Небритая реальность в камуфляже

«Всякий религиозный догмат – зародыш преступлений и раздоров между людьми»

К. Гельвеций

Комплименты Российской Армии в последнее время не отпускает только ленивый. И её боевому духу и новейшим вооружениям.

Но остается забытым один участок идеологического фронта: потенциальная возможность превращения военнослужащего-мусульманина в экстремиста и террориста. Но может быть не стоит очень уж стесняться эпопеи Шамяля Басаева выученного нашими инструкторами и ставшего опаснейшим врагом своих учителей и всей России.

От подобных ошибок не защитишься диссертацией или проповедями, типа тех, которыми потчуют курсантов в Военном университете слишком уверенные в своей правоте преподаватели: «Православие должно являться ядром, движущей силой, фундаментом подлинной правовой работы ее неизменным критерием оценки, неиссякаемым источником совершенствования».

Простите, а вы не забыли про конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства?! А военная служба вообще-то разновидность службы государственной.

Ситуация с кавказцами в войсках приобретает всё новые более опасные формы. Об этом прямо говорят представители воинских частей и военкомы Югры на встречах с лидерами национальных диаспор:

«Открытое неповиновение приказам командиров, навязывание национальных обычаев, противоречащих уставу, отказ от обследования в ПНД и от прохождения хирурга. Солдаты отказываются бриться, потому что считают себя истинными мусульманами. Вдобавок к этому большинство молодежи подвержено идеям ваххабизма», – рассказал о положении с призывниками кавказских национальностей начальник отдела военного комиссариата ХМАО-Югры по городу Радужному Сергей Россомахин.

Как же повысить эффективность попыток формирования и развития у военнослужащих-мусульман качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности, в которой следование собственной вере не обостряет агрессивность по отношению к «неверным»?!

Конкретный враг России в массовом сознании представляется афганским муджахедом, кавказским боевиком. Нынешнее поколение ветеранов вправе называть себя, по словам исламоведа Алексея Малашенко «ветеранами мусульманских войн», когда «воину-мусульманину неизбежно придется выстраивать в душе внутренний компромисс между конфессиональной идентичностью и исполнением воинского долга».

А распространяющаяся по миру нестабильность может сделать мусульман как противниками российских военных, так и союзниками.

В Югославии миротворцы из России явно симпатизировали православным сербам, а отнюдь не мусульманам. После решения о посылке в Ливан для охраны российских саперов подразделений, сформированных на базе чеченских батальонов «Север » и «Юг », их бойцы вполне могли оказаться в положении, когда им пришлось бы вступить в бой с единоверцами из «Хизбаллы».

Это особенно тревожно после того, как Генеральный секретарь Организации Договора о Коллективной Безопасности Николай Бордюжа констатировал, что участие миротворческого контингента ОДКБ в Сирии, «теоретически возможно».

Добавляет интриги и весть о начале полномасштабной подготовки псковских десантников, военнослужащих 15-й общевойсковой самарской бригады, спецназа морской бригады Черноморского флота и подразделений, состоящих из этнических чеченцев, некогда входивших в состав спецбатальонов «Восток» и «Запад», для участия в операциях на территории других государств.

Уместно напомнить, что в 1999 г. в начале второй чеченской войны Государственный совет Татарстана принял постановление «О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу». Целью постановления было вернуть из Дагестана солдат-татар, где они сражались против кавказских единоверцев.

Также было принято постановление о запрете вербовки на территории Татарстана добровольцев из военнослужащих запаса для участия в боевых действиях на Северном Кавказе.

Поэтому вся система воспитания личного состава армии и флота должна базироваться на научном мировоззрении, где уважение к чувствам верующих и толерантность не только не исключаются, но и подчеркиваются. Качества убежденного защитника Отечества можно воспитать лишь с позиции светского миропонимания, то есть не по религиозным мотивам ответственности перед богом и посмертного воздаяния, а по убежденности воина в необходимости выполнения своих гражданских обязанностей безотносительно его личных религиозных убеждений.

Важнейшим акцентом при соответствующем воспитании личного состава армии и флота, и в первую очередь военнослужащих-мусульман Российской Федерации, является изучение основ научного исламоведения.

Мусульманское богословие базируется на религиозно-идеалистическом мировоззрении и тенденциозно по существу. Для него священна догма, за пределами которой самая объективная истина считается злом. Поэтому мусульманский богослов (улем) «ведает» ислам в узко очерченных границах, выступая пристрастным исламоборцем.

Богословские труды предназначены для внутриконфессиональной жизни и не могут считаться каким-либо источником морально-нравственного воспитания российского воина. Они направлены на формирование прежде всего качеств «слуг Аллаха».

В армии и на флоте военнослужащим необходимо разъяснять суть всякой религии с позиции диалектико-материалистической теории.

Плохи надежды на бойцов, идущих в атаку с верой в сверхъестественное, с убежденностью в превосходстве своего народа и веры над верой и народом товарищей по оружию.

В условиях растущих рисков особенно необходимо просвещать военнослужащих-мусульман в отношении действительного, земного происхождения авторитетных религиозных книг в результате религиозно-культурного творчества их талантливых пращуров.

Делать это надо чрезвычайно тактично, ни в коем случае не затрагивая их религиозных чувств, проистекающих из сугубо личных, внутренних переживаний каждого человека, помогая военнослужащим сопоставить себя реалиям земной действительности, жизненной правде, научным представлениям о мире, несовместимым с узостью и архаикой религиозных догм.

В Послании Федеральному собранию РФ Президента России Путина В.В. от 12 декабря 2012 года озвучена следующая целевая установка:

«Мы должны… укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Нравственными, гармоничными людьми, ответственными гражданами России, безусловно, должны быть люди всех национальностей без исключения. Но есть ли у нас в стране система гражданского образования, отсутствующая, без которой реализация Послания Президента РФ практически невыполнимо?!.

Сергей Иванеев.

кандидат юридических наук,

профессор Академии военных наук

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments