Мы — не партия, мы и есть сам Русский народ

  • Post category:Статьи

Социальный Состав Союза Русского Народа


Союз Русского Народа отнюдь не был организацией городских люмпенов, которых якобы использовало «реакционное дворянство» для сохранения своих сословных привилегий. Это лживое утверждение широко распространенное как в либеральной, так и в советской историографии не имеет под собой абсолютно никаких оснований. На деле же, Союз Русского Народа, как и Черная Сотня в целом, был по-настоящему демократическим (т.е. всенародным) и всесословным общественно-политическим движением. В его составе были широко представлены все сословия России: от рабочих, крестьян и мещан до иерархов Церкви и представителей старинных аристократических семейств.

В Союзе Русского Народа были представлены все сословия Российской Империи, и фактически Союз являлся слепком с социальной структуры российского общества. Неслучайно вожди Союза любили повторять, что Союз Русского Народа — это не партия, он и есть сам русский народ.

Союз активно поддерживали представители русского православного духовенства. Архиереи и священники нередко были руководителями местных отделов Союза. Практические все выдающиеся русские иерархи так или иначе принимали участие в деятельности Союза. Достойно также внимания, все три Патриарха Русской Церкви были в рядах союзников. Святейший Тихон (Беллавин) во время своего служения на Ярославской кафедре был почетным председателем Ярославского отдела Союза, Святейший Алексий (Симанский) в бытность ректором Тульской семинарии был председателем Тульского отдела Союза и даже Святейший Сергий (Страгородский), имевший репутацию завзятого либерала, лично освящал хоругвь и знамя Союза Русского Народа.

Помимо духовенства руководящую роль в Союзе играли представители русской национальной интеллигенции, научной и культурной элиты России. Все вожди Союза имели высшее образование (Александр Иванович Дубровин окончил Медико-хирургическую академию, Николай Евгеньевич Марков — Институт гражданских инженеров, Владимир Митрофанович Пуришкевич — историко-филологический факультет Новороссийского университета). Членами Главного Совета и руководителями местных организаций были выдающиеся деятели отечественной науки и культуры. Заместителем Дубровина по Союзу долгое время был выдающийся филолог академик Алексей Иванович Соболевский. Активным деятелем Союза в Киеве был один из столпов отечественной дерматологии профессор Петр Васильевич Никольский. Монархические организации в Харькове создавал выдающийся историк, знаток европейского средневековья профессор Андрей Сергеевич Вязигин. Одним из руководителей черносотенного движения в Петербурге был юрист и литературовед, первый публикатор произведений Александра Блока профессор Борис Владимирович Никольский. Видным деятелем монархического движения был профессор медицины ректор Новороссийского университета Сергей Васильевич Левашев. Членами Союза Русского Народа были также филолог, профессор Иван Петрович Созонович, историк профессор Юлиан Андреевич Кулаковский, геолог профессор Петр Яковлевич Армашевский, историк профессор Тимофей Дмитриевич Флоринский, писатель князь Михаил Николаевич Волконский, философ и математик барон Михаил Фердинандович Таубе, философ права и экономист, профессор Владислав Францевич Залеский, и многие другие.

Среди членов-учредителей и руководителей отделов Союза Русского Народа было немало представители купечества: петербургские купцы Елена Адриановна Полубояринова, Иван Иванович Баранов, Василий Львович Воронков, Павел Петрович Сурин, астраханский купец Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий, киевский купец Федор Яковлевич Постный и другие.

В составе Союза Русского Народа также было много ремесленников, кустарей, мелких служащих и других городских жителей. При этом в деятельности Союза также активно принимали участие и рабочие, что по понятным причинам старательно замалчивалось в советское время. На целом ряде фабрик и заводов Петербурга существовали довольно сильные отделы Союза, особенно на Путиловском и Невском судостроительном (Семянниковском) заводах. Рабочие Иваново-Вознесенска создали Самодержавно-монархическую партию, которая состояла в основном из представителей рабочего класса и депутацию от которой 16 февраля 1906 года принял Государь. Позднее Самодержавно-монархическая партия объединилась с Ярославским отделом Союза Русского Народа, в составе которого к тому времени уже было около 2000 рабочих. В Киеве был создан Союз Русских Рабочих под председательством рабочего Клеоника Цитовича, который объединял в своих рядах свыше трех тысяч человек. В Екатеринославе на заводе Брянского общества был создан отдел, в котором состояло свыше четырех тысяч человек.

Однако подавляющее большинство членов Союза составляли крестьяне. Особенно активной поддержкой со стороны крестьянства пользовался Союз в тех губерниях, где был силен инородческий и иноверческий гнет. К примеру, в Волынской губернии, где Почаевская Лавра, возглавляемая архимандритом Виталием (Максименко), была центром не только православной борьбы с католическим прозелитизмом, но и оплотом национальной борьбы с еврейским гнетом, в отделы Союза крестьяне записывались целыми селами. Поэтому справедливым было бы отметить, что основу организации составлял простой русский народ.

В национальном отношении, Черная Сотня была, прежде всего, движением русского народа. Но активное участие в патриотическом движении принимали и обрусевшие инородцы, ставшие искренними русскими патриотами и нередко занимавшие руководящие посты в Союзе Русского Народа и близких ему по духу организациях. Среди них были немцы по происхождению В.А.Грингмут и барон В.Ф.Таубе, поляки В.Ф.Залеский и С.К.Глинка-Янчевский, молдаване П.А.Крушеван и Г.В.Бутми-де-Кацман, грузин И.А.Думбадзе, француз В.Ф.Доррер, голландец граф Н.Ф.Гейден и другие. Таким образом, в свои ряды Союз Русского Народа охотно принимал и обрусевших инородцев, не отделявших себя от исторической России. В приеме в ряды монархических организаций отказывалось только евреям, а в вероисповедном отношении — только иудеям.