Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить…

  • Post category:Статьи

Помните эти строки? Действительно, в наше время отсутствие дефицита строительных материалов, построить дом — не проблема. А вот обслуживание, заставить исправно и постоянно функционировать все системы и коммуникации дома — это проблема серьёзная.

Разговоров о реформе жилищно-коммунального хозяйства предостаточно, но на деле что-то не ладится. Платим всё больше и больше, а прорыва в состоянии ЖКХ пока не просматривается. Взгляд со стороны на ситуацию, конечно, необходим, но лучше объяснить происходящее всё-таки сможет специалист. Таким оказался Юрий Ливдар, проработавший в системе ЖКХ в должности начальника домоуправления № 4 шестнадцать лет.

  1. Будет конец этапам или ЖКХ?

Этап первый. Многие наверняка помнят руководителя МПЖХ (муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства) города Йошкар-Олы господина Поликарпова, который сейчас что-то строит в Иране. Его приемником стал Александр Чащин. МПЖХ в то время насчитывало штат управленцев численностью 60 человек. Сюда же входило 9-ть ЖЭУ (жилищно — эксплуатационных управлений), была своя производственная база, транспортный участок, участок механизированной уборки, «Лифтсервис». Однако, уже при А.Чащине всё это было обанкрочено, в результате чего стало: МП (муниципальных предприятий) — 7, офисов и директоров к ним — 7, новый штат значительно увеличился и стал уже не 60 человек, а 130 человек. Структура ЖКХ получилась следующей: МП «Центральное», «Заводское», «Южное», предприятия «Обслуживания нежилых помещений», «Жилсервис», «Лифт-сервис». Производственная база, транспортный участок, участок механизированной уборки были переданы «Жилсервису». Произошло удорожание услуг населению на 40%, как объясняют, за счёт НДС и прибыли. Услуги, некогда входившего в общую структуру ЖКХ «Лифтсервиса», сегодня подорожали на 40%.

В результате образовалось Муниципальное предприятие жилищно-эксплуатационное управление «Центральное», директором которого остался последователь Поликарпова — Чащин Александр Константинович с 27 управленцами. При этом зачем-то ликвидирована так необходимая производственная база, по сути дела прекратилось материальное снабжение домоуправлений, исчезли складские помещения, но зато появилось желание делить деньги с теми, кто их непосредственно зарабатывает. Образовалась, утрированно говоря, своеобразная «прокладка» — с населения деньги всасывает, а отдачи никакой.

Свою деятельность директор новообразованного муниципального предприятия начал с ремонта офиса, что, казалось бы, ничего особенного в этом нет. Есть вопросы: кто это построил гараж на месте контейнерной площадки (под мусор) во дворе дома? Была ли странным образом кем-то приобретённая квартира по формальной, «бросовой» стоимости? С какой целью и проводился ли всё-таки ремонт и асфальтирование дорог в странно выбранных, но конкретно определённых участках в ущерб работе других ЖЭУ?

Второй этап. С появлением МП ЖЭУ «Центральное», возглавляемое Чащиным А.К., одновременно произошла ликвидация производственных мастерских с неизвестно куда девшимся дорогостоящим станочным оборудованием, исчезли складские помещения. В домоуправлениях создано подобие аварийной службы на базе мастерской ЖЭУ-5. Но вдруг произошло банкротство и этой структуры. Чащин А.К. вроде бы не смог выправить ситуацию, всё рухнуло разом, отчего-то развалилось и не оправдало ожидаемых результатов.

Третий этап. Создаётся управляющая компания ОАО ЖЭУК «Центральная», название которой связано с месторасположением обслуживаемого жилого фонда, то есть это центр города. Как известно, центр — это магазины, офисы, учреждения, многие из которых заключают с управляющей компанией договора на уборку прилегающей территории, техническое обслуживание, пользование контейнерными площадками. А кто делает всю эту работу? Дворники, слесаря, плотники домоуправлений, входящих в ОАО ЖЭУК «Центральная». Но вот средства от арендаторов приходят в управляющую компанию, оседают там. А что перепадает непосредственным исполнителям, то есть людям рабочих специальностей домоуправлений? Что же это такое — обслуживание объектов в центре города, как представляется, осуществляется силами бухгалтеров, экономистов и других, инструментом работы которых является стол, стул и ручка?

А растут ли аппетиты? Год назад план по оказанию платных услуг населению ДУ составлял 4 тыс. руб., летом 2006 года — 10 тыс. руб., а с ноября этого же года — 50 тыс. руб. Если раньше около 60 % прибыли шло на зарплату исполнителям работ, то, сколько же с ноября 2006 г. «перепадает» непосредственным исполнителям работ? Уж не 0%, а на необходимые материалы для работ — тот же 0%?

В созданной управляющей компании ОАО ЖЭУК «Центральная» 100 % акций принадлежит администрации города. Произошло дробление домоуправлений (в ОАО ЖЭУК «Центральная» их стало 5), с целью, якобы введения упрощённого налогообложения, но права юридических лиц домоуправлениям так и не предоставлены.

