К 192-й годовщине образования военно-инженерной академии и 200-летию Бородинского сражения

  • Post category:Статьи

В настоящее время в связи с созданием нового облика Вооруженных Сил, значительно сокращен состав инженерных войск, ликвидирована подготовка кадров инженерных войск высшего звена (с расформированием Военного института инженерных войск), снижены мобилизационные возможности развертывания инженерных войск и создавшийся ряд других негативных последствий происшедшего реформирования приведут к большим проблемам в начальный период войны (вооруженного конфликта).

Таким образом, перечеркивается весь опыт развития инженерных войск и военно-инженерного образования. Петр 1, выдающийся государственный и военный деятель, большое внимание уделял инженерному делу. В приказе 1713 г. он требовал: «Зело нужно дабы офицеры знали инженерство, того и унтер офицерам оному обучатца, а егда  и то не будет знать, то выше чинами производитца не будет». Первая инженерная школа была основана в 1701 г. в Москве, а затем в 1719 г. – в Петербурге (инженерное училище).

День подписания указа об открытии инженерной школы 21 января (10 января старого стиля) 1701 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 1370 от 18 сентября 1996 года считается Днем инженерных войск и отмечается в числе Дней Воинской Славы России 21 января.

После Отечественной войны 1812 года, было развернуто Главное инженерное училище, которое явилось одним из первых высших специальных военных учебных заведений, преобразованное в дальнейшем в Военно-инженерную академию.

История создания и функционирования вузов инженерных войск России начинается с официального основания в Санкт-Петербурге 6 декабря (24 ноября старого стиля) 1819 года Главного инженерного училища.

В академии получили военно-инженерное образование, а также высокий уровень оперативной и тактической подготовки инженер-генерал Э.И. Тотлебен (один из руководителей обороны Севастополя (1853–1856 гг.), генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко (руководитель обороны Порт-Артура в Русско-японской войне 1904 – 1905 гг.) и другие.

Прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов также в 1759 г.  окончил военно-инженерное училище.

Не менее прославили академию писатель Ф.М. Достоевский, композитор Ц.А. Кюи, физиолог И.М. Сеченов, электрик-изобретатель П.Н. Яблочков, фантаст Г.И. Гуревич, военные топографы генералы В.В. Витковский и Д.Д. Гедеонов, воздухоплаватель генерал А.М. Кованько, также прошедшие курс обучения в стенах академии (Главного инженерного училища).

Инженерные войска явились базовой основой формирования в их составе первых штатных подразделений и частей связи, железнодорожных, воздухоплавательных (авиации), а позднее – бронетанковых и прожекторных и др., которые впоследствии были переданы во вновь создаваемые рода войск и виды Вооруженных Сил.

Особой страницей в истории академии стало её активное участие в научном и организационном обосновании целого ряда великих строек периода 1930–1940 гг. (Московский метрополитен, Днепрострой, Свирьстрой, Рыбинский и Угличский гидроузлы, канал имени Москвы, ряд металлургических заводов, Горьковский автомобильный завод и многие  другие). Без консультаций, экспертизы и участия в проектировании профессоров В.К. Дмоховского, А.Ф. Лолейта, С.С. Давыдова и других крупных ученых академии, по существу, не обходилось ни одно крупное строительство в стране. Включение в состав академии геодезического факультета усилило как военно-топографическую службу, так и инженерные войска.

С началом Великой Отечественной войны академия, выполняя  задания командования Красной Армии, произвела досрочный выпуск слушателей 4 и 5 курсов, организовала ускоренную подготовку слушателей младших курсов, широкую ускоренную подготовку командиров инженерных войск и войсковых инженеров. Всего за время войны академия выпустила пять тысяч офицеров инженерных войск и военно-топографической службы. Почти все начальники инженерных войск фронтов и армий, командиры инженерных бригад были выпускниками Военно-инженерной академии. Командующие войсками фронтов (армиями), прошедшие горнило боевых действий,  высоко ценили и с большим вниманием относились к инженерным войскам.

Сорока пяти выпускникам академии, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны, было присвоено звание Героя Советского Союза.

