Российско-Белорусские версты

  • Post category:Статьи

Есть серьезное опасение, что 2007 год станет переломным в отношениях России и Беларуси. Опасение потому, что траектории движения братских стран становятся все более расходящимися. Москва медленно разворачивается на восток, Минск активно ищет пути на запад. На даже не это наша главная беда и даже не нефть с газом, о нормальных поставках которых никак не удается договориться. Беда в том, что разлом пошел уже через наши души.

Российские СМИ вбивают в головы россиян образ белорусского «нахлебника», приписывая успехи экономики соседнего государства, его социальную стабильность «Газпрому» и нефтеэкспортерам, якобы за бесценок поставляющих углеводороды в республику. В официальной прессе и в изданиях, находящихся в собственности олигархов, трудно найти что-либо позитивное о Беларуси, ее президенте, правительстве. Мировые центры власти и Вашингтон дали установку «мочить» «последнего диктатора Европы», и ретивые исполнители немедленно взяли под козырек. Да и сам российский олигархат и бизнес-власть не против погреть руки на разграблении белорусской экономики, оседлать транзитную составляющую поставок углеводородов в Европу.

Но чтобы добиться успехов на экономическом и политическом поле, остановить поступательное развитие Республики Беларусь, им важно решить две задачи:

  • — вбить клин в семейные отношения великороссов и белорусов, поколебать корневые опоры нашего духовного родства и направить отношения России и Беларуси на монетаристские рыночные рельсы;
  • — вытравить из белорусского народа национальные традиции, славянскую сущность и превратить его в усредненных европейцев.

И на этом поле вовсю стараются СПСовские сайентологи, правительственные члены глобальной секты «Нью-Эйдж» — «универсальной мировой религии», сторонники православно-хасидского вероисповедания из Общественной палаты РФ.

Как обычно, в таких ситуациях формируется матричная схема, распределяются роли и прогнозируется реакция объекта воздействия. То есть задействуется то, что сегодня зовут оргоружием. Цель — вывести газовый конфликт на уровень конфликта между народами, на уровень противостояния в сфере общественного сознания.

Динамика устремлений белорусов в пользу объединения с Россией падает, а в пользу вступления в ЕС — возрастает. Независимый институт социально-экономических исследований, зарегистрированный в Вильнюсе, приводит результаты майских 2007 года социологических опросов среди разных групп белорусских граждан. На вопрос, «если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Евросоюз, что бы Вы выбрали?», 47,3 % опрошенных высказались за первый из предложенных вариантов, а 34,7 % — за второй, то есть за вступление в ЕС.



Казалось бы, неплохой результат. Но если говорить о тенденции, то следует заметить, что на рубеже столетий это соотношение выглядело примерно как 80 % к 10-12 %.

В группах молодого и среднего возраста прочитывается еще более разительная динамика:

  • — до 30 лет: 14,4 % выступают за объединение с Россией и 34,1 % — за интеграцию в Европу;
  • — от 30 до 50 лет: 34,7 % и 48,2 % соответственно.

Можно, конечно, не доверять социологическим исследованиям оппозиционного А.Г. Лукашенко института, но отрицать факт мощной информационно-психологической обработки сознания наших народов и прежде всего молодого поколения, направленной на возбуждение недоверия, а затем и вражды, было бы не только глупо, но и опасно.

Белорусская оппозиция, естественно, использует на полную катушку эти тенденции, формируя антироссийские настроения. Падение уровня жизни, пусть даже небольшое, вызванное повышением цен на газ, будет усиливать эти настроения. Архитекторы матрицы обострения российско-белорусских отношений учли эмоциональные характеры президентов РФ и РБ и спрогнозировали их шаги.

А.Г. Лукашенко весьма возбужденно воспринял недавние шаги «Газпрома» по пересмотру цен за поставки углеводлородов и тут же ассоциировал Миллера, Грефа и Вайнштока с Россией, а значит, с русским народом. Он априори связал сложности белорусской экономики с жесткой экономической политикой России в отношении Беларуси. К тому же намекнул на более «добрых» друзей в лице Уго Чавеса и ряда западных банков. А его фраза, произнесенная в августе нынешнего года: «Я в Кремль не поеду и на колено не встану. Выживем» обозначила острую конфронтацию с В.В. Путиным. Ибо Кремль — это не правительство РФ и не «Газпром», а именно вотчина Президента России.

Зная характер В. Путина, можно предположить его реакцию на подобные заявления: сделает все, чтобы сломать «батьку» и принудить его опуститься на колено. А может, и доказать, что без Москвы Минск не выживет.

А значит, и сторонники А.Г. Лукашенко, и его оппоненты не примут подобного унижения. Страна распахнет двери на запад, европейские банки одарят Минск кредитами, безусловно, оговорив их политическими и экономическими условиями и требованиями изменения социальной политики. Для вступления в ЕС выставят условия приватизации объектов экономики и земли, потребуют остановки предприятий, не отвечающих евростандартам, допуска транснациональных корпораций в Беларусь и пр.

Быстро возникнут «новые белорусы»-олигархи, основной массе населения создадут условия для обнищания, деградации, обзовут неприспособленными к рыночным условиям, во всех бедах обвинят, конечно, СССР и политику Лукашенко. А будет ли это благом для республики и народа, судить не мне.

Только что вернулся из поездки в Европу и убедился: европейцы потеряли свое Отечество, свою национальную идентичность. Немцы перестали быть немцами, итальянцы пытаются вернуться к итало-римским корням, французов их нынешний президент Н. Саркози уверенно повел в американо-сионистский протекторат. Повсеместно декларируются права человека (отнюдь не коренного европейца), а вот право нации, народа на собственную судьбу, историю и традицию — под жестким запретом. Такая же судьба рано или поздно ждет Беларусь, если мы отвернемся от нее.

А что Россия получит от возможного альянса Беларуси с Европой? Ничего хорошего не вижу, если Россию не отождествлять, конечно, с немцовыми, миллерами и вайнштоками.

В традиции всех государств мира лежит стремление обретать точки опоры за пределами своих территорий, создавать сеть надежных друзей и союзников. Нынешние глобальные процессы выявляют еще одну тенденцию: неспособность даже крупных держав мира выстоять перед мощью транснационального капитала, его хищническими устремлениями. Это вынуждает государства и народы объединяться в рамках цивилизационных образований, собираться воедино вокруг своего цивилизационного стержня.

Народ Беларуси — самый близкий к русскому по историческому родству. По сути мы — единый народ, сыновья одной матери-земли, и главное в этом родстве — единение души народной. Поэтому союз двух государств, тем более в рамках единого союзного государства, вполне естественен. Но кому-то и в России, и за ее пределами он, что называется, поперек горла.

Во-первых, потому, что принцип «разделяй и властвуй» остается доминирующим в подходе западной политики в отношении постсоветского пространства и интегрирующей роли России.

Во-вторых, единение Росси и Беларуси создает прецедент модели, ядра будущей интеграции в рамках Содружества Независимых Государств.

В-третьих, в результате объединения русского и белорусского народов образуется геополитическая основа славянского единства, возникает духовно-общественная сила, втягивающая в свою воронку политические партии патриотической ориентации, национальную элиту двух государств.

Безусловно, подобная перспектива не устраивает ни Запад с его фининтерном во главе, ни пятую колонну в РФ и РБ, ни крупный капитал национального и транснационального характера.

Потому и переводятся российско-белорусские отношения в расчетно-денежный формат, в парадигму, кто кого на несколько миллиардов нагреет. Беспроигрышный вариант для недругов нашего единения: понижение зимней температуры в домах белорусов на 1-2 С тут же укажет, кто виноват. Конечно, русские, а не Миллер с Вайнштоком.

В то же время любой, даже самый минимальный разворот политики А.Г. Лукашенко в сторону Запада будет подан российской информационной сетью как предательство по отношению к России, к русским.

Так вот нас и разводят. С самого начала процесса создания Союзного государства нас здорово надули. Вбросили идею, продекларировали некоторые лозунги, даже написали проект Союзной Конституции, но цельного проекта, опирающегося на теоретический фундамент и переложенного в технологическую последовательность (стратегию), как не было, так и нет.

Во главе объединительного процесса поставлены люди, не способные его организовать, но громче других провозглашающие тосты «за объединение», «за союз», за вечную дружбу». Но выпитое спиртное не способно заменить проект.

Есть в этом невразумительном процессе лишь один положительный пример — министерства обороны обеих государств. Без громких заявлений военные ведомства спланировали и проводят «операцию» по созданию единого оборонного пространства. Все в соответствии с принципами военного искусства: уяснение полученной задачи, оценка обстановки, замысел, решение, постановка новых задач, их реализация и тесное взаимодействие.




В числе реализованных:

  • — формирование совместной коллегии двух министерств обороны,
  • — единая оценка военно-политической ситуации в районе возможного применения вооруженных сил,
  • — концепция единого оборонного пространства,
  • — создание (задействование) системы военной инфраструктуры,
  • — объединенная система ПВО с организацией непрерывного боевого дежурства выделенными силами и средствами двух государств,
  • — координация подготовки войск и штабов, регулярные совместные учения,
  • — разработка и применение единых принципов военного искусства, нормативов и стандартов, документов по планированию и действиям войск,
  • — разработка — что самое важное — единой военной доктрины Союзного государства.

Добавлю к этому, что:

  • — на территории Республики Беларусь размещены и действуют в боевом режиме ряд стратегических объектов ВС России,
  • — идет непрерывный обмен информацией о воздушной и космической обстановке, о действиях натовских «друзей»,
  • — белорусские предприятия активно участвуют в разработке, создании и производстве российской военной техники.

И никаких коллизий в отношении оплаты за информацию, за пролеты военной авиации и прочие действия и услуги.

Просто военные решают общую и самую главную задачу — обеспечить безопасность наших народов. И в этом служении не мечтают о прибылях (их нет в военной природе), не исповедуют рыночные подходы, не рассуждают о либеральной демократии. Они просто делают свое дело. И в этом совместном служении Отечеству куется боевое братство, продолжается историческая традиция славянского духа.

Может, стоит и честным чиновникам других сфер взаимодействия присмотреться к опыту военных?




Генерал-полковник Л.Г. ИВАШОВ,

президент Академии геополитических проблем