Платформа «Союза Русского Народа» (Проект). 2.4. Отношение к идее монархии

  • Post category:Статьи

Союз Русского Народа (СРН) считает на данном историческом отрезке наиболее адекватной потребностям развития страны республиканскую форму государственного устройства. В будущем ситуация может измениться. Кроме того, необходимо учитывать наличие в обществе определённой прослойки активных монархистов и витающую в наших кругах идею монархии. Поэтому считаем необходимым сформулировать программные положения по вопросу об отношении к монархии в виде отдельного раздела.

Сама концепция монархии для России весьма привлекательна идеей независимости монарха от выборов и сиюминутных настроений толпы. В теории монарх руководствуется только интересами нации и страны, не заботясь, насколько популярны его действия у «электората». Остаётся только понять, во-первых, откуда мы возьмём не ангажированного Западом и подлинно русского монарха, во-вторых, достойна ли Россия в её нынешнем состоянии монархии и, в-третьих, как исключить влияние на монарха антинациональных сил. Только решив эти три вопроса, можно, наверное, серьёзно говорить о грядущем возрождении монархической формы правления в России, причём в её самодержавной, а не конституционной версии.

Возникает вопрос, а зачем она вообще нужна? Мы предлагаем более или менее строгую систему государственного устройства, на вершине которой находится общенациональный «Вождь». Как же всю эту конструкцию совместить с монархией и зачем?

Основная функция монархии состоит в выполнении роли арбитра в обществе, предотвращающего угрозу отхода правящей элиты от национального и государственнического курса. Это особенно актуально в условиях авторитарного правления, когда в руках вождя сосредоточена огромная власть. Предлагая проект будущего государственного устройства России, мы специально отмечаем такой высший государственный институт, как Высший национальный Собор. Его основная и единственная функция состоит в том, чтобы нация имела возможность сместить с должности и наказать «вождя», который вольно или невольно совершил ошибки или даже преступления и тем самым отклонился от истинного национального курса. В этом случае народ, по определенной, конституционно прописанной процедуре вправе собрать внеочередной Высший национальный Собор, который оценит действия «вождя» и, если надо, сместит его с должности и даже предаст суду. Но есть в этом и опасный момент. Собор ещё надо собрать, избрать туда поверенных (депутатов, выражаясь современным языком). А что если «вождь», осознавая опасность ответственности, попытается помешать созыву Собора?

Для исключения такой, даже чисто теоретической возможности, желательна монархия, правда, не в самодержавной, а в конституционной версии. В такой ситуации государь, заботясь о будущем государства и всей нации, должен принять единственно возможное решение и своей властью добиться начала работы Высшего национального Собора. Полагаем, что в такой форме конституционная монархия была бы очень и очень полезна для благополучия государства.

Это чисто прагматическая функцию монархии, но если этим ограничиться, то такая монархия не может быть полноценной. Ещё более важная функция монархии состоит в духовном объединении нации и соединении вполне прагматических интересов укрепления государства с идеальным пониманием государства как единой семьи, одухотворённой общим промыслом. Это особая духовная роль монарха. Русское государство и русский народ так глубоко впитали необходимость веры, что отрыв народа от этих корней ВСЕГДА будет порождать внутренний распад и разложение. Государь выполняет роль духовной связки государственной системы с нацией, превращающей всю нацию в духовный монолит. Мы даже возьмём на себя смелость утверждать, что без такой связки подлинно гармоничное русское национальное государство вообще неосуществимо.

Как встроить монархию в разработанную выше схему государственного устройства?

На стадии конституционной монархии государь органично вписывается в эту схему. Он занимает место рядом с вождём-канцлером и дублирует Высший национальный Собор, обеспечивая его гарантированный созыв. Он же является верховным главнокомандующим, имеющим право в кризисной ситуации в стране взять на себя управление основными силовыми структурами во имя согласия нации. Данная структура государства является твёрдой и устойчивой.

Следующий вопрос сводится к тому, чтобы понять, откуда в современной обстановке в России возьмётся подлинный государь-ОТЕЦ нации? Государь может появиться единственным способом — быть избран на Земском Соборе из числа людей, являющихся подлинными духовными авторитетами нации. Процесс этот не быстрый, и торопить его не следует. Людей, зарекомендовавших себя истинными духовными отцами нации, придётся выбирать и оценивать не год и не два. В этой ситуации люди неизбежно проявят свои отрицательные и положительные качества, раскроют своё истинное лицо. Это должен быть человек масштаба митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Возможно это будет и светское лицо, известное своими высокими моральными принципами, твёрдой волей и несгибаемой преданностью идее Русской цивилизации.

До сих пор мы говорили о первом государе. В дальнейшем возможно несколько вариантов. Либо избранием первого государя сразу открывается чреда наследственных монархов, либо возможен вариант, что вождь нации, успешно проработавший 10-20 лет на посту Имперского Канцлера и заслуживший народную любовь своей успешной деятельностью на склоне лет, передаёт свой пост Канцлера преемнику, а сам постановлением Земского Собора избирается наследственным Государем. При таком варианте развития событий создаётся также возможность плавного и органичного перехода конституционной монархии в её самодержавную форму, являющуюся более естественной для России. Возможен вариант и более постепенного перехода конституционной формы в самодержавную.

Во всяком случае, первый (после столь долгого перерыва) русский Государь должен вызреть из народного организма естественно, в условиях полного согласия всех сословий общества. Этот государь должен быть избран не по большинству голосов, а только в результате согласия и доверия подавляющего большинства всей нации.

Вслед за возвращением наследственной монархии в Россию, возможно, естественным путём будет возвращаться и институт наследственной аристократии, формирующейся из числа НОВЫХ героев русской истории и призванный стать новым духовным скелетом нации, неким идеалом, объектом стремления, а не нынешним «парадом ряженых».

И, наконец, надо сказать прямо, что самой России и всему русскому народу предстоит ещё ЗАСЛУЖИТЬ ПРАВО и ЧЕСТЬ вернуть себе наследственную монархию, а не только будущему государю предстоит заслужить честь возглавить русский народ.