Кто мы на корабле современности?!

  • Post category:Статьи

Когда в Высшей школе экономики на международном симпозиуме «Культура, культурные изменения и экономическое развитие» докладчики буквально вдалбливают в слушателей утверждение, что менталитет русской культуры и русская матрица культуры якобы мешают развитию страны, поневоле переживаешь: «Боже, куда я попал?»…

Вот, например, академик РАН И.Г. Яковенко рвётся предложить методы уничтожения «вчерашней ложной, бесперспективной, языческой и т.д. русской культуры» и замены её на «демократическую культуру общественных ценностей». Он мечтает провести латинизацию русского языка и создать такой режим в государстве, чтобы следование изживаемым ценностям было бы связано со смертельной опасностью. Для него Россия — исторический тормоз продвижению идей нового мирового порядка.

Проводимая ныне реформа образования как раз и следует именно в этом направлении. Резко снижено количество часов на преподавание русского языка. Литература более не преподается как отдельный предмет. Сокращен приём студентов на филологические отделения в университетах и даже на филологический факультет в МГУ. В 2005 году Минобрнауки РФ навязало национальным республикам три варианта учебного плана.

 

Фото отсюда


В Башкирии по примерному учебному плану для образовательных учреждений с русским языком обучения русский язык и литература преподаются в объёме 2547 часов. А по примерному плану обучения для образовательных учреждений с преподаванием родного (нерусского) языка русский язык и литература преподаются в объёме 1831 часов. Право выбора планов обучения предоставлено родителям учеников и руководству образовательного учреждения.

На практике руководители отделов образования в городских и муниципальных образованиях заставляют директоров школ использовать сокращённый план обучения. В результате объём преподавания русского языка и литературы уменьшается на 716 часов.

Всего в Башкирии действует 1831 среднее образовательное учреждение, из них 1100 на русском языке, 600 башкирских, 120 татарских, 80 чувашских. Если в национальных школах сокращённая программа обучения хоть как-то оправдана, то в русских школах она просто дикость.

Тем не менее школы с русским языком обучения вовсю переводят на сокращённую программу, а «освободившиеся» часы заполняют изучением национальных языков. Вот так «из ничего» по милости чиновников Минобрнауки возникает и нарастает межнациональный конфликт.

Районные конференции повсеместно отмечают снижение уровня грамотности выпускников школ, делающее проблематичным их обучение в вузах. Недавний контрольный диктант в УГАТУ показал — примерно треть первокурсников оказались вопиюще безграмотными. Наши выпускники из-за урезанного преподавания русского языка не выдерживают конкуренции с выпускниками других регионов.

Тем не менее при анкетировании обнаружено, что за увеличение количества часов на русский язык ратуют не только русские ученики, но и ученики-башкиры. А родители, которым дано право решать за своих детей, что и как им изучать, чаще всего просто не знают о своих «правах». В результате воцарилась диктатура инспекторов из отделов народного образования! Господа вроде бы искренне не понимают, что «наезд» на русский язык не проходит бесследно для изучения башкирского языка. Ребята выходят в самостоятельную жизнь, не умея грамотно выразить свои мысли.

Особенно жаль чувашских школьников, которым приходится изучать четыре языка, втиснутых в такое же число учебных часов, как и у всех других. Вот и начинают «экономить» на преподавании русского языка. Битва за права русского языка сегодня идёт не только по другую сторону государственной границы России, но и внутри страны… И было бы трагедией, если б он стал жертвой «глобализации», навязанной нам «пятой колонной».

Термин «глобализация» запущен в оборот американским социологом Р. Робертсоном в 1985 году, определившим её как процесс возрастающего воздействия на социальную действительность тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена между странами.

По сути это был призыв не сопротивляться разгулу транснациональных корпораций, ставших сильнее любых правительств, и оправдание навязываемой экономической модели, формирующей человека-потребителя, а не творца. Родился «гражданин мира», для которого не дороги ни семья, ни род, ни народ, ни страна. Станем ли мы рабами транснациональных корпораций или сохранимся, во многом зависит от того, защитим ли мы свой язык от агрессии.

Крайне необходима полная переработка государственных образовательных стандартов, о чём высказался В.В. Путин на встрече общественности и литераторов России в октябре 2013 года. Эти стандарты должны предусматривать полноценное преподавание русского языка и литературы в объёме не менее 11 часов.

Система среднего образования встаёт гигантским тормозом на пути культурного, экономического и социального развития. И наша задача — выбросить эту пагубную систему и создать органичную и устремлённую в развитие.

Вычёркивание русских из истории человечества, как это ни печально признавать, началось с реформы образования, и в первую очередь с русского языка. Но хоть за годы после исчезновения СССР русское языковое пространство уменьшилось с 500 до 300 млн носителей, его функции в международном пространстве вполне могут возрасти в будущем времени. В первую очередь это связано с созданием таких мощных экономических зон, как ЕвроЗЭС и БРИКС.

В.Афанасьев, председатель комитета по культуре Собора русских Башкортостана, кандидат технических наук, доцент УГАТУ

Источник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments