Голосуй, не голосуй, все равно получишь…

  • Post category:Статьи


Михаил Делягин относительно отношения к выборам

В самом деле: есть небольшое количество людей, в том числе и вполне приличных, находящихся на проходных местах в списках трех партий (потому что ЛДПР в Госдуму не проходит, — точнее, Жириновского не берут), которые будут с пеной у рта настаивать на необходимости голосования. Их мотивы понятны, и они заставляют их выстраивать самые головоломные логические конструкции для того, чтобы доказать недоказуемое.

И спорить с ними так же нелепо, как с запряженным в телегу ишаком, рвущимся к подвешенной перед его мордой морковке. С той разницей, что нашим ишакам все же дадут схрумкать вожделенную морковку — 2 декабря.

Для остальных напомню ряд общеизвестных фактов.

Еще в 2001 году масштабы безнаказанного вброса голосов на губернаторских выборах составляли в относительно крупных и внутренне демократичных российских регионах около 10%. Обогнав действующего губернатора более чем на 10%, можно было победить его. Обогнав его менее чем на 10%, кандидат всего лишь провоцировал его на более энергичную, чем обычно, фальсификацию результатов. С того времени ситуация изменилась в разы, и в худшую сторону. Никто не забыл, как на выборах 2003 года в одной из небольших российских областей в один из моментов подсчета голосов, по официальным данным, проголосовало 110% избирателей.

В переводе на русский: существует техническая возможность «нарисовать» «Единой России» столько голосов, сколько надо. Если исходить из планов, полученных некоторыми губернаторами после превращения Путина в «птицу-тройку» наших «голубых медведей», речь идет не менее чем о 65% голосов.

Соответственно, легко оцениваются результаты остальных «партий власти». Зюганов не получит обещанных ему в обмен на полный отказ от содержательной критики власти и продолжение демонтажа партии (на данном этапе при помощи «борьбы с неотроцкизмом») 17-18% и связанными с ними, с учетом «премии» за счет не прошедших в Госдуму партий, 110 депутатскими местами, но успокоится вполне достойными 12-14%.

«Справедливая Россия», одним ударом лишенная президентом административного ресурса и своей пропагандистской концепции (критиковать «плохих бояр», защищая «хорошего царя») вполне способна повторить баснословный результат «Партии жизни». Однако ее перетащат через 7% просто потому, что двухпартийная система с коммунистами, пусть даже трижды проданными их руководством в обмен на сохранение в Думе, выглядит как-то некошерно. Она не может набрать более 7% — но получит до 10%, заняв «честное» третье место. При этом она будет «опущена» за излишнюю самостоятельность тем, что уступит зюгановцам, которые, похоже, не смеют вести кампанию на федеральном уровне вообще.

СПС и «Яблоко» будут вознаграждены за послушание преодолением 3-процентного барьера (но, упаси боже, не 5-процентного! — это заставит говорить о несправедливости его повышения до 7%) и, соответственно, получением бюджетного финансирования. Возможно, к ним присоединят и «пупсов» Семигина, который удачно уселся на хребет представителям рогозинской «Родины» и сможет «пробить» свой электоральный потолок в 2%, также допрыгнув до бюджетного финансирования.

Таким образом, результат предопределен, и голосовать не за что.

Соотношение сил и распределение мест будет определяться администрацией президента — и вы сможете повлиять на результат не больше, чем игрок на бегах. С той разницей, что игрок, если угадает, все же получает деньги, — а избиратели могут рассчитывать лишь на моральное удовлетворение.

Многие понимают это, но голосуют из чувства солидарности.

Но с кем можно испытывать солидарность, когда партии допускались к выборам именно при условии отречения от самих себя, отказа от даже косвенной защиты прав избирателей против самодурства правящей бюрократии?

Голосовать за «Единую Россию» так же нелепо, как за обирающего вас на дороге гаишника.

