства в Дагестане могут лишь люди абсолютно незнающие историю республики, настоящие религиозные фанатики с зашоренным умом, ведать не ведающие и не желающие знать последствия такого шага для Дагестана и дагестанцев, впавшие  в полную атрофию чувства исторической ответственности за Дагестан, проявляющие полное безразличие к ее людям и их судьбам и думающие только о себе, своих амбициях, захвате власти.

Дагестан по Конституции РФ – часть России, автономная, но все же территории России. Мусульманский имамат же – это суверенное государство с другим строем, другими законами. И такое государство собираются создать эти люди в суверенной России? Может ли быть что-либо более абсурдное?

Если быть до конца откровенным – требование преобразования Дагестана в шариатское государство – это призыв к свержению существующего в Российской Федерации строя, его взрыва,  изменения ее Конституции, акт расчленения России. Неужели неясно, что никто в России не допустит этого? Но, дело ведь не только в этом.

Ведь сразу возникает один чрезвычайно важный вопрос к шариатистам Дагестана. Ну, хорошо, создадите Вы такое «государство». А кто его народ кормить-то будет? 80-85% всего сегодняшнего бюджета Дагестана нам дает Россия, то есть Россия кормит нас ни за что, ни про что. Дагестан не владеет никакими природными богатствами, здесь нет никаких своих ресурсов, полезных ископаемых или чего-либо, что привлекло бы к ней русских и РФ. А то, что у нас есть – наши горы, наше море, наши коньяки России, по большому счету, уже давно абсолютно ни к чему. В России есть свои горы, свои моря и океаны и коньяком со всего мира она завалена давным-давно. Никому не нужны там и наши гидроресурсы – мы и так не обеспечиваем даже себя энергией. А при шариатском имамате мы лишимся возможности содержать имеющиеся гидростанции, не говоря уже о том, что не сможем больше построить ни одной.

И, если прекратится это халявное финансирование Дагестана Россией, то уже на второй же день в республике начнется голодомор, хаос, беспредел,  война. И если кто-то надеется, что арабы или какие-то другие люди будут так кормить нас – это глубочайшее заблуждение, архиутопия.

 

 

Сегодня нас терпят лишь потому, что мы являемся южной границей России, и она не хочет, чтобы ее территория сократилась, чтобы к ее южным границам подошли ее недруги, что из арабских стран, что из США, что из НАТО. Но, в конце концов, они мало что потеряют, если отделят даже весь Кавказ, а не только Дагестан.

Нас пока худо-бедно, поддерживает и терпит наш правящий тандем Медведев-Путин. Но есть всякий предел терпению. Оно может иссякнуть и у русских. Кто может гарантировать, что к власти в России не придет какой-нибудь Жириновский, который может сказать «А на черта нам все эти Дагестаны, Кабарды, Чечни, Ингуши, Карачаево-черкесы с их постоянными войнами и скандалами. А пошли они подальше». И перенесет границу России, поставит кордон по западной оконечности этих территорий. Ведь на нашей памяти уже нашелся один такой, некий Ельцин, который сказал «А на кой черт, понимаш, нам эти 14 союзных республик»  и в одночасье избавился от них. И как эти бывшие республики, в том числе и мусульманские,  живут сегодня? Может все они побежали в шариаты и имаматы, ныне процветают и живут как в раю с гуриями? В 99% из них жизнь стала в сто раз сложнее, труднее, беднее, чем сегодня мы живем в Дагестане. Посмотрите сколько таджиков, узбеков, азербайджанцев и прочих лиц мусульманской национальности нелегально, тайком мигрируют в Россию на заработки и живут тут в качестве рабов. И мы хотим этого?

И самое интересное. Почему в стороне от наступления наших сепаратистов-шариатистов сегодня стоят наши президент, правительство, депутаты, правоохранительные органы? Где их ответ, их реакция на все это?  Они что,  объяты слепо-глухотой? Или «Молчание – знак согласия»? И кем, интересно, собираются стать молчащие ныне руководители Дагестана в этом шариатском государстве? Султанами, шахами, биями, каганами?

Ибрагим Шамов

доктор медицинских наук, профессор, действительный член Международной, Петровской и Нью Йоркской академий наук,

Дагестанское региональное отделение Собора Русского Народа

Август 2010

Литература по обсуждаемому вопросу

1.      Абдуллаев М.А. Средневековая арабо-мусульманская культура и ее влияние на Дагестан. Махачкала, 2005.

2.       Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. РАН, М., 2003

3.       Алкадари А.Г. Асари Дагестан. Махачкала, 1929.

4.       Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М.,1985.

5.       Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. Издание 2. Брюссель, 1983.

6.       Библийская энциклопедия. М., 1991.

7.      Еремеев. Д.Е. Ислам. Образ жизни, стиль мышления. М., 1990.Коран. Перевод с арабского М-Н. О. Османова. М. Издание 2-ое,1999.

8.       История естествознания в датах. М., 1987.

9.       Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала, 1990.

10.   Коран. Перевод с арабского М-Н. О. Осмианова.Издание 2-е. Москва, 1999.

11.   Коран. Перевод с арабского М-Н. О. Османова. Издание 3-ье. С.Петербург, 2010.

12.   Массе А. Ислам. М., 1961.

13.   Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. 1990.

14.   М Торцау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. С.Петербург, 1849.

15.   фон Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988.

16.   Ханников А.А. Ислам (Религии мира). Минск, 2006.

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments