Особый год для России. Почвенный профиль русской государственности

  • Post category:Статьи

Если межа — нераспаханная полоска земли меж полями, то праздничные дни можно назвать в трудах да заботах межевыми. Всем миром и всяк в особицу живём мы в год одновременно ведомый и неведомый. Есть планы и намерения, на тёмной реке времени надёжно горят бакены исторических юбилейных дат. Их не отменишь; они сообщают будущему хоть какую-то прочность, напоминают, чему в истории наследуем. На юбилейном небе 2007 года особо сияют четыре звезды. 12 января отметили 100-летие со дня рождения Генерального конструктора Сергея Павловича Королёва. 7 февраля 1897 года родился один из зачинателей космической биологии — Александр Леонидович Чижевский, а 29 сентября 1857 года — и сам основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. 4 октября 1957 года человечество из нескольких традиционных летоисчислений вырвалось ещё и к единому новому — в космическую эру. После запуска первого искусственного спутника Земли академик Мстислав Всеволодович Келдыш скажет: «Каждый килограмм веса научного прибора стоил значительно больше золота, он стоил золотого интеллекта..». В предыдущей статье, посвященной Королеву, я писал, что как здорово было бы назвать 2007-й годом русского космоса! Но мечтать не вредно. Правительство наше так не считает.

Будь у нас национально ориентированное правительство, наступивший год обязательно был бы назван и годом исторического юбилея русской государственности. Свою «Историю…» Николай Михайлович Карамзин открывает важным замечанием: «…Мы не можем заменить летоисчисление Нестерово вернейшим; не можем ни решительно опровергнуть, ни исправить его, и для того, следуя оному во всех случаях, начинаем Историю Государства Российского с 862 года». 1145 лет российской государственности! Сегодня можно легко оспорить эту дату. Доказано, что поход Рюрикова «мужа» киевского князя Аскольда на Царьград случился в 860 году, стало быть, за два года до летописной даты призвания Рюрика на Русь. Когда Рюрик мог появиться в северной Руси? Скорее всего, в год первого упоминания Руси как государственного образования в греческом летописании. Византийские хронологи в большинстве случаев достойны доверия, тому много оснований. А это 852 год. Можно началом российской государственности определить и такой рубеж. Но опять же тогда в нынешнем году юбилей, к тому же еще и укрупненный — 1155 лет! В любом случае нынешний год можно принять как национальный символ объединения восточных славян и как закладочный камень могучего государства, что через века соберет под своими державой и скипетром многие народы и племена. Думается, такой государственный жест был бы полезен для сплотки граждан современной России не только на материальной (нацпрограммы), но и на духовной, исторической почве.

Почвенный слой России (почвенный профиль), конечно, ещё глубже и богаче. Историки, сколько бы ни дискутировали по частностям, в этом выводе единодушны. В газетной статье возможно только мельком и уже оттого дилетантски коснуться каких-то важных тем, которые становятся предметом фундаментальных исследований и серьезных дискуссий. БСЭ объясняет понятие «почвенный профиль» как «вертикальный разрез почв от поверхности до материнской породы, состоящий из сформировавшихся в процессе почвообразования, генетически взаимосвязанных почвенных горизонтов и подгоризонтов». Давайте коснёмся только двух наиважнейших горизонтов начальной истории России, которые по залеганию оказываются куда глубже, чем принято думать, — письменность и крещение Руси. Но несколько слов еще об одном великом юбилее нынешнего года. Уже тем достоин он упоминания, что внушает нам чувство исторического оптимизма.