В результате появилось ещё 5 начальников с 5 офисами, а сами домоуправления стали ослабленными: ни производственной базы, ни помещений для производственных нужд. Странным образом ликвидируются материальные запасы ДУ: станочное оборудование распродаётся в счёт долгов в результате проведённого банкротства ЖКХ; распродаются и в приказном порядке изымаются необходимые производственные материалы ДУ — запасы стекла, кровельные материалы, трубы и т.д. Все так необходимые для работ и ликвидации аварий материалы теперь можно получить только по заявке руководителя ДУ в адрес ОАО ЖЭУК «Центральная». Оперативность в работе по устранению аварий и ремонта жилого фонда напрочь утеряна, так как заявки днями вылёживаются в ОАО ЖЭУК, вовремя не выполняются или бесследно исчезают, материалы на ремонт домов не выделяются.

  1. Тарифная политика.

Для большей наглядности тарифной ситуации приведу сравнительную картину различных периодов:

1991 год — населением производилось 30 % оплаты от стоимости услуг, то есть:

Отопление — 12 коп./кв. м;

Содержание домов — 13,2 коп./кв.м;

Горячая вода — 70 коп. с чел.;

Холодная вода — 30 коп. с чел.;


В то время как 100%—е расходы (услуги) в 1991 год составляли:
Отопление — 40 коп./кв.м;

Содержание домов — 44 коп./кв. м;

Горячая вода — 2 руб. 30 коп. с чел.;

Холодная вода — 1 руб. с чел.;

Сравним 2006 и 1991 годы.

Во сколько раз населению стали дороже обходиться услуги ЖКХ?
Цена 1 кв. метра жилья (строительство).

1990 год — 250 руб./кв. м (для Марий Эл — 150 руб./кв.м;);

2006 год — 25 000 руб./кв. м; (т.е. увеличение в 100-150 раз);


При этом материалы для строительства, ремонта и обслуживания практически остались прежними.

2006

оплачивает население(90%)
100 % стоимость
увеличение с 1991 г.
Отопление
12,66
руб/кв. м
13,82
руб./кв. м
в 35 раз
4,48
руб./кв. м
4,48
руб./ кв. м
в 10 раз
Содержание домов
Горячая вода
102
руб./чел
111
руб./ чел
в 48 раз
Холодная вода
60
руб/чел
66
руб./ чел
в 66 раз


Согласно утверждённых тарифов, на содержание управления ОАО ЖЭУК «Центральное» платится 18 коп. с 1-го кв.м. имеющихся (обслуживаемых) площадей. При 100 % сборе денежных средств с жильцов, что составляет 176 233 руб., тогда на каждого сотрудника приходится почти по 6 тыс. руб. вместе с социальным пакетом.

Фактические же расходы ОАО ЖЭУК — более 60 коп. с 1-го кв. м (вместо расчётных и полагающихся 18 коп. с 1-го кв. м), что сравнимо со всеми расходами на текущий расход жилого фонда, т.е. 66 коп. с 1 -го кв.м.

Сравнение расходной и доходной части домоуправлений ОАО ЖЭУК «Центральное» г. Йошкар-Олы в 2006 г.


№ДУ

РАСХОДЫ
(руб.)

на кв. м
(руб.)

ДОХОДЫ
(руб.)

на кв. м
(руб.)

РАЗНИЦА
(доплата на ДУ)

Обслуж.S (кв.м)

ДУ №3

7 576644

4,41

5 664510

3,29

-1 912 134
191 049,5

ДУ №4

6 840919

3,57

6 669962

3,48

– 170 956
212 856,9

ДУ №5

6 411361

3,57

5 909747

3,20

-501 614
199 749,9

ДУ №6

5 666187

3,42

5 465654

3,30

– 200 533
184 271,0

ДУ №7

7 950106

4,62

6 583624

3,83

– 1 366 492
191 144,8

итого:

34 445 216

30 293 497

-4 151 719
979 072, 1


Возникает вопрос. Какими критериями руководствуется Чащин А.К., распределяя доплату для ДУ? Уж не личной ли преданностью, готовностью выполнять любое его указание (в т.ч. в личных интересах) за счёт ущемления прав и урезания средств на нужды тех ДУ, руководители которых ему неудобны персонально, реально переживающих за дело в интересах жителей города? Не таким ли образом создаётся негативная картина работы того ДУ, руководитель которого отстаивает свои права и права работников ДУ, работает в интересах всего населения? Не после ли искусственного формирования негативного мнения о неудобном для него руководителе ДУ, манипуляций с распределением средств для конкретного ДУ, такого человека искусственно подводят под схему увольнения?

На лицо факт увеличения расходов на содержание необоснованно разрастающегося административного аппарата управления ЖКХ за счёт средств оплаты населением коммунальных услуг. Тарифы такие расходы не предусматривают и подобные расходы, когда всё банкротят, а штат управленцев при этом только разрастается, в структуру тарифов не заложены. А между тем, жилой фонд разрушается и ветшает, дома и вся их техническая инфраструктура вовремя не обслуживается, не ремонтируется, хотя средства для этого предусмотрены в реальных средствах в виде оплаты населением услуг.

Почему так упорно не желают создать прозрачную схему расходования средств, получаемых от населения? Достаточно открыть на каждый дом свой расчётный счёт и сразу будет видно, сколько люди заплатили и сколько реально денег потрачено на содержание всей инфраструктуры дома, в том числе, сколько средств отчислено за выполненную работу и на содержание бухгалтеров и управленцев.

А вот с таким «индивидуальным» подходом в ближайшее время возможен обвал всей системы ЖКХ, и это явление приобретёт необратимый характер.

Юрий Ливдар