Руководство КПРФ отличается от олигархов тем, что продает не сырье, а человеческий протест, и продает не «чужому» Западу, а «своей» администрации президента. Остальные отличия носят чисто ритуальный характер: такой же бизнес, как у Абрамовича, только в другой сфере. Масштаб прибылей очевидно меньше, а вот рентабельность, может, и повыше.

«Справедливая Россия», несмотря на устроенную в последний момент чистку, включила в список несколько хороших людей (могу назвать Дмитриеву и Хованскую). Однако голосовать, как раньше, «за хороших людей» (кстати, такие есть и в списке КПРФ) нельзя: по новому закону, депутат обязан подчиняться фракционной дисциплине, а ее нарушение ведет уже не к выходу в «независимые» депутаты, но к потере депутатского мандата. Не стоит забывать, что в новой Госдуме депутат будет зависеть уже не от избирателей, но от руководства фракции, то есть (учитывая их качество) — от администрации президента. Избрание депутатов Госдумы теперь так же нелепо, как и выборы клерков администрации: оставьте это занятие, начальство со Старой площади лучше знает, какие подчиненные ему нужны.

Голосовать за ЛДПР, кроме людей, у которых обострение даже в декабре, могут, насколько можно понять, лишь борцы с некачественным, контрабандным полонием. Флаг им в брюки и билет на елку: Госдума тут ни при чем.

СПС и «Яблоко» давно прекратили свое существование как федеральные партии, то есть реально существующие организационные структуры, объединенные идеологией. Первая, за редким исключением, превратилась в филиал РАО «ЕЭС России» и не попадет в Госдуму хотя бы поэтому — на Старой площади не понимают конкурентов. «Яблоко» же стало «клубом любителей Явлинского»: если Вы входите в их число, Вам дорога на выборы. Если нет+ некоторые предпочитают Земфиру.

«Гражданская сила» Барщевского (официального представителя правительства в Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном Суде, настаивающего на своей независимости от власти — способные воспринять эту логику в массе своей голосуют за ЛДПР) и «Патриоты России», неотличимые от любой серой поверхности, могут быть рассмотрены лишь в качестве политического анекдота.

Потенциал преодолеть барьер 3% имеет Аграрная партия России, — но у нее, похоже, нет ничего больше: ни лидера, ни идей, ни даже денег.

Многие на этом безысходном фоне, как бюрократы с писаной торбой, носятся с идеей испортить тем или иным умным способом бюллетень с тем, чтобы их не отданный никому голос не был распределен между «победителями» пропорционально, то есть не ушел на 70% в копилку «голубых медведей», а на остальные 30% — в копилки столь же ответственных и симпатичных сторонников «крокодила Гены» и «социализма с нечеловеческим лицом».

Не волнуйтесь: закон о выборах писали умные люди, которые много и плодотворно думали именно о таких, как Вы. Вы можете сделать со своим бюллетенем все, что угодно, — хоть написать на нем «Другая Россия»: результат будет однозначен: Ваш голос будет использован правящей бюрократией, как, собственно, и Вы сами.

Хочешь жни, а хочешь куй — все равно получишь+ Кто чего-то недопонял, может включить телевизор.

Кстати, все сказанное и по тем же самым причинам относится не только к назначению депутатов Госдумы, но и к назначению следующего — временного и технического — президента России.

Официальная политика превращена сначала в театр марионеток, а затеем и в театр теней. Она больше не существует как политика, потому что от голосования людей больше не зависит ничего. Раньше от них зависело немногое — сейчас ничего: почувствуйте разницу. Она принципиальна.

Политика целиком ушла в неформальный сектор. Грызня кремлевских «вервольфов» под ковром — это политическая тактика. Собирание политических структур, призванных взять власть после того, как они разнесут в клочья существующие государственные структуры — это политическая стратегия, как обычно, тесно связанная с тактикой.

Все остальное — болтовня.

Россияне, как это ни удивительно для владеющей ими тусовки, отнюдь не считают себя быдлом.

Надо работать — у нас все получится.

Будущее страны — снова в наших руках.