  1. Юбилей несостоявшегося Страшного Суда

Мы сами недавно, провожая в историю второе тысячелетие, пережили немало мрачных пророчеств. Но 515 лет назад для всего христианского мира дела обстояли куда серьёзнее! Господь сотворил «небо и землю и все воинство их» за шесть дней и «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». «Седьмой день — Божий», — говаривали предки. Символическая седмица — неделя, где каждый день — тысячелетие. То есть стоять миру 7 тысячелетий от его сотворения. До Рождества Христова минуло 5508 лет. Осталось 1492 года. До этого срока были рассчитаны пасхалии. В них можно найти такую вот характеристику 1492 году, который неумолимо грядет и надо к тому готовиться: «Зде страхъ, зде скорбь, аки в распятии Христове сей кругъ бысть, сие лето и на конецъ явися, въ неже чаемь и всемирное Твое пришествие». Русь готовилась к последним срокам и летописями. Некоторые учёные, например, историк Игорь Николаевич Данилевский, полагают, что русские летописи создавались не для потомков, а для свидетельствования на Страшном Суде. Потому, может быть, наши летописи в корне отличаются от переводных византийских хроник. Там события распределялись по царствованиям императоров, в летописях — по «погодным записям», «погодичным статьям». Летописный свод «Повесть временных лет» (ПВЛ) можно перевести и как «Повествование о последних временах». «Временные года», их перечень, собственно пасхальные таблицы — стержень русского летописания. Об этом еще в 1856 году писал историк литературы академик Михаил Иванович Сухомлинов: «Одною из причин, почему событие занесено в летопись, остаётся непременно год, в котором оно случилось. Напротив того, годы внесены совершенно независимо от событий. Доказательством этому служат сто семь лет, означенных, но не описанных в древней летописи. Отсюда следует прямое заключение и об остальных годах: значит, и они выставлены были прежде, нежели понадобились для определения времени какого-либо события. Ряд пустых годов был вполне у места только на пасхальных таблицах, где каждый из них имел смысл по отношению к кругу церковных праздников. Таким образом, ряд лет является древнейшею и существенною особенностью летописи, определившею навсегда её форму». Не перед нами, потомками, а перед Богом князья — заказчики очередной редактуры ПВЛ — отчитывались, потому столько недоумений у современных исследователей. Об этом впереди. А пока надо заметить, что весь XV век прошел в христианском мире под знаком Страшного Суда. На Руси немало боярских и даже княжеских семей ушли в монастыри ради вечного спасения. В 1453 году турки обрушили Твердь православия — пал Константинополь. Это было уже самым верным знамением скорого конца мира.

Грянул роковой срок. И ничего не произошло. Вернее, произошло многое. Но потрясением 1492 год стал только для некрещеных евреев Кастилии и Арагона, откуда они были изгнаны. В этом же 1492 году Колумб открыл Америку.

Русь жила в поворотном времени, о котором даже Николай Иванович Костомаров, который на страницах «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» удивился, отчего «русские историки называют Ивана Великим», и не пожалел черных красок для характеристики Иоанна III васильевича, вынужден будет сказать: «С этой эпохи начинается бытие самостоятельного монархического русского государства». Какими событиями отмечен именно тридцатый год правления Ивана III? Год несостоявшегося Страшного Суда. Дипломатией, большим строительством в московском Кремле и началом череды войн с Великим княжеством Литовским за исконно русские земли и города.

Московский государь обратился к султану Баязету с просьбой не чинить препятствий русской торговле в черноморских владениях Турции. Через несколько лет это обернётся уже взаимными посольствами. Начались переговоры с Данией. В следующем году будет заключен дружественный союз. 1492 годом отмечен, и это важно сегодня вспомнить, первый контакт с Грузией. К Ивану III обратился иверский царь Александр, по словам всё того же Костомарова, «прося его покровительства в письме, в котором, рассыпаясь на восточный лад в самых изысканных похвалах величию московского государя, называл себя его холопом».

Отношения Московского государства с Великим княжеством Литовским долгое время балансировали между миром и войной. В 1492 году она уже не заставила себя ждать. С короткими мирными перерывами длилась 30 лет. Вроде и победно, но изматывающе долго. Например, только за одно лето наступившего нового века, взяв Брянск, Путивль, Торопец и разгромив 14 июля 1500 года литовскую рать на реке Ведроше, русские войска к середине августа освободили Чернигов, Стародуб, Гомель, Новгород-Северский и еще одиннадцать городов. Но главной цели — Смоленска — достичь тогда не удалось. Пришлось воевать на два фронта, ибо на стороне Литвы выступил Ливонский орден. Впрочем, союзник Литвы, получив несколько раз по рыцарским зубам, вышел из игры, подписав с Москвой мирный договор. Смоленск же отвоеван был лишь в войне 1512-1522 гг. В честь чего в Москве в 1524 году основан всем известный Новодевичий монастырь.

В 1492 году московский Кремль был обведен каменной стеною, и в нем построен каменный жилой дворец для государя. Из формуляра Нарвы: «По воле великого князя Иоанна Васильевича III в 1492 году был построен Ивангород, крепкий замок с тройною к реке стеною, высокой зубчатой, подземными и подводными ходами».

  1. «О древности письма Славянов»

Летописных свидетельств об истории Древней Руси сохранилось мало, и датируются они только XI-XII веками. Например, одно из первых дошедших до нас таких произведений — историософское сочинение первого митрополита из русских Илариона «Слово о законе и благодати» написано между 1037 и 1051 годами. Но ведь и Никон, и Нестор, и Сильвестр в конце XI — начале XII века составляли первый отечественный летописный свод «Повесть временных лет» на тогда богатом, не уничтоженном ещё массиве материалов. Создатель «Истории Российской с древнейших времен» классик отечественной историографии Василий Никитич Татищев в первой половине XVIII века писал в работе «О древности письма Славянов»: «…несомненно, прежде Нестора и задолго писатели были. Иоаким новгородский был задолго до Нестора, но история его при Несторе и после него, из-за неуказания его имени, осталась безызвестна, однако ж весьма несомненно, что оная у польских была, потому что многие древние русские дела, у Нестора не упоминаемые, у оных и северных находятся и в новгородских к Несторовым прибавлены не иначе, как из Иоакимовой. И тем самым достоверно видим, что прежде Иоакима и Нестора историописатели были и книги ими были оставлены, да оные погибли или еще есть, где-то хранятся, да нам неизвестны». Ссылаясь на множество иноземных свидетельств, прослеживая путь славян от времен Троянской войны, Татищев строит гипотезы, которые и сегодня потрясают историческое воображение (особенно сегодня, когда мы превращаемся в Иванов, не помнящих родства): «Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чём нам многие древние писатели свидетельствуют… Геродот же и другие древние рассказывают, что между скифами многие города греками населены были, и потому не трудно было оным предкам нашим, именуемым от греков скифами, письмо греческое задолго до пришествия Христова иметь… все северные древние писатели показывают, что руссы на север чрез море Балтийское в Данию, Швецию и Норвегию ездили, датские, норвежские и шведские короли с русскими государями супружескими связями породнялись, норвежские и датские принцы, приезжая в Русь, служили. Благодаря этому руссы могли готическое письмо, которое тогда на севере употреблялось, от них иметь и употреблять…показано, что славяне из Вандалии в Северную Русь около 550 года после Христа пришли, после того как всю Европу завоевали, и без сомнения письмо имели и с собою в Русь принесли, чему, можно уповать, наверняка доказательства сыщутся, если в Новгороде и Изборске искусному в древних письмах разобраться… Сии обстоятельства только некоторую вероятность представляют, что руссо-славяне тем или другим случаем письмо обрели прежде сочиненного Кириллом, ибо в объявленном законе речения и обстоятельства включены, которых задолго до Владимира и нигде у славян во употреблении уже не было, но были только в самой древности… И хотя о письме готическом совершенно не приемлю из-за того, что точного доказательства не имею, но и противоречить этому не меньшая трудность; следственно, требуется больших к доказанию о том изысканий. Посему, если письмо имели, то несомненно и об имении истории верить следует». Можно только строить догадки, как и что писала Русь до великих славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. История её горько доказала, что рукописи горят. Но оказалось, что способны хранить письмена предков вековые исторические пласты самой земли-матушки русской.

