Мастера своего Дела

  • Post category:Статьи

Издательство «Вагриус» выпустило уникальный том Полного собрания редакций и вариантов романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», подготовленный не дожившим до этого радостного события Виктором Лосевым. Книга «Мой бедный, бедный мастер…» включает девять версий романа, начиная с неясного «Черного мага» в стилистике «Дьяволиады» и заканчивая полной рукописной и окончательной редакциями романа «Мастер и Маргарита». Чтение соблазнительное, несмотря на толщину фолианта. Тем более что родственный «Вагриусу» «Книжный клуб 36.6» одновременно выпустил книгу «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий» тартуских филологов Ирины Белобровцевой и Светланы Кульюс. Этот путеводитель по роману выходил в Эстонии мизерным тиражом и сразу же стал библиографической редкостью. Между тем эта книга, которую по праву можно назвать энциклопедией мира булгаковских героев, несомненно, будет востребована широкой читательской аудиторией. Ведь совокупный тираж «Мастера и Маргариты» в Советском Союзе, России и странах СНГ составляет десятки миллионов экземпляров. Поистине настольная книга для нашего читателя!

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла новая книга Александра Долинина «Пушкин и Англия: цикл статей». Центральный сюжет книги известного литературоведа — история пушкинских замыслов, отсылающих к произведениям английских авторов, в числе которых не только часто обсуждаемые в пушкинистике Шекспир, Байрон и Вальтер Скотт, но и Дж. Мильтон и Дж. Баньян, С. Кольридж и

Р. Саути, Барри Корнуол и Дж. Вильсон. Английские прецеденты, источники и модели, оказавшие значительное влияние на писательскую стратегию Пушкина, рассмотрены с точки зрения тех литературных и культурных контекстов, в которых они переосмыслялись в пушкинском творчестве. Такой взгляд со стороны английской словесности дает возможность нового прочтения и оригинальной интерпретации многих пушкинских текстов, в числе которых — «Анчар», «Капитанская дочка», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы».

В серии «Библиотека кинодраматурга» питерская «Амфора» издала сборники киносценариев кинорежиссёра Алексея Балабанова «Груз 200» и три сценария, написанных талантливым и органичным Сергеем Бодровым-младшим, а также интервью и другие материалы о нём, собранные в книге «Связной». О Балабанове мудрый Виктор Топоров сказал, что это в разной степени зашифрованные личные дневники. «Разумеется, это дневник души — на его страницах не стоит искать (авто)биографической конкретики; по меньшей мере, искать её напрямую». Что же касается «Связного», то это уникальная книга — попытка создать портрет удивительной личности, которая подобно ярчайшей комете промелькнула на небосводе нашей культурной жизни. И всё же главное в книге — это не воспоминания людей, бывших с ним рядом на разных этапах его недолгой жизни, а ранее не издававшиеся сценарии Сергея Бодрова — «Сёстры», «Связной» и «Морфий», в которых перед нами предстает не по годам зрелый мыслитель.

А теперь хочу поговорить о литературе вечных истин. Есть в «Амфоре» серия «Александрийская библиотека», где представлены лучшие образцы человеческой мудрости. Это книги разных жанров, от апокрифов и религиозных трактатов до мифологии древней и современной. Среди последних новинок — «Книга об Антихристе», в которой собраны раннехристианские сочинения о «человеке беззакония», который, согласно апостолу Павлу, должен воцариться перед концом света. А также «Книга Атлантиды» — о легендарном материке, подробно описанном в диалогах Платона. Кроме платоновских диалогов, в антологии помещены выдержки из различных сочинений и теософских трактатов античных времен и Средневековья, в которых авторы считают реальностью существование некогда канувшего в океан идеального государства.

Московское издательство «Грифон» к 100-летию первой публикации «Вех» переиздало знаменитый сборник статей, знаменовавший новый поворот в национальном самосознании русского общества. Авторы сборника предупреждали об опасности социальных потрясений, к которым призывала радикальная интеллигенция, видевшая самоцель в развале не российской монархии, но самой российской государственности. В советское время «Вехи» были едва ли не бранным выражением среди преподавателей марксизма- ленинизма, а «веховцы» и «сменовеховцы» причислены к злобствующим реакционерам. Теперь вот появилась редкая возможность ознакомиться со статьями выдающихся русских мыслителей Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Петра Струве и Семена Франка.

Книга военного публициста Кавада Раша «Время офицеров», изданная Российским Фондом Культуры, тоже своеобразная веха в современной культуре. У нас ведь армия и её основа — офицерский корпус после развала Советского Союза пребывали в глубоком кризисе. В предисловии к этому изданию Никита Михалков пишет: «Убеждён, что собранные в нашей книге очерки и воинские повести Раша, посвящённые неумирающим традициям нашего доблестного воинства, не только будут с интересом встречены армейским и флотским читателем, но явятся желанными гостями в школах, училищах, институтах и университетах, в каждой российской семье и по праву станут в настоящем смысле Настольной Книгой Русского Офицера».

И в заключение хотел бы сказать несколько слов о «Литературном словаре», который вышел в ИД «Литературная учёба». Он составлен из статей крупных учёных-филологов, которые публиковались в журнале «Литературная учёба». Собранные воедино, эти статьи сделали из справочного издания увлекательнейшую книгу. Давая определение тому или иному термину, понятию, авторы статей ставят его в контекст мировой литературы. Они иллюстрируют свои комментарии многочисленными цитатами из русской и зарубежной классики, проводят различные литературные параллели и сравнения. Таким образом, читатель этого замечательного словаря может получить не только нужную ему информацию, но и взглянуть на хорошо известные произведения с новой точки зрения, сделав для себя неожиданные открытия. Очень хотелось бы надеяться, что это нужное издание получит продолжение.