В ряде средств массовой информации, в выступлениях, воспоминаниях различных авторов не прекращаются обвинения военных в чрезмерно больших потерях личного состава в сражениях Великой Отечественной войны, в боевых действиях в региональных конфликтах. Нужен другой взвешенный подход к этим событиям, основанный на исторической правде, анализе конкретной обстановке того времени и существе принимаемых решений. Конечно, легко судить о давно прошедших событиях, но в конкретной обстановке это делать довольно сложно.

В начальный период локальных войн (вооруженных конфликтов) уже ХХI века для обеспечения боевых действий ограниченных группировок войск против превосходящих сил (средств поражения) вероятного противника неизменно возрастают задачи инженерного обеспечения маневра войск (оборудование и содержание дорог и переправ), обеспечение их живучести и устойчивости (строительство оборонительных рубежей, инженерное оборудование районов расположения войск, пунктов управления и других объектов), маскировки (скрытие и имитация действий войск), сковывание действий войск противника всеми видами инженерных заграждений: минно-взрывными, электризуемыми, водными, фортификационными. Именно потому важнейшими составными элементами построения обороны является создание систем фортификационного оборудования местности (рубежей, полос, позиций) и  инженерных заграждений.

В начале 70-х годов прошлого века при реформировании в ВС СССР системы высшего военного образования неоправданно и безответственно в академии были сокращены сроки подготовки слушателей на всех факультетах (сначала до трех и в последующем до двух лет). Двухгодичная подготовка офицеров инженерных войск в академии (переименовывавшейся в ходе реформ в университет и институт) была крайне недостаточна. Кроме дисциплин оперативного искусства, для офицеров  фронтового (окружного) звена и командиров соединений (частей) инженерных войск, их заместителей и войсковых инженеров требуется более глубокое изучение (чем в училищах) разноплановых специальных дисциплин на современном уровне развития науки и техники, от фортификационного оборудования местности до строительства мостов, дорог, устройства пунктов (районов) водообеспечения. Сокращение продолжительности обучения в академии до двух лет отрицательно сказалось на качестве подготовки обучаемых.

Во второй половине ХХ века на основании Директив Генерального Штаба Вооруженных Сил в академии началась подготовка специалистов инженерного профиля для гражданской обороны, внутренних и пограничных войск (в дальнейшем – ФСБ РФ). В самом конце прошлого – начале нынешнего века велась подготовка специалистов для Федерального (прежде Центрального) дорожно-строительного управления. За счет этого улучшились возможности по взаимодействию с этими силовыми структурами, где служили и работали многие выпускники академии прошлых лет, а также по подготовке профессорско-преподавательского состава – специалистов высокого уровня, не имеющих достаточной квалификации. В последующем подготовка кадров войсковых инженеров и научные исследования были рассредоточены по ведомственным вузам.

Многие воспитанники академии  за выдающиеся достижения в науке и технике, в решении разнообразных задач мирного времени были отмечены наградами Родины. Среди них есть Герои Социалистического Труда, лауреаты Государственных премий,  заслуженные деятели науки и техники. Это профессора А.П. Синицин, Н.С. Касперович, Е.А. Олисов, Ю.Н. Глазунов, Е.С. Колибернов, Т.М. Саламахин, Ю.П. Дорофеев,  Н.А. Урмаев, М.М. Машимов. Один из выпускников академии –  Н.В. Огарков, стал Маршалом Советского Союза, Начальником Генерального Штаба Вооруженных Сил, двое – М.П. Воробьёв и Н.Ф. Шестопалов – маршалами инженерных войск.

Академия принимала активное участие в решении важнейших задач народного хозяйства, в решении сложнейших проблем, связанных с ликвидацией аварии на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. В период проведения боевых действий в республике Афганистан, при ликвидации межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне и в последующем в контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Бывший начальник ВИА  профессор, доктор военных наук, генерал-полковник Е.С. Колибернов убедительно показывает: «В начальный период войны для обеспечения боевых действий ограниченными группировками войск против превосходящих сил противника неизмеримо возрастают вопросы инженерного обеспечения маневра войск (оборудование и состояние дорог и переправ), обеспечение их живучести и устойчивости (строительством оборонительных рубежей и укрытий), маскировки (скрытием и имитацией), сковыванием действий войск противника всеми видами инженерных заграждений (минно-взрывными, электризуемыми, водными, фортификационными). Именно поэтому важнейшими составными элементами построения обороны являются создание системы фортификационного оборудования местности (рубежей, полос, укрытий) и системы инженерных заграждений».

