Православие, Самодержавие, Народность

  • Post category:Статьи

Основные программные положения Союза

Время становления Союза Русского Народа совпало с попытками лидеров монархического движения объединить силы патриотов, причем уже к осени 1906 года Союз занял явно ведущее положение среди православно-патриотических организаций. 7 августа был официально утвержден устав Союза, который считался лучшим программным документом монархистов из-за ясности и точности формулировок и краткости объема. Устав объявлял целью Союза «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой». Первый раздел был посвящен изложению программных положений, которыми намеревался руководствоваться Союз в своей деятельности. Устав определял, что благо родины состоит «в незыблемом сохранении Православия, русского неограниченного Самодержавия и Народности». Таким образом, Союз Русского Народа недвусмысленно заявил о своей приверженности сформулированной еще в XIX графом С.С.Уваровым триаде основ русского устроения «Православие, Самодержавие, Народность».

В главном документе Союза также отмечалось, что поскольку Русский Народ — народ православный, «Православной Церкви, которая должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых правах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение». И в дальнейшем Союз строго следовал линии на объединение русских православных людей, придерживавшихся нового и старого обряда, и осуждал любые действия по дискриминации старообрядцев.

В отношении Самодержавия в уставе подчеркивались его богоустановленность, органичность и укорененность на Руси («Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено Церковью и оправдано историей»), сущность же его состоит «в единении Царя с народом». Причем в уставе особо отмечалось, что союзники вовсе не являются сторонниками прежнего порядка, когда «бюрократический строй заслонил светлую личность Царя от народа и присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской Самодержавной власти», подчеркивая, что именно этот строй «привел Отечество наше к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению».

Вместе с тем Союз Русского Народа подчеркивал, что изменения должны лишь содействовать устранению бюрократического средостения между Царем и народом, а не быть направленными к ограничению власти Монарха. В отношении же Государственной Думы декларировалось, что в России должна быть не подобием европейского парламента, но органом для «непосредственной связи между державною волею Царя и правосознанием народа».

Третий член триады был сформулирован союзниками ясно и лаконично: «Русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве». При этом в примечаниях к Уставу отмечалось, что Союз Русского Народа «не делает различия между великороссами, белороссами и малороссами»; что «все учреждения государства Российского объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на строгих началах законности, дабы множество инородцев, живущих в нашем отечестве, считали за честь и за благо принадлежать к составу Российской Империи и не тяготились бы своей видимостью»; что «русский язык есть господствующий язык Российской Империи для всех населяющих ее народов».

В уставе особо отмечалось, что Государственная Дума «должна быть национально-русскою». Отдельный пункт был посвящен пониманию Союзом ближайших задач власти, которые должны состоять в «установлении строгого порядка и законности на твердых началах свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенности личности, но с установлением правил, определяющих границы указанной свободы, дабы не нарушался государственный правопорядок и не затрагивались бы права отдельных лиц и дабы она сама была ограждена от произвола».

Следующий раздел устава был посвящен деятельности Союза, в нем определялись ее основные направления. Союз Русского Народа намеревался проводить в жизнь свои цели прежде всего посредством участия в выборах в Государственную Думу. Однако в уставе четко проводилась мысль, что Союз — это не парламентская партия европейского типа. А потому особенное внимание организация намеревалась уделять просвещению народа в духе Самодержавия для распространения среди народа «христианских начал, укрепляющих патриотическое чувство и чувство долга перед Отечеством, обществом и семьею». Просветительская деятельность должна была осуществляться посредством открытия школ, устройства чтений, собраний, бесед, распространения книг, издания своих газет, журналов и т.п. Союз также получал право строить церкви, приюты, дома трудолюбия, учреждать кассы взаимопомощи и другие промышленно-сберегательные товарищества для поднятия материального благосостояния своих членов и их прочного объединения. В уставе было заявлено даже о намерении основать в дальнейшем «Всероссийский банк Союза Русского Народа» для объединения торгово-промышленного класса и с целью поднятия исключительно русской торговли и промышленности, а также для доставления крестьянам дешевого кредита и возможности продавать свои продукты непосредственно потребителям, а не перекупщикам.

Последующие разделы Устава Союза Русского Народа посвящались вопросам внутреннего устройства, средствам и организации отчетности в Союзе. Устав определял, что членами Союза могут быть «только природные русские люди обоего пола, всех сословий и состояний, преданные целям Союза, давшие признание, что они твердо осведомлены о целях Союза, и давшие при вступлении обещание не вступать в общение с какими-либо тайными сообществами, а также какими-либо организациями, преследующими цели, несогласные с задачами Союза». Позднее было введено особое обещание члена Союза при вступлении: «Я, нижеподписавшийся, даю сие обещание в том, что, твердо осведомившись о целях Союза, буду исполнять возлагаемые на меня обязанности члена Союза по крайнему моему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому, памятуя лишь о благе и пользе России и отстаивая вековые заветы родины: Православие, Самодержавие и Народность». В отношении лиц не коренного русского происхождения и инородцев устав предполагал особый способ приема — единогласное постановление соединенного собрания членов Совета и членов-учредителей. Но устав однозначно определял, что «евреи в члены Союза никогда допущены быть не могут, даже в том случае, если они примут христианство».