Казачество Ставрополья

  • Post category:Статьи


Становление казачества на Ставрополье началось в общем русле движения за возрождение казачества по всей территории СССР ещё в 1989 г. Организационный комитет возглавил известный поэт Витислав Ходарев, туда же вошли: Юрий Хоменко, Николай Ляшенко, Владимир Козлитин, Геннадий Костин и др. Представительная делегация ставропольских казаков участвовала в I-м Учредительном Большом Круге Союза казаков России, который проходил 27-29 июня 1990 г в Москве. Характерно, что делегация представляла интересы казаков практически всего Северного Кавказа.

Казачество Ставрополья

Становление казачества на Ставрополье началось в общем русле движения за возрождение казачества по всей территории СССР ещё в 1989 г. Организационный комитет возглавил известный поэт Витислав Ходарев, туда же вошли: Юрий Хоменко, Николай Ляшенко, Владимир Козлитин, Геннадий Костин и др.

Представительная делегация ставропольских казаков участвовала в I-м Учредительном Большом Круге Союза казаков России, который проходил 27-29 июня 1990 г в Москве. Характерно, что делегация представляла интересы казаков практически всего Северного Кавказа (исключая Краснодарский край), а кандидатуру донского казака Александра Гавриловича Мартынова на пост атамана Союза казаков России предлагал наш ставропольский делегат, атаман Сунженского отдела на территории тогдашней Чечено-Ингушетии Александр Подколзин.

28 сентября 1990 г. состоялся I-й Учредительный Круг Ставропольского краевого Союза казаков — с этой даты ведется официальный отсчет возрождения.

В ходе дальнейших трансформаций краевой Союз приобретал различные организационные формы и на 17-й год возрождения и становления казачество на Ставрополье вот как выглядит:

Ставропольское казачье войско: общественная организация, действующая на основе Закона РФ «Об общественных объединениях», правопреемник Ставропольского краевого Союза, образовано в ноябре 1994 г., бессменным его атаманом до своей безвременной кончины 3 октября 2003 г. был Виктор Федорович Шарков. Объединяет в основном казаков-кубанцев западных районов Ставрополья, потомков репрессированных кубанских казаков в восточных районах;


Терское казачье войско: действует на тех же основаниях, выделилось в конце 1991 г. из Став­рополь­ского краевого Союза, объединяет казаков, про­жива­ющих на став­ро­поль­ской части историчес­кой территории войска Терского (район Кавказских Минеральных Вод, юго-восточные районы края)

В 2001 г. эти две общественные организации объединились в движение «Союз казаков Ставрополья» для координации действий на территории края.

Особняком стоит Ставропольское окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества (так называемый «государственный реестр») — казаки, ушедшие под крыло власти в чаянии обещанной государственной службы, которую они ждут с 1998 г. и которой нет и не будет — в данном случае власть спаразитировала на достижениях общественной фазы возрождения казачества, не создав ничего своего.

Наша точка зрения на сакральный смысл возрождения казачества может быть спорной, но она напрямую вытекает из той роли, которую казаки играли в истории России.


Казачество- продукт исторического самообразования народов, издревле обитавших в нижнем течении Волги, Дона и Днепра, где никогда не было голода, куда стремились многие. В то же время, эти места, образно выражаясь, являлись «проходным двором» для многочисленных завоева­телей. И народ, обитавший здесь, должен был ответить на вызов истории — выработать свои методы боевой самозащиты, чтобы сохранить себя в потомках. Так что точка зрения, о казачестве, как образовании из беглых крестьян, бежавших от гнета бояр и помещиков не более чем примитив. Хотя таковые, безусловно, имелись, но приходили они не на пустое место — правило «С Дону выдачи нет» формировали не беглые.

Первые упоминания о службе казаков государству Российскому относятся к 1444 году (го-родовое казачество), хотя известно, что казаки в канун Куликовской битвы в сентябре 1380 г. преподнесли великому князю Московскому Дмитрию икону Донской Божьей Матери с пожеланиями одоления безбожных татар. В последующем, участвовали во всех войнах России, расширили ее пределы до берегов Тихого океана, Аляски и Калифорнии на востоке, до Кушки и Карса на юге — Ермак, Хабаров, Атласов, Дежнев, Платов, Иловайский, Бакланов, и далее, и далее, и далее… перечислением знаменитых казачьих фамилий в истории России можно занять не одну книгу.

Непростыми были отношения с государством: имелись моменты, когда казаки трясли его как грушу спелую (Разин, Булавин, Пугачев), но и власть в долгу не оставалась — тогда плыли вниз по Волге и Дону плоты с повешенными на них казаками, а их городки выжигались дотла. Что было — то было. Но установилось, в конце концов, то здоровое недоверие, при котором государство и казачество были взаимно обязательны — от казаков служба, от власти земельное обеспечение и освобождение от налогов. Так и образовалось казачество — самый свободный и самый демократичный народ России, «этнос, особо способный к самоорганизации», народ-воин, народ-первопроходец, народ-пограничник, духовной основой которого было Святое Православие, экономической — общинное землевладение, организационной — казачье самоуправление.

Революции, гражданская война, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное время вплоть до 1989 г. — отдельная большая тема, которую коротко можно охарактеризовать так: богоборческая власть топталась на трех поколениях казаков, что не могло не сказаться на качестве возрождения — грызня, склоки, многоатаманство, использование в политических интригах, затягивание в национальные разборки, а то и в прямой криминал.

Считаем — мы в Ставропольском казачьем войске подошли к той фазе становления, когд можно говорить о конструктивности и эффективности в соответствии с установившимися политическими, экономическими и социальными реалиями.

Итак: что возрождаем? А способность к самоорганизации в новых исторических условиях — казачество умело находить ответы на вызовы, потому и сохранилось. Уверены — так будет и сейчас.


Что делаем для этого? Восстанавливаем культурные и бытовые традиции, духовную основу Святое Православие (восстановление и стро­итель­ство Право­слав­ных Храмов, часовен, установка памятных Крестов, оборудование святых мест и источников, участие в церковных праздниках и Богослужениях). Ищем и находим лидеров на местах — селах, станицах, районах, хуторах и организуем казачьи общины с опорой на местных православных священников, но не форсируем при этом численности. Не упускаем случаев организации своих структур за пределами Ставрополья — есть отдел в Санкт-Петербурге, на годовщину образования столичной сотни войска в г. Москве 24 февраля с.г. вручили Знамя.

Поддерживаем теснейшие связи с нашей головной структурой — Союзом казаков России, ее Верховным атаманом А.Г. Мартыновым, нашими ближними соседями терцами, кубанцами, калмыками, донцами. Но и дальних тоже не забываем — от Приднестровья до Семиречья и Сахалина.

Поддерживаем связи и со структурами, не входящими в Союз казаков, ибо пришли к пониманию, что толку от взаимных обвинений немного, что любая русская, православная, казачья структура это благо и нужно лишь умение находить конструктивные моменты, иметь волю к сотрудничеству.

Тесно контактируем с другими общественными патриотическими организациями, имеем связи с этническими диаспорами, не стоим в стороне и от политической жизни — принципиально не поддерживаем ни одну из партий, но поддерживаем личности.

От власти держимся на почтительном расстоянии, ибо очень хорошо понимаем и чувствуем ее нынешнюю суть — подпускать близко к себе нельзя, придушит. Государство и Отечество — не одно и то же. Но уважаем и контактируем, от ее просьб не отказываемся, мероприятия в которых нам поручают участвовать организовываются толково, своеобразно, интересно, поучительно и запоминаются надолго (это не наша оценка).

Очень серьезно относимся к СМИ. Возобновили выпуск своей газеты «Ставропольский казачий вестник», о нас много пишет местная краевая и районная пресса, есть материалы в центральных изданиях, хороший контакт с телевидением (наша казачья свадьба в с. Рагули на всю Россию прогремела), а наш Интернет-сайт смотрят даже на Мадагаскаре (оказывается, там тоже казаки есть). Мы — организация общественная, делаем что можем, но, если делаем — то добротно и на совесть. Помощи не просим, но и не отказываемся от нее.

Главный вопрос: а для чего все это? Очень хорошо понимаем, что сейчас есть наше государство и наша власть — без духовности, без идеологии, узкий прагматизм и безудержное воровство. Нет гражданского общества, которое могло бы эту власть контролировать. И казачество в силу своей исторической ментальности может сказать здесь свое веское слово. Как и Союз Русского Народа тоже. Конечно, есть вопросы спорные. Говорят — казачество, это состояние русского народа в экстремальной ситуации. Можно согласиться или не согласиться. А есть еще — казачество, это этнический момент русского, православного и славянского населения. Для Северного Кавказа вопрос серьезный — казаки веками были здесь регулятором межэтнических отношений, пока этот баланс не уничтожили большевики. Именно в борьбе за право быть хозяевами на своей земле убиты атаман Александр Подколзин в 1991 г. и атаман Андрей Ханин в 2007 г. А власть, особенно в ее нынешнем состоянии, нам в этих делах не помощник, а так — огнетушитель.

Но, несмотря на нынешние печальные реалии, смотрим в будущее с оптимизмом, иначе — для чего мы все это делаем? Известно, что исторический прогресс повинуется управлению умного, тащит вперед глупого, а дурака — сминает в прах. Не хотим быть перемолотыми в пыль. И вспоминаем слова отечественного мыслителя Владимира Соловьева: «Народ- не то, что он думает о себе в истории, а то, что Бог думает о нем в вечности».



Атаман Ставропольского
казачьего войска,
Войсковой старшина
Д.В. Стригунов