Чтобы создать оборонительную группировку войск на запланированном и тем более измененном по оперативной обстановке направлении необходимо обеспечить выдвижение соединений и частей постоянной готовности и отмобилизованные объединения, инженерным войскам предстоит с упреждением выполнить необходимый объём дорожных и мостостроительных задач на маршрутах выдвижения, обеспечить их содержание и дублирование.

Нельзя забывать об ограниченности дорожной сети мирного времени и возможном воздействии противника по коммуникациям. В связи с этим в округах и армиях необходимо уже в мирное время иметь минимальное количество инженерно-дорожных, понтонных и мостостроительных частей постоянной боевой готовности.

Для сохранения живучести создаваемых оперативных группировок постоянной боевой готовности на назначенных рубежах обороны необходимо иметь укрытия для живой силы и техники. Причем фортификационное оборудование в полосах обороны должно быть осуществлено хотя бы в минимальных размерах, до прибытия войск. Исходя из необходимости скрытия районов сосредоточения войск или занимаемых ими рубежей обороны, полос и позиций, следует одновременно с фортификационным оборудованием занимаемых районов производить отрывку траншей и на других направлениях (районов), то есть создавать систему траншей и ходов сообщения во всей обороняемой полосе, а не только на участках, занимаемых войсками. Фортификационное оборудование только занимаемых войсками районов даёт возможность противнику раскрыть систему обороны, определить объекты поражения и нанести войскам ощутимые потери.

Это приводит к выводу о необходимости иметь в войсках военного округа, армии необходимо иметь минимальное количество инженерно-позиционных частей и подразделений, способных решить эти задачи.

В условиях воздушно-наземной операции, проводимой противником до начала боевых действий наземной группировкой войск, как показывает опыт боевых действий в Югославии в 1999 году и в Ираке в 2003 году, фортификационное  оборудование местности и маскировки сокращают потери войск минимум в три-пять раз.

Устройство минно-взрывных заграждений, по всей вероятности, должно осуществляться при подготовке и в ходе боевых действий, однако подготовка важнейших объектов к разрушению (мостов, узлов дорог, гидротехнических сооружений) должна проводиться в мирное время. Обеспечение маневренных боевых действий войск в контрнаступательных и наступательных операциях в большей степени будет зависеть от действий инженерных войск по прокладыванию путей движения, переправ через водные преграды и устранению массовых заграждений противника».

Признанный теоретик военного искусства и полководец Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский в статье «Инженерное соизмерение операций» писал: «…способность армии к маневренным действиям находится в прямой зависимости от развития инженерного дела, что каждая операция должна быть соизмерима с наличными инженерными средствами и возможностями, «инженерные войска должны быть почетным родом войск». Все войсковые начальники должны понять, что осуществление крупных и быстрых маневров при невысоком состоянии инженерных войск невозможно. Высшие войсковые начальники, желающие обеспечить за собой полную свободу маневрирования, должны свое главнейшее внимание обращать на состояние военно-инженерного дела и затрачивать на него свои лучшие силы и средства».

Великая Отечественная война, боевые действия в Афганистане и на Ближнем Востоке с полной очевидностью подтверждали эти высказывания.

К сожалению, накануне Великой Отечественной войны считалось, что командиры и начальники штабов инженерных соединений и частей окружного (фронтового), армейского (корпусного) подчинения и аналогичные им могут не иметь высшего военного образования, хотя, как известно, для организации и осуществления боевого применения этих соединений и частей необходимо глубокие знания теории оперативного искусства, достигаемое при получении так называемого «второго уровня военного образования», то есть при академической подготовке. Командиры соединений и частей инженерных войск, их заместители, штабы должны иметь уровень оперативной (тактической) подготовки не ниже тех командующих (командиров) объединений (соединений), боевые действия которых они предназначены обеспечивать.

Малая численность инженерных войск явилась одной из причин плохой инженерной подготовки всей армии. Это сказалось в начале Великой Отечественной войны,  когда одной из важнейших причин неудач,  поражений, отступления Красной Армии по всему фронту от Баренцева до Черного морей, неоправданных больших потерь личного состава, техники и территории явилась недооценка инженерных войск, отсутствие инженерных сил и средств для создания системы оборонительных рубежей, системы инженерных заграждений на направлениях ударов немецких бронетанковых группировок войск и подготовки  путей  и переправ на водных преградах для маневра наших войск.

