Русских – в правовое поле России. Часть III

Часть I здесь

Часть II здесь

Многолетняя русская мечта

Русская общественность на протяжении всего постсоветского периода существования российской государственности неоднократно предпринимала попытки добиться получения правового статуса для русского народа.

25 мая 2001 г. на парламентских слушаниях Государственной Думы РФ был рассмотрен проект федерального закона «О русском народе», состоящий из преамбулы и десяти статей. Но он так и не был принят. Не увенчались успехом и другие подобные попытки.

Откровенное противодействие усилиям русской общественности по наделению русских правовым статусом привело к радикализации отдельных русских организаций и их лидеров, против которых заработала пресловутая 282 статья УК, названная «русской».

События 11 декабря 2010 года на Манежной площади стали серьёзным индикатором того, что латентные формы конфликта, связанные с отсутствием внятной политики по отношению к русскому населению страны, способны перейти в массовую форму молодёжного протеста («Между Болотной и Манежной»).

19 мая 2011 года президент Д. Медведев на встрече с правозащитниками страны порекомендовал им заняться правами русского населения в северокавказских республиках, но правозащитное сообщество страны Медведева не услышало. Оно по сегодняшний день продолжает защищать права боевиков, осуждённых за нападение на Нальчик в 2005 году, но никто из правозащитников не заинтересовался фактом ритуального убийства кабардинскими исламскими радикалами шестерых русских жителей приграничных к Кабардино-Балкарии районов Ставрополья в рождественскую ночь 8 января 2014 года («Быть или не быть русским на Северном Кавказе?»«Террористическая атака на Ставрополье»).

18 октября 2011 года в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания «Русские на Северном Кавказе: мифы и реальность». Организатор мероприятия, известный телеведущий М. Шевченко (сейчас руководит сайтом «Кавказская политика»), а также сидящий в президиуме В. Тишков даже не удосужились выслушать приехавших лидеров русских организаций Северного Кавказа, покинув заседание сразу после дежурных выступлений представителей национальных республик («Русские на Северном Кавказе: мифы и реальность»«Россия уходит с Кавказа?»).

Позже оказалось, что мероприятие было задумано как контракция накануне всероссийской акции под названием «Хватит кормить Кавказ», намеченной на 22 октября 2011 года. Разумеется, никто и не намеревался всерьёз обсуждать положение русского населения в регионе.

Украина и Кавказ

Украинские события наглядно показали последствия антирусской национальной идеологии в самой России. Эйфория по поводу бескровного присоединения Крыма быстро сменилась тревогой об исторической судьбе Новороссии.

Пропагандистский тезис российского истеблишмента о «русской весне» не нашёл массового отклика у русского населения юго-востока Украины. Организованные там активистами протестные акции, в которых причудливо сочетался русский фактор с советским наследием, были немногочисленны или, как в Одессе, просто зверски подавлены. Тысячи «русских украинцев» предпочли переехать в Россию. Не секрет, что многие этнические русские на Украине заняли позицию поддержки официальных властей (украинской хунты).

Надрывная пропаганда российского ТВ о том, как обижают русских на Украине и в других концах света, не может быстро перенастроить сознание самих русских людей в России, имеющих личный опыт пребывания за границей. И тем более того большинства русского народа, которому за весь советский и постсоветский период внушали, что любой советский человек или «россиянин», проявляющий русское национальное самосознание, есть шовинист, националист и даже фашист. Не вызвал энтузиазма и тот факт, что статус русского народа никак не обозначен в присоединённом Крыму, и в то же время украинский и крымскотатарский языки получили статус государственных языков (Федеральный закон от 21.03.2014 № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»).

Мы – государствообразующий народ

Иерархи Русской Православной Церкви историческим чутьём уловили суть происходящих процессов в силу того, что ситуация на Украине поставила РПЦ в двусмысленное положение. Ведь православная паства и с той и с другой линии противостояния одна.

11 ноября 2014 года в московском Храме Христа Спасителя прошёл XVIII Всемирный Русский Народный Собор. В его итоговом документе были отражены основные положения из Соборной речи Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, которые прорвали плотную официальную завесу дискриминации русского народа в России. Патриарх выразил чаяния последних двадцати лет русских патриотов-государственников.

«…Мы полагаем, что вопросы национального самочувствия русского народа имеют фундаментальное значение не только для исторически государствообразующего народа, но и для всех братских народов нашей многонациональной страны. Считаем полезным нормативное закрепление статуса русского народа как государствообразующего, памятуя, что вокруг него сформировалась вся семья народов России…».

За настойчивое (через манифестации) предложение провести «…нормативное закрепление статуса русского народа как государствообразующего…» ещё три-четыре года назад можно было получить знаменитую «русскую 282-ю статью».

А сегодня словосочетания «государствообразующий русский народ» звучит в речи Патриарха Московского и Всея Руси в присутствии высших государственных чинов России. Это одновременно и духовное, и очень значимое политическое для русского народа событие.

Прежде всего психологически перестроиться необходимо чиновникам, правоохранительным органам и… отечественной интеллигенции.

Ещё в 1909 г. П.Б. Струве писал: «Русская интеллигенция обесцвечивает себя в «российскую»… безнужно и бесплодно прикрывает своё национальное лицо», а «…его нельзя прикрыть».

От активной позиции русской интеллигенции зависит очень много.

Призыв патриарха, даже столь значимый, не может реализоваться через институты православной церкви. Ей сразу укажут, что по Основному закону страны церковь отделена от государства и не может заниматься политической деятельностью.

Реализовать политическую программу наделения русского народа правосубъектностью смогут только консолидированные действия широкого спектра русских патриотических организаций России на предстоящих в 2016 году выборах в Государственную Думу Российской Федерации.

Прежде всего усилия патриотов должны быть направлены на инициацию принятия новой редакции Основного закона Российской Федерации, в которой должен быть прописан статус русского народа.

Всему патриотическому сообществу России необходимо донести до высшего руководства страны необходимость создания в новом Федеральном агентстве по делам национальностей мощного подразделения, осуществляющего разработки концепций и программ по поддержке русского населения, особенно в национальных республиках.

В качестве выводов:

– пример анклавизации Ингушской и Чеченской Республик в России разрушил миф «общероссийской идентичности» по этническим параметрам, что не исключает укрепления гражданской идентичности у граждан РФ;

– введение в научный дискурс предложенного нами в публицистических материалах термина «вайнахский анклав» позволит этнологам и политологам в сравнительном аспекте отслеживать процессы анклавизации других национально-территориальных образований России;

– расширение русского пространства на юго-востоке Украины не компенсирует его сокращения на Северном Кавказе;

– 11 пункт «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», утверждающий, что «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа…» носит декларативный характер, потому что это утверждение не закреплено ни в одном юридическом документе Российской Федерации;

– «Стратегия государственной национальной политики до 2025 года» должна в короткое время получить новую редакцию в связи с тем, что она создаёт опасный прецедент трактовки межнациональных отношений в России как межгосударственных между отдельными субъектами Российской Федерации, имеющими по Конституции РФ государственный статус;

– понятие «государственность и право славянских народов» в отношении русского народа в современной России лишено всякого конкретного юридического содержания.

Сергей ПОПОВ, государственный советник РФ 2 класса

Источник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments