Проклятия и привет с того света главного архитектора Иркутской губернии Разгильдеева главному архитектору г.Иркутска Третьякову

  • Post category:Статьи

Мною, 2 сентября 2007 г. был произведён осмотр Иерусалимского кладбища г. Иркутска, переименованного в 1930-м году по указу И.Сталина в «Центральный парк культуры и отдыха». Аналогичные «переименования» прокатились по всей стране. Рационально использовались и надгробные плиты. Их пускали на строительство фундаментов элитных домов, как, к примеру, дом специалистов, что на ул. Марата под № 29, который начали строить в 1933 г. 120 тысяч могил Иерусалимского кладбища были «обезличены» в одночасье. Осталась только могила Загоскина, которая в настоящее время периодически уродуется вандалами, а вся изгородь разбита, да декабриста Поджио.

В 1960-х годах новоиспечённому ЦПКиО, как в народе было оговорено: «центральное пастбище коров и овец», городскими властями стало уделяться больше «внимания».

Постройка танцплощадки «На костях», каруселей, детских аттракционов и даже «Чёртова колеса», «шашлычек», всякого рода забегаловок и кафе, стали предавать кладбищу более развлекательный характер. Об этой ненормальности много раз писалось в СМИ и мною даже три года назад был организован телесюжет с АС Байкал ТВ.

В конце 60-х прямо по центральной аллее кладбища стали прокладывать водные коммуникации и делать цветочные клумбы. Однажды пионерка, работавшая на клумбе потянула за торчащую из могилы проволоку и вытащила целых три слитка золота царских времён (а говорят с собою в могилу не заберёшь). Я сам лично был свидетелем как рабочие вскрывали могилы на глубине примерно 1 — 1, 2 метра. Вот вскрыли гроб Генерал- губернатора, раздели, сняли крест, кольца, а мундир повесили сушить рядом на кусты. Что интер6есно сама ткань зелёного цвета сохранилась вместе с эполетами. В основном все тела были мумифицированы: сохранились волоса и обтягивающая черепа кожа. Все кости тогда рабочие складывали в огромный короб, сквозь щели которого мы с ужасом всё это видели.

Когда я 2.09.07 г. стал осматривать вырытый рабочими котлован для бассейна или очередного фонтана в том самом месте — вдоль центральной аллеи, то увидел, что это место было сильно углублено на уровне могил. Я подошёл к рабочим кавказской национальности и спросил, что здесь происходило при углублении, что там находилось глубже, то они с сожалением стали рассказывать как было выкопано более 20 гробов на этом месте. Все кости умерших были зарыты ещё глубже, а затем залиты бетоном, а уж поверх него смолой. Запах был отвратительный, да и насмотрелись ужасов сполна. Услышав как я разговаривал с прорабом, и узнав, что я председатель инспекции ВООПИиК, ко мне подошли и сами русские рабочие и стали подробнее рассказывать как вскрывались могилы. Стали описывать найденные при вскрытии кресты и показали места, где торчали человеческие кости и доски гробов с материей на краю вырытого котлована. А когда вскрыли один гроб, то увидели синюю материю, которой прикрыли умершего, вероятно священника. Рабочие спросили меня почему городским властям общественность не препятствует в организации такого рода строительства прямо на кладбище. Почему управление культуры, как города, так и области не контролирует всё это безобразие, осквернение памяти усопших. Это вопрос я переадресую Кутищевой и Домбровской, под чьим контролем должна находиться вся культура, как области, так и города Иркутска.

Рабочим я рассказал о том, как в клуб коллекционеров однажды кто-то принёс 17 серебряных нагрудных крестов в основном с эмалями и стал предлагать на продажу. Я сразу же понял, откуда эти находки и посоветовал никому не покупать эти «вещи с того света», потому, что покойники через них будут «притягивать» к себе в мир иной тех, кто эти кресты приобретёт. Как ни странно, вопреки моим предостережениям эти нательные кресты скупил ст. инженер «Иркутскэнерго» Алексей Исаченко — опытный коллекционер с большим стажем. Несчастье с ним произошло буквально через несколько дней. Не смотря на то, что он никогда не болел сердечными заболеваниями, он скоропостижно скончался в собственной ванне с сигаретой во рту от инфаркта миокарда.

А археолог Выборов, собравший у себя дома большую коллекцию (30 коробок с описанием) найденных им при раскопках предметов каменного, бронзового и железного веков: наконечников от стрел, костяные иглы, черепки посуды пуговицы и именное серебряное кольцо даже самого Семёна Туголукова 1550-х годов, сгинул в тайге при загадочных обстоятельствах, да так, что даже и труп-то его не нашли.

Я решил походить на месте раскопок и внимательно всё место это осмотреть и …не зря.

В одном месте на краю котлована я внезапно увидел край какой-то чугунной таблички. Я очистил её от земли и, о ужас, увидел на ней надпись: «Александр Евграфофич Разгильдеев». Это был талантливейший архитектор. Он родился 15 августа 1817 г. в Забайкалье, а умер 26 февраля 1895 г.в Иркутске. Александр Евграфович обучался горному делу в Нерчинском горном училище и окончил его, но любовь к архитектуре привела его в Санкт- Петербургскую Императорскую художественную академию. В классе профессора архитектуры Тона он стал одним из лучших учеников и получил серебряные медали за выполнение студенческих проектов 1837-39 г. В 1890 г. он вернулся в Забайкалье. Тут он был отмечен Ген.губернатором Восточной Сибири В.Я.Рубертом и приглашён на работу в Иркутск. Здесь он выполнил ряд интересных проектов казённых, общественных и частных зданий:

  1. Гражданская Кузнецовская больница (ныне Областная детская больница б.Гагарина,4)
  2. Девичий институт (ныне корпус ИГУ б. Гагарина, 20)
  3. Здание бывшего губернского казначейства (Ленина, 1)
  4. Каменный жилой дом середины 19 века (ул.Дзержинского, 56-а)
  5. Деревянный особняк с воротами (Свердлова, 20)
  6. Хрустальный иконостас г. Кяхты)

С 1858 г. являлся главным архитектором при губернаторе, а в 1862 г. назначен губернским архитектором всей Иркутской губернии в чине статского советника. За время работы в Иркутске Разгильдеев посетил Англию, Францию, Германию чтобы познакомиться с архитектурными школами мира. Он неоднократно был награждён орденами:

  1. Св. Анны 2 и 3 степени
  2. Станислава — 2 степени.

В Иркутске он прожил около 50 лет. Из них 35 лет проработал архитектором.

Могила числится утерянной. Теперь место захоронения известно и в будущем на этом месте, как я надеюсь, будет установлен памятник этому знаменитому человеку.

На следующий же день, 2 сентября, я сообщил о случившемся всем членам ВООПИиК и предложил собраться в 11 часов у главного входа, провести расследование, составить акты. Звонил я и в отдел культуры городской администрации, но там долгое время не брали трубку. Тогда я оповестил отдел по связям с общественностью и предложил прийти в назначенное время. Позвонил я также и благоденствующей за счёт народа зав. отделом культуры Областной администрации Вере Ивановне Кутищевой, но мне сообщили, что на рабочем месте её нет, и неизвестно когда она будет вообще. Однако тут же, через некоторое время, мне позвонил от туда Кожевников Вячеслав Яковлевич и сказал, что вопросы, касающиеся Иерусалимского кладбища к их отделу не относятся и посоветовал позвонить в Домбровской Светлане Ивановне. Когда я сказал ему, что она не отвечает по телефону, то он посоветовал позвонить её заму — Марковой Марине Рафиковне. Она тоже не отвечала на мои звонки. Позвонил я и В.П.Шахерову в Комитет сохранения культурного наследия. Того на рабочем месте тоже не было, зато ответила одна из женщин его окружения и пообещала прийти.

На место встречи приехали журналисты с НТВ и АС Байкал ТВ, специалисты с Комитета по сохранению историко-культурного наследия (Надо отдать им должное, за то, что они наконец-то покинули свои насиженные кабинеты и теперь занялись своими обязанностями). Пришли и вопиковцы: С.А.Утмелидзе, профессор А.В.Дулов, Г.В.Майорова, А.С.Новиков, А.С.Турик и др. Как выяснилось в процессе беседы с представителем строительной фирмы «Кристалл-строй» никаких согласований с Комитетом не было. Никаких, разрешающих проведение строительных работ документов не было представлено.

Собравшиеся после разбирательств у котлована пошли к памятнику М.В.Загоскину, где заактировали разгром всей изгороди и хулиганские надписи на лице писателя. В июне мы уже подавали сигнал тревоге по состоянию этого памятника, и городские власти обещали обратить на это внимание и привести в порядок само место, но как мы убедились теперь, это обещание не было выполнено. С 9 — 14 октября в Иркутске будет проходить праздник «Сияние России». На него приедет отовсюду много людей, в том числе и родственники Загоскина из Москвы. И что же они увидят?! Будет ли праздничным днём этот день?! А будет ли стыдно городским властям за допущение до такого состояния памятника?

У Иерусалимского храма, находящегося на реставрации перед взором собравшихся открылась могильная плита с надписью: «Здесь покоится прах Дарьи Алексеевны Медведниковой. Скончалась в день своего Ангела 19 марта 1855 г. прожив по совести 73 года». Был также составлен акт и, несомненно, в дальнейшем будет принято решение о восстановлении этого памятника.

Весьма странным становится и сам факт строительства на могилах какого-то водного сооружения в виде бассейна и фонтана, ведь ранее было принято решение о создании на территории кладбища зоны спокойного отдыха, где бы граждане могли поразмыслить и о прошлом, и о будущем, и о смысле бытия, и о вечности. Не посоветовавшись хотя бы с общественностью, не спросив никаких разрешений у СЭС, археологов, историков, Комитета по сохранению культурного наследия, у ВООПИиК городские власти просто пошли на самоуправство. Такое же творится по всему городу. И это при отсутствия реагирования служб, в чьи обязанности всё это входит и за что они получают бюджетные деньги. Фактически эти службы благоденствуют за счёт налогоплательщиков, не выполняя свои прямые обязанности. Если бы не наши сигналы, то так никто и не узнал бы, что творится на Иерусалимском ЦПКиО! Ни кто из чиновников не делает рейды по городу с целью выявления домов — памятников изуродованных пристроями или вообще уничтожаемых ради благополучия и извлечения выгоды отдельных предпринимателей.

Ну а найденная мною табличка от памятника А.Г.Разгильдеева — это сигнал с того Света в адрес архитектора г. Иркутска Третьякова, всегда дающего согласование на «реставрацию» и строительные работы в местах исторических неприкосновенных памятников, благодаря которым «перевернули в гробу» даже самого знаменитого архитектора! На том Свете конечно, с такими архитекторами, которые когда-либо всё равно придут в «мир иной», наши предки разберутся по-свойски. Надпись на одной надгробной плите Иерусалимского гласит:

      «Милый мой прохожий.

      Не топчи мой прах.

      Я ведь уже дома,

      а ты ещё в гостях».

Когда вышли с территории кладбища, то заметили, что у входа в него вместо 20 могил красных партизан, погибших в Гражданскую, стало шесть. Всё забывается и стирается с лица земли при такой власти.

      «Одно у нас есть утешенье:

      Творца Всевышнего молить,

      Чтоб в нашей жизни дал терпенье

      И память вечную хранить»

        (слова на надгробном памятнике)

А сколько навороченной бульдозерами земли, в перемешку с выкорчёванными деревьями, могильными плитами и кучами мусора осталось там, позади, на изуродованном Иерусалимском кладбище! Это просто хаос и ужас!

PS. После обеда я позвонил журналисту НТВ Антону Артемьеву и он неожиданно сообщил мне, что они нашли на отвале, что находится на краю кладбища, множество человеческих костей и черепов и вызвали милицию и прокуратуру. Узнав про это я тут же приехал на это место и увидел около двадцати представителей Октябрьской прокуратуры и милиции. Было произведено подробное описание места, где обнаружены кости и составлены протоколы с подписями понятых. Милиционеры возмущались беспределом городских властей, допустивших такое наглое самоуправство и вандализм по отношению к могилам и памятникам, остатки которых находились то тут, то там. Предстоит теперь уже серьёзное расследование с возбуждением уголовного дела за это наглое самоуправство и вандализм.

Члены ВООПИиК намерены подать заявление в прокуратуру и милицию о нарушении законов на администрацию города Иркутска с требованием привлечь нарушителей к уголовной ответственности за самоуправство о вандализм.

Намерены серьёзно разобраться с нарушителями и сотрудники Комитета по сохранению культурного наследия во главе с В.П.Шахеровым.

По новостям НТВ 4.09.07 г. будет непременно показан сюжет по Иерусалимскому кладбищу. О нашей проблеме узнает вся страна.




3.09.07 г.



Красовский Г.Р. —



Председатель общественной инспекции

по контролю за состоянием и реставрацией

памятников истории и культуры

при Президиуме Иркутского регионального

отделения «ВООПИиК», член СРН




Увеличить »»




Красовский Г.Р. с табличкой от памятника Разгильдееву – архитектора Иркутской губернии.

Увеличить »»

Увеличить »»

слева направо: 1.Красовский Г.Р. 2.Новиков А.С., 3.Майорова Г.В., Утмелидзе С.А.