Более 260 инженерных батальонов было привлечено на строительство укрепленных районов по новой государственной границе, что не позволило им принять участие в обеспечении боевых действий войск.

Верховное Главнокомандование Красной Армии было вынуждено издать приказ о недооценке инженерных войск, низкой инженерной культуре и введении новой системы управления инженерными войсками (Приказ ВГК № 0450 от 28.11.1941 г.). По этому приказу начальники инженерных войск фронтов и армий поднимались на уровень заместителей командующих войсками фронтов (армий). После этого отношение к применению инженерных войск и организации инженерного обеспечения операций в корне изменилось, что в значительной мере влияло на успех боевых действий и операций в 1942 – 1945 гг.

От характера и способов выполнения задач инженерного обеспечения зависят действия войск и решение командующего на проведение операций. В ограниченное время, отведенное командующему на выработку замысла решения на операцию, он без помощи начальника инженерных войск не сможет в полной мере учесть влияние условий местности, инженерных мероприятий противника и определить наиболее целесообразные способы действий войск, возможный темп их наступления (особенно при преодолении барьерных рубежей – рек, гор) и способы повышения живучести войск от средств поражения противника.

В период Великой Отечественной войны и в послевоенный период начальник инженерных войск был ближайшим помощником командира и командующего и подчинялся ему непосредственно.

В 1975-1978 гг. в Прикарпатском, Киевском и Прибалтийском военных округах прорабатывались вопросы возможности и целесообразности переподчинения начальника инженерных войск начальнику штаба соединений, объединений и было признано нецелесообразным, так как за боевое применение средств поражения (в том числе и минно-взрывных заграждений) несут только командиры (командующие) общевойсковыми частями, соединениями и объединениями. Они же отвечают за создание системы огня, в организации которой (фортификационным оборудованием местности и заграждениями) принимают активное участие войсковые инженеры и начальники инженерных войск. Инженерные войска принимают непосредственное участие в атаке, штурме укрепленных позиций и других видах боевых действий.

Офицеры инженерных войск, как правило, имеют высокую тактическую и оперативную подготовку и во время Великой Отечественной войны и в мирное время становились командирами пехотных (мотострелковых) полков и дивизий, в том числе Маршал Советского Союза Огарков Н.В., генералы армии Майоров А.М., Сухоруков Д.С., генерал-полковник Жеребин Д.С., генерал-лейтенант Рогинский С.В. командовали армиями и военными округами. Высокие общевойсковые посты занимал выпускник Николаевской инженерной академии генерал от инфантерии Л.К. Артамонов, известный русский географ-путешественник.

Выпускник Военно-инженерной академии генерал армии Панчевский П.Г. (Павлов) был министром обороны Болгарии, а генерал-полковник Бордзиловский Ю.В. – начальником Генерального штаба Войска Польского.

Начальник инженерных войск (войсковой инженер), так же как и начальники родов войск принимает решение на инженерное обеспечение боевых действий войск, на нанесение поражения противнику минно-взрывными средствами. Это решение должно утверждаться только командиром (командующим), а поэтому войсковые инженеры и начальники инженерных войск должны подчиняться непосредственно общевойсковому командиру (командующему).

Во время работы на должностях начальника инженерных войск армии и группы войск, будущим начальником Военно-инженерной академии генералом Е.С. Колиберновым в ходе учений были апробированы доклады НИВ командующему войсками фронта (округа), армией решения по инженерному обеспечению для их утверждения, которые получили полную поддержку. Возглавляя штаб инженерных войск, Е.С. Колибернов убедил руководителей Генерального Штаба и Минобороны о необходимости уставного закрепления положения о разработке начальником инженерных войск решения на инженерное обеспечение и дополнить определение инженерного обеспечения и задач инженерных войск одной фразой – «нанесение потерь противнику инженерными средствами».

Вывод ясен: в современных условиях инженерные войска являются не только специальными войсками, обеспечивающими все виды боевых действий всех родов войск, но и сами участвуют в боевых действиях как род войск, наносящий поражение противнику минно-взрывными средствами. Следовательно, необходимо пересмотреть концепцию строительства инженерных войск и возродить Военно-инженерную академию.

Полковник Виктор ЗЕНЦОВ

доктор военных наук, профессор, заслуженный  деятель науки РФ

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments