Камо грядеши?

С приближением президентских выборов, намеченных на март 2018 года, все острее становится столкновение противоборствующих сил в российском обществе. Одновременно всё громче звучат голоса, требующие озвучить стратегию развития российского государства не только на ближайшую перспективу, но и на отдаленное будущее. В свою очередь, надвигающийся вековой юбилей Русской революции вновь воскрешает в свое время очень острые, но ныне подзабытые вопросы о народоправии, социальной справедливости и смысле человеческого существования.

 

Но это все так называемые факторы, связанные с народными ожиданиями, общественными настроениями и личностными проявлениями симпатий и антипатий, надежд и тревог, недовольства и нетерпеливости. Однако в объективном плане в последние 26 лет в России практически ничего не меняется: страна движется ни шатко ни валко, как бы по инерции, сама по себе. В тактическом отношении – да, многое изменилось и продолжает неспешно трансформироваться. Во всяком случае личностно Владимир Путин совершенно несопоставим с Борисом Ельциным: Ельцина мы стыдились, а Путиным гордимся.

Но если смотреть не на лица и не на внешнюю сторону событий, а зреть в корень, докапываясь до сути вещей и явлений, то следует констатировать несомненность дрейфа – дрейфа размеренного, плавного и, тем не менее, неодолимого и неостановимого. Мы куда-то всем скопом ползем, упершись в землю взором и не поднимая к небу головы. И даже не ползем, а медленно сползаем в направлении наименьшего сопротивления. Об этом говорят полное отсутствие стратегии развития страны, позитивных целей общества и твердых принципов руководства.

Да, у нас есть правящая партия, которой мы в своем большинстве неизменно отдаем свои голоса. Есть у нас элитарная либерально-буржуазная идеология, не афишируемая из-за соответствующей статьи в Конституции РФ, но целенаправленно и жестко проводимая правительством в жизнь. Есть у нас признанный в мире лидер, которого мы любим, уважаем и за которого готовы ввязаться в серьезную мировую драку даже в ущерб самим себе. Но партия «Единая Россия» – это центристская партия дрейфа. Эволюционистская либеральная идеология – это тоже идеология дрейфа. И даже Владимир Путин до сих пор демонстрирует себя почти исключительно как великий мастер дрейфа, «гений дзюдо» (был такой фильм), искусно пользующийся перманентным конфликтом интересов и чужими ошибками. Даже оппозиционно-патриотические крылья нашего общества не выходят за рамки традиционалистского коммуно-ортодоксального дрейфа.

Опять-таки в субъективном плане нашему дрейфу при желании можно найти некие «объективные» оправдания. Во-первых, после семидесяти лет народного надрыва Россия нуждалась если не в отдыхе, то по крайней мере в существенном расслаблении духа и в сбросе спазматического физического перенапряжения. Во-вторых, окружающий нас мир, за исключением, может быть, Китая, тоже не утруждает себя ни вразумительной стратегией, ни общественно значимыми целями, ни тем более какими-то принципами. Весь мир куда-то ползет, неизменно скатываясь в разболтанную вязкую колею, и успехи Китая объясняются преимущественно тем, что он этим ловко пользуется.

Если называть вещи своими именами, то Россия сегодня является пленницей общеевропейского потребительского дрейфа и заложницей ползучего американского имперского гегемонизма. Недавние выборы политических лидеров во Франции и Германии показали подмену былого европейского гуманизма изрядно подгнившим либерализмом и все большее впадение Европы в самоубийственную эвтаназию декаданса. Приход к власти в США Дональда Трампа привел к трансформации пробуксовывающих либеральных методов в циничный радикализм, в рамках которого «глубинное государство» (Deep State) оставляет недавно избранному американскому президенту единственно допустимое окно возможностей – жесткое устранение очагов сопротивления диктату США.

В отличие от гегелевского диалектического принципа отрицания (закон отрицания отрицания), древняя индийская философия еще во времена Упанишад (III – II тысячелетия до н.э.) выработала принцип многократного и, по сути, абсолютистского отрицания, выраженного формулой «не то, не то и не то». Взятый на вооружение младогегельянцем Карлом Марксом «закон» Гегеля стал обоснованием теории революционного пути развития человечества. Индуистский же принцип тотального торможения вполне укладывается в кредо современного либерального эволюционализма, отрицающего реальную действительность, но противящегося любым позитивистским идеям ее преобразования.

Возможно, именно развал Советского Союза по целому ряду причин (включая в первую очередь вероломство руководства) привел, с одной стороны, к разочарованию в стране и мире в революционно-коммунистической идее, а с другой – к избранию в качестве спасительной соломинки худосочной идеи осторожного и опасливого либерально-буржуазного оппортунизма. При этом парадоксальность ситуации состоит в том, что брутальный Ельцин, не имея в наличии никакой другой альтернативы, буквально ухватился за соломинку буржуазного либерализма, а трезвомыслящий Путин, возможно, в благодарность Ельцину и либерализму, сам стал спасать разжиревших и обнаглевших либералов от опасных для них перемен в стране.

Возможно, здесь сыграло свою роль увлечение Владимиром Путиным восточными единоборствами и, как следствие, невольное преклонение перед весьма специфической восточной философией. Как бы то ни было, но ныне мы фактически имеем дело с тем, что трезво мыслящий президент явно протежирует либеральной правительственной команде во главе с Дмитрием Медведевым, подчеркнуто афиширующим свои либеральные взгляды и не скрывающим свой по-детски трепетный пиетет перед Западом. О покровительстве президента либералам свидетельствуют множество фактов, включая уступку лидерства Медведеву в «ЕР», открытую поддержку возглавляемой Медведевым партии «Единая Россия» на последних выборах в Государственную думу, почтительное отношение к работающим на чужой интерес правозащитным организациям и многое другое, не вызывающее одобрения у патриотических сил общества.

Но трезвый взгляд на вещи не может не ставить под сомнение реальный потенциал либерализма как концепции общечеловеческого и национального развития. Ибо все сложнее становится закрывать глаза на двойственную природу либерализма, объясняющую его идейную нестойкость, практическую несостоятельность и вечные метания между Добром и Злом. Пример Европы показывает, с одной стороны, нещадную эксплуатацию либералами идей гуманизма, а с другой – фактическую аннигиляцию этих идей в практической жизни. Зацикленность либералов на однополых браках и прочей мерзости уже сейчас вытесняет на обочину общественного развития основной массив нормальных людей и естественные проявления человеческих чувств. В перспективе же дальнейшая абсолютизация свободы может толкнуть человечество в объятия индивидуалистического хаоса.

Во всех кризисных ситуациях в стране и в мире людей неизменно спасало обращение к здравому смыслу, накопленному человечеством в течение многих тысячелетий его поступательного развития. Сегодня здравый смысл подсказывает, что либерально-буржуазный дрейф не может быть бесконечным, что он рано или поздно вынесет страну и мир в океан штормовой опасности и что дрейфующее государство, да и все дрейфующее человечество обречены на внутренний застой и медленное гниение. Медики говорят, что движение – это жизнь. А какая жизнь и какое движение могут быть в непрестанном и бессмысленном дрейфе? Только потребительская, паразитическая жизнь и лишь движение в подобии беличьего колеса!

Недавно мир облетела весть о том, что наша «Роснефть» разработала технологию сдвига в нужном направлении миллионнотонного дрейфующего айсберга. Честь ей и хвала за этот технический прорыв! Этот факт, по-видимому, весьма важен для дальнейшего продвижения нашей страны в северном направлении. Но он не менее важен и в общечеловеческом плане. Наша страна в мировой системе в какой-то мере подобна огромному айсбергу, отколовшемуся от ледяного массива Арктики. Еще вчера мы были прочно припаяны к массиву дрейфующей Европы, а сегодня откололись, но продолжаем дрейфовать в ее фарватере. И нам очень важно сейчас набрать собственный ход и двинуться осмысленно по пути, жизненно предназначенному человечеству.

Реальным фактором позитивного развития земного мира может быть только здравый смысл. Но не здравый смысл, направленный на консервацию стереотипных обиходных суждений национального прошлого, а здравый смысл, ориентированный на развитие общечеловеческой мудрости и утверждение ее в будущем. Мудрость – единственная достойная цель земного существования не только отдельного человека, но и всего человечества. Она не даруется свыше и не преподносится на блюдечке. Она вырабатывается, страдательно и ищуще, путем проб и ошибок, в непрерывной практической деятельности, в разумном отношении к окружающей природе и к собственному естеству.

Идея осмысленного выбора пути родилась давно, еще в библейские времена. Фраза «Камо грядеши, Господи?» взята из Евангелия и принадлежит апостолу Петру, вопрошавшему таким образом Иисуса Христа. Ответом было: «Я иду в Рим на второе распятие». Этой теме посвятил свой роман «Камо грядеши?» Генрик Сенкевич (1846–1916), рассматривавший эту проблематику в религиозно-христианской трактовке. Но у этой фразы, как и у почти всего связанного с Библией, имеется некий универсальный смысл. Он предполагает обязательность для человека выработки жизненного кредо и следования по пути добра и чести.

2018 год является совершенно новым фактором не только в развитии нашей страны, но и человечества в целом. По сути, он означает вступление России и мира в новую, по-настоящему постреволюционную эпоху. Ту эпоху, когда уже нет ни возможности, ни необходимости оглядываться назад, в недавнее и далекое прошлое, а надо писать историю заново, с чистого листа, но с учетом наработанного ранее опыта. Злобная критика сталинских методов и забрасывание камнями коммунистических ценностей уже не могут дальше работать на политических приспособленцев и служить оправданием либеральной немощности и практической бездеятельности. Необходим позитив, необходима созидательная деятельность, причем активная, целеустремленная и в полную силу.

В связи с этим рубеж 2017 и 2018 годов, по идее, должен быть ознаменован в идущей на президентские выборы России выработкой и обнародованием государственной программы по реальному преодолению инерции дрейфа. В этой программе по логике должны быть определены общая концепция развития страны, опорные пункты и пассионарные акторы развития, представлен технический инструментарий развития, названы ориентировочные вехи и конкретные даты. По-видимому, хватит уже разговоров о панацее рынка. Рынок в нашей стране работал и продолжает работать исключительно на карман рыночников и крышующих их чиновников, обдирающих народ как липку. Государство, именно ответственное государство, а не безответственный рынок, должно наконец прекратить дрейфить, потакая прихотям вечно недовольных либералов, и взяться за дело разумного созидания, заработав во всю свою мощь и со всей полнотой ответственности.

Говоря по чести, ничего другого нам уже не остается для нормальной жизни и перспективного будущего. С бессовестными паразитами, присосавшимися к здоровому телу наших честных тружеников, надо бороться строго, по закону и по справедливости, иначе они попросту сожрут нас. Уговоры и увещевания на них уже не действуют. Ставшие ежедневными посадки «крайних» страну и народ не спасут. Нужна четкая система, а ее-то как раз и нет. Пока – во всяком случае.

Александр Афанасьев

 

Источник – Советская Россия

 

Запись опубликована в рубрике Важное, Публикации с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.