Виолончель – инструмент истории

  • Post category:Статьи

У каждого времени свои силуэты надежд, свои символы позора

 

«На виолончели играют сидя…»

EOMI.ru, энциклопедия музыкальных инструментов


Осенью 1993 года таким символом был Белый дом, расстрелянный из танков по приказу Б.Н. Ельцина.

Вспоминаю разговор, который я услышал той страшной осенью в петербургском трамвае.

— Смотри, как интересно получается… — говорил своему приятелю подвыпивший мужичок с веником, завернутым в афишу симфонического оркестра. — Когда Ростропович первый раз к нам приехал, августовская заваруха началась, и Ельцин тогда СССР распустил. А нынче Ростропович концерт на Красной площади устроил и, пожалуйста… Верховный Совет расстреляли из танков. Что это? Борис Николаевич специально к приезду Мстислава Леопольдовича такие штуки отмачивает?

— Ну, это как сказать… — ответил ему приятель. — Вообще-то Ростропович этот виолончелист. А виолончель у него знаешь чья?

— Ну, говорят, что Антонио Страдивари…

— Страдивари сделал эту виолончель! А принадлежала она Жану-Пьеру Дюпору, он был членом парижских масонских лож, в которых Французскую революцию устраивали…

— И ты думаешь… — подвыпивший мужичок не закончил вопроса и вместе со своим веником, завернутым в афишу симфонического оркестра, испуганно оглянулся на пассажиров трамвая.

— Вот-вот! — спокойно подтвердил его собеседник, не обращая ни на кого внимания. — Понимать надо, какая это виолончель… Но других виолончелей, как товарищ Сталин сказал, у меня для вас нет…

Вообще-то Иосиф Виссарионович Сталин не про виолончели это говорил, а про писателей, но влезать со своей поправкой в чужой разговор я, конечно, не стал.

Чего мне в том разговоре делать было?

И забылся он, а снова припомнился почти четверть века спустя, когда услышал я слова господина Навального, дескать, государственные банки не выдают виолончелистам кредиты на сотни миллионов долларов, а олигархи не дают (а уже тем более не прощают потом) виолончелистам долги на миллиарды рублей…

Сказано это было про виолончелиста Сергея Павловича Ролдугина, недавно прославившегося на весь мир своей офшорной деятельностью.

И тут, конечно, можно было согласиться с Алексеем Анатольевичем Навальным, только ведь, как говорили мужики в трамвае осенью 1993 года, и то надо понимать, на чьем инструменте виолончелист играет…

Николай Коняев, Санкт-Петербург


Источник – Слово

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments