Нас не пасти, нас спасать надо!

В Ногайском районе Дагестана состоялся 4й съезд ногайцев Российской Федерации.

Его проведению, как и проведению предыдущего съезда, активно мешали сотрудники МВД Дагестана, пробалтываясь, что они, якобы, выполняют указания Администрации президента, встревоженной, что большинство ногайцев настроены на выход из состава Дагестана.

Чего же боятся бесстрашные власти Дагестана?! Казалось бы, их уже невозможно ничем удивить.

Взрывы, перестрелки с поводом и без повода, убийства судей, духовных лидеров, журналистов – всё это давно уже стало привычным. А потому никто ничего и не торопится «раскрывать». Все воюют со всеми. И конца краю этому не видно!

Ногайский район на общем фоне просто оазис спокойствия. У нас ещё не убили ни одного муфтия или представителя власти. Хоть некоторые СМИ и очень старались изобразить ногайцев кровожадными людоедами, вешая на нас ответственность даже за взрыв в аэропорту «Домодедово», на который якобы позарились братья-миллиардеры Магомедовы.

Но вот то, что направляемые в республику бюджетные деньги очень быстро превращаются в дворцы чиновников не только на берегу Каспия, но и на берегах далеких морей – для Москвы, разумеется, не тайна.

Одинаково несчастная судьба ждала такие разрекламированные проекты, как «Программа «Горы», «Лазурный берег», «Немецкая деревня», под которые выделялись огромные средства из федерального бюджета? А почему заглох проект с «Сахарным заводом», инвестором которого были американцы?

В Дагестане образовался «клубок власти», в который не впускают «лишних» и откуда не выпускают «порядочных». Этот «клубок политической власти» слишком запутал концы, и Москве найти их будет очень нелегко, но если сегодня этого не сделать, то не только Дагестан, но весь Северный Кавказ окажется под влиянием чужих сил. В конце концов нам придется смириться с теми, кто озвучивает тезис: «Нет Кавказа -нет проблем». Но, поскольку сегодня Кавказ у России пока ещё есть, то и проблемы Кавказа у нее есть, и решать их надо сегодня.

Еще в 1990-ом году одним из решений проблем Кавказа мог бы послужить проект по созданию Ногайско-Казачьей республики в составе Российской Федерации, провозглашенный на Объединенном Съезде Ногайцев в 1990-ом году. Уже одобренный Москвой проект был провален. В первую очередь благодаря проискам дагестанской элиты в Москве во главе с Рамазаном Абдулатиповым.

Принятие этого проекта решило бы проблемы не одних ногайцев и казаков, но и могло бы решить 90 процентов сегодняшних проблем Кавказа. Россия не получила бы более 300 тысяч русскоязычных беженцев с Кавказа, оставивших о себе память лишь в русских названиях сел (Орешевка,Кузнецовка, Кохановка, Старогладовская, Черняевка и сотни других).

В данной ситуации IV Объединенный Съезд Ногайцев, вынося решение о создании ногайской автономии как неотъемлемой части Российской Федерации, исходит из резолюции форума представителей балкарского, кумыкского, ногайского, русского, славянского сообществ СКФО (июль –август 2010-го года) с небольшим изменением, касающимся раздела территориального устройства ногайцев в Ногайской степи.

Народ одобряет принципы и тезисы декларации, обсужденные на форуме, учитывавшем интересы всех кавказских народов. Устраняя клановость и этно-эгоистичность, коррупцию, решив национальный вопрос на Кавказе, декларация могла бы стать основой стабильности и мира в регионе.

Автономия ногайцев не ущемит ничьих национальных интересов, так как ее создание предполагается лишь на исконной территории ногайцев, где и сегодня компактно проживает наш народ. Предлагается объединить в одну территориальную единицу (степную область) территорию Муниципального образования «Ногайский район» и прилегающие к нему территории компактного проживания ногайцев в селах Ставропольского края и Чеченской республики.

Cегодня положение жителей Ногайской степи нельзя назвать благополучным. Степь, родину ногайцев Указам Президиума Верховного Совета РСФСР от 9-го января 1957 года разрезали на три части. Раскромсали «по живому». Соседние аулы, отстоящие друг от друга всего то на 10-15 километров, стали относиться к разным субъектам Российской Федерации. А до этого, несколько раз (1922 г., в 1938 г., в 1944 г.) ногайские земли передавались из Ставропольского края в Дагестан, и обратно. Восстановив справедливость в отношении чеченцев и ингушей, Указ стал актом величайшей несправедливости в отношении ногайского народа. С того самого горького для нас 1957-го года уже несколько поколений ногайской общественности, деятелей культуры, интеллигенции нашего народа не переставали обращаться к руководителям СССР, Российской Федерации с просьбами решить вопрос о создании автономии для ногайцев в составе одного из субъектов Российской Федерации.

И вот в селе Терекли-Мектеб, которое является культурным центром, центром тяготения для всего ногайского народа, состоялся lV-ый Объединенный Съезд Ногайского Народа России. На съезде обсуждались наболевшие проблемы степного народа: разделенность по нескольким субъектам Северо-Кавказского Федерального Округа, высокий уровень безработицы в районах проживания ногайцев, первое место в Республике Дагестан по заболеваемости туберкулезом и онкологическими заболеваниями, проблемы экологии. Главной же болью для ногайцев сегодня является проблема земли, из которой исходит и проблема экологии, и проблема безработицы.

“Последствия политики отгонного животноводства в Республике Дагестан привели Ногайскую степь к экологической катастрофе, большие территории превратились в зоны пустынь. При этом скот содержится в количестве, в 3-4 раза превышающем предельно допустимые нормы. Самый крупный по закону землепользователь в республике Дагестан, Ногайский район на самом деле ощущает острую нехватку пастбищ, на которые у местного населения высокий спрос. Тысячи жителей коренного населения Ногайского района, молодежь, выехали, и уезжают по сей день в различные регионы России для трудоустройства. Потомки животноводов не имеют возможности заняться сельским хозяйством в родном районе.

На родине для нашего народа создаются невыносимые условия, мы поставлены на грань выживания. Представителям ногайского народа почти невозможно получать кредиты на развитие собственного дела. Создается впечатление, что ногайцев намеренно, планомерно вытесняют с родных степей. Принятый 26 сентября 1996 года Закон «О статусе земель отгонного животноводства» является очевидным тому подтверждением. Прикутанные хозяйства горных районов выведены из под оперативного контроля государственных органов, в них развернуто незаконное и масштабное капитальное строительство частных домов, школ, мечетей и.т.д.

Резко ухудшилась экономическая обстановка, возросло количество эрозивно-опасных земель, усиливается засоление почв и их опустынивание, практически уничтожены лесные массивы, земля в прикутанных хозяйствах используется крайне нерационально, так как отдается предпочтение скотоводству перед более прибыльным земледелием.

Налицо организованное отторжение исконных земель от коренных народов. Земли, отданные горским хозяйствам бесприбыльны, резко понижается уровень жизни коренного населения». Даже само название «Ногайская степь» стараниями властей Дагестана упразднено, уступив место безликому «Кизлярские пастбища». Для жителей района не хватает площадей пастбищ для развития животноводства, в то время, как около 600 тыс. га территории района отторгнуты от района под «отгонные пастбища», которые не приносят никакого дохода в бюджет Ногайского района.

В отношении ногайского народа политика властей Дагестана всегда неизменна – отнять земли и заселить их представителями горских народов. Здоровая часть общества заявила на съезде Ногайского народа о невозможности далее терпеть такое положении и обратилась к властям Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о создании автономии для ногайского народа вне Республики Дагестан. «Только отделение от Дагестана и создание автономии может дать ногайцам возможность сохраниться как народу и сохранить свою землю для будущих поколений, – пишут делегаты съезда в обращении к Президенту России – В создавшихся условиях мы считаем невозможным дальнейшее пребывание ногайских аулов в составе Дагестана, со стороны властей которого никакой заботы, никакого внимания в отношении ногайского народа никогда не было и в дальнейшем ожидать невозможно»

Создание национально–территориальной автономии дало бы нам возможность решить хотя бы основные свои проблемы. На сегодня это могла бы быть территориальная автономная единица как неотъемлемая часть Российской Федерации («Степная область»), создание которой поддержал в своей резолюции форум представителей балкарского, кумыкского, ногайского, русского, славянского сообществ СКФО (июль, август 2010-го года). Создание ногайской автономии не ущемили бы ничьих интересов, поскольку туда вошли бы аулы с преимущественно ногайским населением, расположенные на исконно ногайских землях.

 

Залимхан Кочеров

Председатель Национального Совета Ногайского Народа России

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments