За добровольное изучение родных языков

Открытое письмо депутатам Государственной Думы Российской Федерации

 

В апреле текущего года группа депутатов Государственной Думы Российской Федерации внесла законопроект с поправками к закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, на законодательном уровне закрепляющий поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина от 28.08.2018 г., а также права и обязанности государства, родителей школьников и образовательных учреждений по отношению к изучению родных и государственных языков России и части её регионов – республик.

В данных поручениях, в частности, было сказано: «….изучение обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)».

Уважаемые законодатели России!

Информируем вас, что в обязательную часть учебного плана могут входить только предметы, по которым есть разработанные и апробированные методики, лицензированные учебники, учебные программы. По всем этим предметам учителя обязаны аттестоваться.

Но под напористым и откровенно бесцеремонным нажимом из ряда республик, прежде всего, из Республики Татарстан, уже фактически приказом Министерства образования Российской Федерации в первую обязательную часть Учебного плана введён предмет «Родной язык». Таким образом, в угоду политическим целям недальновидных и безответственных представителей руководства ряда регионов Министерство образования РФ в нарушение конституционных норм право на изучение родного языка вменило в обязанность для всех без исключения граждан России.

Учителя школ с русским языком обучения в РФ, которым довелось в спешном порядке разрабатывать учебные программы по данному предмету, окрестили его «учи не пойми что и не пойми как» и очень недовольны данным нововведением. Последствия этого для детей будут худшими и необратимыми.

Законодатели, выступающие за внедрение предмета «Родной язык» в первую обязательную часть учебного плана, прежде всего, должны предоставить педагогическому и родительскому сообществу для ознакомления:

1. Разработанные и лицензированные учебники по родным языкам всех народов России – для носителей языка и «с нуля».

2. Методики по изучению всех родных языков – для носителей языка и «с нуля».

3. Научно обоснованные требования, на основании которых учителя родных языков будут проходить аттестацию по данному предмету.

4. Учителей родных языков (диплом, ВУЗ, квалификация).

Без выполнения всех этих условий никакой предмет не может вводиться в обязательную часть учебного плана и первый же гражданин, подавший в суд, выиграет его.

Именно для того, чтобы гарантированно дать возможность каждому ребенку реализовать право на изучение родных языков (в пределах возможности образовательного учреждения), а также других предметов по выбору, существует вторая обязательная часть учебного плана, в рамках которой не только в республиках, но и по всей стране наши дети смогут выбрать для изучения и свои родные языки, и любые другие предметы этнокультурной или иной направленности, которые может предоставить школа, включая физико-математические и другие науки из первой обязательной части для углубленного их изучения. Ведь России нужны не только филологи и знатоки родных языков, но и специалисты технических направлений, а противники поправок фактически хотят лишить огромную часть детей развития иных способностей и создать тормоз техническому прогрессу России.

Для того, чтобы сохранять родные языки народов России, необходимо проводить систематическую и планомерную научную, методическую и практическую работу прежде всего с их носителями. Всеми этими функциями наделены субъекты Российской Федерации и значительные средства на эти цели республикам регулярно выделялись в течение десятилетий. Где результат?

Почему, например, в Татарстане за эти годы не научили практически ни одного ребенка, изначально не владеющего татарским языком и не живущего в татарской языковой среде, татарскому языку?

Зато породили межнациональную напряженность, которой до внедрения обязательности ежедневного изучения татарского языка в каждой русскоязычной школе с первого по 11 класс, на этой земле – не было, по крайней мере, 500 лет. Все годы, когда принуждали детей не татар (а таких в данной республике большинство) – в школах, семьях, в обществе, интернет-пространстве кипели и бушевали межнациональные споры и раздоры, старательно подогреваемые иноагентами всех мастей. Пора эту практику прекращать, и давно, иное – угроза безопасности и целостности России!

И уже давно необходимо забрать возможность разрабатывать учебники и методики у национальных республик – они с этими функциями не справились, только огромные государственные средства потратили впустую.

Необходимо предоставить лучших специалистов федерального уровня, чтобы возродить научную и методическую школу, которой славилась и дореволюционная, и советская Россия – для выполнения воистину грандиозной задачи – изучения и сохранения языков народов, проживающих в России, полноправных ее граждан. Этой работой надо заниматься не впопыхах и не под давлением национал-сепаратистских сил, ведь это действительно нужное и благородное дело, даже миссия России.

Ни в одной стране мира нет такой государственной поддержки для развития родных языков, нет такого количества национальных школ и нет таких колоссальных возможностей для изучения республиканских и родных языков. И кричат об обратном только настоящие враги России, и нам ли, проживающим в республиках патриотам России не понимать — с какой целью они это делают.

Уважаемые депутаты!

Необходимо прекратить дальнейшие опыты над нашими детьми и образованием, бесконечно внедряя в учебный план новые предметы. Дайте нашим детям возможность получать знания – благодаря первой обязательной части учебного плана и развивать свои способности – благодаря второй обязательной (вариативной) части учебного плана.

Просто выполните, пожалуйста, поручения Президента нашей страны.

Так и только так мы сохраним и достойный уровень образования наших детей, и языки народов России, и межнациональное согласие.

М.Ю. Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КНИТУ-КАИ

В.П. Афанасьев, председатель Комитета по культуре и языковой политике РОО «Собор русских Башкортостана»

Э.Ю. Носов, председатель Комитета по защите прав русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан

Г.Н. Лучкина, зам. председателя Комитета по защите прав учащихся Башкирии, член Комитета по культуре и языковой политике РОО «Собор русских Башкортостана»

И.А. Гнеушева, координатор родительского движения за добровольное изучение бурятского языка

Л.А. Кожевников, член Союза писателей СССР и России, член СП РТ, заслуженный деятель искусств РТ

 

Закрыть меню