  1. Массовая грамотность новгородцев в XI веке

Еще шестьдесят лет назад такое утверждение было фантастическим. До воистину исторического дня 26 июля 1951 года, когда в моём родном Великом Новгороде на Неревском раскопе в слоях XIV-XV веков была обнаружена первая берестяная грамота. На древней мостовой Холопьей улицы нашёл ее не профессиональный археолог, а работница новгородского мебельного комбината Нина Акулова. Не знаю, как она там сейчас, но ещё семь лет назад пенсионерка была в добром здравии и с удовольствием вспоминала, как попала в историю, но, главное, получила 100 премиальных рублей. Руководитель новгородской археологической экспедиции Валентин Лаврентьевич Янин нацелил коллег на сознательные поиски. И пошло-поехало! Находки — одна за другой. На сегодняшний день из исторических потемок вынуто более тысячи записок на бересте. 917 из них — в Великом Новгороде, остальные подарили раскопы в других русских городах. Древнейшие 27 грамот датированы первой половиной XI века! Замечательно, что это не язык древнерусских книжников, а живая разговорная речь. Второе место по числу найденных берестичек держит Старая Русса. Среди нескольких десятков обнаруженных там грамот есть одна XII века, начисто опровергающая утверждения, что славяне до монгольского нашествия не ведали матерных слов. Жаль, анонимна. Нынешние в книжках и на сцене матерщинники никогда не узнают имя своего исторического предшественника. Берестяные грамоты — бытовой срез жизни наших предков. Летописи, былины — героический. Духовные устремления людей долитературных эпох можно и домыслить. И здесь уместно обратиться к труду русского историка, философа, литературоведа, вспоминая которого горжусь, что был его современником. В «Истории Руси и русского Слова» Вадим Валерианович Кожинов писал: «Заведомо ложно представление, что в те далекие времена — более тысячелетия назад — духовная жизнь людей была гораздо «проще» либо даже примитивнее, чем в новейшую эпоху. Другое дело, что человеческое сознание — или, точнее, самосознание — еще не воплощало, не «опредмечивало» себя в тех тщательно разработанных за века развития формах самосознания, в зрелом «языке» богословия, философии, науки, которым более или менее владеет сегодня каждый мало-мальски образованный человек… лишь самодовольное верхоглядство склонно считать живших тысячелетие назад людей менее значительными по своей духовной сущности, чем современные (или, скажем, XIX века) люди».

  1. Первое крещение Руси

На срезе христианского пласта истории Руси — России слюдисто мерцают даты, что юбилейно соотносятся с нынешним годом через завершающую их семерку — число, как известно, сколь таинственное, столь и благодатное, гармоничное. Семизначность распределения сил — особая устойчивость любой структуры. Думаю, не случайно Путин собрал 89 субъектов Федерации в семь федеральных округов. Число семь прямо участвует в мировосприятии. Американский психолог Джон Миллер обнаружил, что «человек одновременно может удерживать в памяти в фокусе внимания не более чем 7 плюс/минус 2 объекта». Отсюда знаменитое «число Миллера». От семи чудес света до кладовых русского и мирового фольклора — всюду это число на виду.

Декабрьские снега 1237 года засыпаны пеплом Владимира, Рязани, Москвы. Пришел на русскую землю Батый. Но даже в лихолетье монгольского ига русскую церковь только укрепляли именно годы с семерками в окончании. Уже в 1257 году при монгольской налоговой переписи Северо-Восточной Руси духовенство и причт были освобождены от всех выплат. При митрополите Кирилле III в 1267 году хан Менгу-Тимур выдал ярлык русской церкви, утверждающий неприкосновенность веры и духовенства. А перед этим в столице Золотой Орды (Улуса Джучи) Сарае было устроено постоянное представительство митрополита — Сарайская епископская кафедра. Права и льготы русской церкви подтвердил хан Джанибек митрополиту Феогносту в 1347 году, а также и Бердибек в 1357 году — митрополиту Алексею. По своду законов «Яса», составленных Чингисханом, его потомки обязаны были освобождать служителей культов от всех податей и повинностей. Не бескорыстно. Христианское и иное духовенство должно молиться за правящего хана и его семью.

В 1037 году при Ярославе I Мудром учреждена Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Константинопольский патриарх Алексий Студит назначил ее главой грека Феопемта. До этого Киевская церковь была под ставропигиальным (подчиненным непосредственно патриарху) протекторатом болгарской Охридской кафедры, которую с 991 года возглавлял Леон, а потом Иоанн. И здесь возникла, вроде бы, странная ситуация. Митрополит Феопемт заново переосвятил Десятинную церковь, поставленную Владимиром, и канонизировал введение и распространение христианства в древнерусском государстве. Ибо по религиозным канонам факт так называемого Крещения Руси в 988 году был апокрифичен, то есть неправомерен. Его осуществляли рядовые священники, возглавляемые Анастасом Корсуньским, а это должно происходить на уровне митрополита или патриарха. Но как же митрополит Михаил? О том впереди.

Легенды, противоречия, разночтения, гипотезы, предположения, версии, толкования, домыслы, догадки, недоумение, несогласие и радость, когда исторический узел развязан, искренние заблуждения и расчетливые спекуляции, норманисты и антинорманисты, а сейчас еще и украинские толкователи многотысячелетней «особой» истории «незалежной» — сколько страстей кипит вот уже почти три века вокруг свода летописей и документов «Повести временных лет». Один из ведущих советских историков академик Борис Александрович Рыбаков задавался вопросом: «Изложение ведётся с середины, начало важнейших событий осталось за рамкой текста: «…Словеном бо живущем крещеном..». А кто и когда их крестил? Неужели это было безразлично для киево-печерского историка?…Чья-то рука изъяла из «Повести временных лет» наиболее интересные страницы». Вину за фальсификацию исторических фактов Рыбаков возлагает на сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича, по чьему указанию и под чьим приглядом в 1118 году создавалась третья редакция ПВЛ. Считает, что при этой редактуре «из рукописи Нестора исчезли все данные о христианстве русов в 860-870-е годы при патриархах Фотии и Игнатии, которые должны были в его повествовании корреспондировать с рассказами о христианстве в Моравии и Болгарии. На их место выдвигалось крещение Руси равноапостольным Владимиром, тезкой Владимира Мономаха, а первыми христианами до общего крещения названы варяги». С тем же успехом можно предполагать, что образ первого Крестителя Руси Владимира Великого Святого создавался и очищался от всего, что мешает ему сиять с первоапостольной непогрешимостью, еще в Софийском кружке книжников при Ярославе Мудром. Государственник Ярослав выстраивал династию управителей Руси со всеми знаками преемственности. И в этих целях ему была необходима также и канонизация отца, а вместе с тем создание пантеона русских святых. Известнейший исследователь летописей Александр Александрович Шахматов в начале прошлого века писал, что над составителем ПВЛ тяготела «определенная тенденция. Русская княжеская династия должна получить ясную генеалогию: исторический Игорь должен быть связан с Рюриком… Рюрик — это родоначальник династии: боковые линии должны отпасть». Князь Аскольд, может быть, выпадал из чёткой исторической схемы. Уже после смерти Ярослава при княжении его сына Изяслава I в 1072 году были официально канонизированы убиенные князья Борис и Глеб и состоялось второе торжественное перенесение мощей во вновь построенный храм в Вышгороде. А вот Владимира в Константинополе канонизировать отказывались. Известный историк Михаил Брайчевский в книге «Утверждение христианства на Руси» пишет: «Дело заключалось не только в сугубо догматических соображениях. Определенную роль сыграла и апелляция к реальной истории. В Константинополе хорошо знали, когда в действительности была крещена Русь и кто был её настоящим просветителем. И если нетрудно было сфальсифицировать начальную историю древнерусского христианства перед не очень просвещённой киевской аудиторией первой половины XI в., то обвести вокруг пальца греческую историографию с ее опытом и информативным фондом было намного сложнее. Хронисты XI в. (Скилица, Зонара и др.) тщательно фиксировали крещение Аскольда и обращение Ольги. …Формальная канонизация Владимира так и не состоялась. Однако упорство и настойчивость древнерусского духовенства в конечном счете взяли верх, и почитание мнимого просветителя утвердилось на Руси. Древнейшие свидетельства об официальном поминании в церквях относятся к XIII в.; эта дата признана официально. …Так идеологическая кампания по канонизации «равноапостольного» князя в середине XI в. породила «Владимирову легенду», которая деформировала подлинную историю утверждения христианства на Руси, превратив необычайно сложный, внутренне противоречивый, драматический процесс в единовременный боговдохновенный акт одного человека». Много загадок, которые, если следовать официальной версии Крещения Руси, загоняют исследователей в исторические тупики. Церковная историография обосновывает появление митрополита рядом с Владимиром следующим образом: «Завоевав греческий город Корсунь, князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров. Но, имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь вслед затем из Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения русской земли, омрачённой тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью. Патриарх Константинопольский святой Николай Хрисоверг вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом, Ѓчительного и святого житием. Не сохранилось известий об обстоятельсЂвах`жизѽи святого Михаила…» И вот тупиковая ситуация. Историки не располагѰют ни одним свидетельством о создании церковной оргѰнизации после кЀещения Владимира. Об этом говорит только НиѺоновская летопись. Но там речь о деятельности митрополита Михаила Сирина и подчинённых ему шести епископов, назначенных на Русь патриархом Фотием в 862 году. То есть во времена князя Аскольда. Получается, что митрополит Михаил по воле княжеских летописцев совершил путешествие через 126 лет. А может быть, наоборот: в полулегендарную «Аскольдову летопись» вместо Аскольда механически был введён Владимир. Василий Никитич Татищев, вероятно, был знаком с недоступными потомкам документами и писал об Аскольде, убитом язычниками: «Его же можно за перваго в Руси мученика почитать и Улеб, брат Святославль, от неведения истории забыты и в святцы не внесены».

В 1888 году, когда Россия отмечала 900-летие официального своего Крещения, историк Федор Яковлевич Фортинский попытался найти в исторических европейских хрониках и документах подтверждение этой даты. Его ожидало разочарование. Не удалось найти ни одного текста, который бы указывал на христианизацию Руси в конце X века. Нашлось упоминание об этом событии у немецкого хрониста Титмара Мерзебургского (умер в 1018 году). Но там речь шла только о крещении самого Владимира в связи с его вступлением в брак. И ни слова о крещении страны и её народа. Но куда больше удивляет молчание православных исторических источников — византийских, болгарских. Михаил Брайчевский отмечает: «Крещение Владимира было делом Константинопольской патриархии, однако ни одна греческая хроника конца X-XI в. ничего не сообщает об этом событии. В письменных источниках (Лев Диакон, Михаил Пселл, Скилица-Кедрин, Зонара и др.) находим сведения о падении Херсонеса, договоре Владимира Святославича с императором Василием II, вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной, участии русского экспедиционного корпуса в междоусобной борьбе за константинопольский престол, но ни единого намека на крещение Владимира и его страны. …Отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде. И хотя после убийства последнего в 882 г. христианство утратило значение государственной религии, в глазах Эйкумены Русь оставалась христианской страной. Временная потеря новой верой своих позиций не могла расшатать общепринятое представление, а обращение Владимира окончательно решило спор между религиозными системами в пользу христианства». И еще любопытная подробность. У князя Владимира много заслуг перед Русью, и он был популярен в народе. Подтверждение тому — былины. Но ни в одной из них нет воспевания главной его заслуги — приведения Руси к христианству. Некоторые исследователи находят аллегорическое отражение этого исторического акта в былине «Добрыня и Змей». Но к чему эзопов язык, когда христианство — государственная религия?

Князь Аскольд был убит язычником Олегом, поход которого на Киев наверняка поддержала тамошняя сильная антихристианская оппозиция. Последовала языческая реакция. Как знаем, и сам князь Владимир был приведен к власти язычниками и, следуя правилам игры, поначалу обустраивал капища. Но Русь в глазах Европы была уже христианской. Да и службы в той же киевской церкви Ильи никто не отменял. Можно сказать, был период двоеверия.

Неопровержимое доказательство того, что на Руси официально христианство было принято еще во второй половине IX века, — послание духовенству и верующим (энциклика) патриарха Фотия. Он недвусмысленно писал: «Не только болгары обратились к христианству, но и тот народ, о котором много и часто говорится и который превосходит других грубостью и зверством, то есть так называемые русы. Поработивши соседние народы и через то, чрезмерно возгордившись, они подняли руку на Ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде содержались, на чистое христианское учение, вошедши в число преданных нам и друзей, хотя незадолго до этого грабили нас и обнаруживали необузданную дерзость. И в них возгорелась такая жадность веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Михаил Брайчевский комментирует энциклику так: «Сообщение очень чёткое по изложению. В нём идет речь не просто о распространении христианства на Руси, а об официальном введении новой веры. Русь не только приняла Христа, она отказалась от язычества (»эллинской и безбожной веры»), то есть формально стала христианской державой, хотя приобщение ее подданных к новой вере затянулось на продолжительное время. Акт крещения был непосредственно связан с походом Руси на Царьград, то есть с экспедицией Аскольда, которая напугала византийцев и нашла яркое отражение в двух речах Фотия, дошедших до нас». О существовании русской митрополии, созданной в правление Аскольда, писал и Борис Александрович Рыбаков. Разрабатывают эту тему многие современные молодые историки.