Святейший Патриарх Алексий II: «Началось вымирание нашего народа»

  • Post category:Статьи

Официальный сайт Русской Православной Церкви распространил ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы корреспондента газеты «Московские новости».


Славянский взгляд

Союз Славянских Общественных Организаций Ставрополья

355003, г. Ставрополь,
пр-т Кулакова, 18/1.
Тел./факс: (8652) 394-555,
E-mail: lyu109@yandx.ru

— Ваше Святейшество, президент Путин видит выход из демографического кризиса в эффективной миграционной политике, снижении смертности и повышении рождаемости. Какие пути решения проблемы видит Церковь?

— Разрешение проблем демографии в последнее время объявлено задачей государственной важности, и с этим трудно не согласиться. Издревле дети считались благословением Божиим, а бездетность — проклятием. В 2004 году Архиерейский собор Русской православной церкви принял особое обращение по вопросам демографии. В нем говорится, что сегодняшняя демографическая ситуация обусловлена не только экономическими, но прежде всего духовными причинами. Поэтому выход нужно искать в сохранении и возрождении святости семейной жизни. Добрачные и внебрачные половые связи, аборты, усиленная пропаганда контрацепции в целях «защиты» от болезней и «планирование семьи», которое заключается в отказе от рождения детей, — все это ведет не только к уменьшению численности населения страны, но и к его нравственной деградации, стимулирует демографический кризис, подрывает семейное счастье многих поколений.

Количество совершенных а последнее десятилетие абортов ужасает. Столь легкое отношение к жизни, которое еще и культивируется некоторыми организациями, ставит под угрозу будущее нашего Отечества. Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа.

Государство и общество должны поддерживать семью не экономически, что тоже очень важно, но и морально. Иметь много детей должно быть престижно. Отец и мать, достойно воспитавшие множество чад, должны пользоваться особым уважением и участливым вниманием.

— Общество, пусть не так яростно, как раньше, но осуждает женщин, родивших детей вне брака. Как относится Церковь к подобному положению вещей?

— Нужно приветствовать женщину, которая решилась одна родить и воспитать ребенка, всячески ей помогать, оберегать от косых взглядов и осуждения толпы. В наше время это героизм. Особенно если учесть, что многие весьма благополучные женщины и вовсе отказываются рожать детей, считая их ненужным бременем. Что до мужчин, которые подстрекают женщин к аборту или бросают их с детьми, то Церковь их осуждает, как и общество. За поступки, которые мы совершаем, мы рано или поздно обязательно ответим. Господь долго терпит, но больно бьет.

— Возможно ли «отмолить» аборт, снять с души этот грех?

— Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство. Святитель Василий Великий говорил: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства». Церковь никогда, ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт.

В равной степени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи, совершающие эту операцию и назначающие абортивные средства, доброхоты, подталкивающие к избавлению от ребенка, и те, кто выступает за свободу абортов, производит и продает абортивные средства. Также ответственность за убийство нерожденных младенцев лежит на муже (мужчине), который не препятствует совершению аборта женой. Тяжесть этого греха не различается в зависимости от срока беременности и является тяжким преступлением против Бога и человеческой жизни.

Но Господь милостив и дает нам возможность очиститься. Каждый грех, в том числе и этот, можно отмолить своей жизнью, искренним раскаянием и покаянием. Но нельзя, чтобы после этого женщина шла и, как говорится, с чистой душой совершала подобное снова и снова.

— Какой же должна быть настоящая семья?

— «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог», — говорит апостол Павел, и православная духовная традиция дает развернутое толкование этих слов. Семья в православном понимании — это не «взаимовыгодное партнерство», а, прежде всего, единство во Христе, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Высокое значение брака подчеркивается присутствием Господа Иисуса Христа на свадьбе в Кане Галилейской. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и чад. Только в браке по-настоящему возможно воспитание детей.

— Молодежь сегодня довольно рано начинает совместную жизнь, не регистрируя своих отношений. Как на подобные союзы смотрит Церковь?

— Христианский брак исключает добрачные и внебрачные половые связи, его основанием, среди прочего, является безусловная верность друг другу.

— Сейчас много говорится о необходимости духовно-нравственного возрождения общества. Что предлагает Церковь для сохранения национальных традиций?

— Основой возрождения является заложенное Богом в душу человека нравственное чувство, которое предполагает, прежде всего, любовь к Богу и ближнему. Важным свидетельством духовного обновления общества является готовность некоторых его членов на подвиг ради веры, и таких примеров известно в нашей Церкви множество. Зримым проявлением духовного возрождения является восстановление и строительство храмов и монастырей, развитие церковно-приходской жизни. В храмах все больше молодежи и людей среднего возраста; пожилые женщины, на которых выстояла наша Церковь в советские годы, сейчас становятся меньшинством на церковных праздниках и богослужениях. Все больше молодых семей с детьми. Небывалого расцвета достигла издательская и информационная деятель-ность Церкви. Сегодня издается столько книг и периодических изданий, сколько не издавалось до революции, не говоря о радио, телевидении и Интернете.

Впрочем, возрождение народа не сможет продолжаться, если молодое поколение будет лишено знаний о своих духовных корнях, которые находятся в православии. Поэтому мы выступаем за введение на добровольной основе, но в сетке часов культурологического курса «Основ православной культуры» в школе.

— Противники этого предмета упирают на то, что навязывать религию через государственную школу недопустимо.

— Надуманность аргументов «против» становится все более очевидной. Духовные традиции, бережно хранимые Церковью, — это существенная часть наших традиций вообще. Общество, отказавшееся от духовных традиций или лишенное их насильственно, лишено будущего. К сожалению, далеко не все считают духовный мир чем-то необходимым, находясь в плену у своих страстей и придерживаясь культа вседозволенности. Таковых постигнет сильное разочарование и в этой жизни, и в будущей. Но наша Церковь готова протянуть им спасающую руку.

Главное же — школа не должна уклоняться от нравственного воспитания, в том числе основанного на религиозной этике. Мало знать сухие исторические факты или иметь представление о памятниках культуры. Детям нужно напомнить, как традиционные религии относятся к разводам и супружеской неверности, к национальной вражде и терроризму, к пьянству и наркотикам.




(Печатается с сокращениями).



www.mospat.ru