Александр Зиновьев: «Уходя, забери урну со своим прахом с собой!». Прах великого русского философа и диссидента развеян на бывшей ивановской земле…

  • Post category:Статьи

Два года назад, группа Союза Русского Народа, принимала активное участие в организации развеяния праха А.А. Зиновьева над местом, где была его родная деревня.

В материалах В.А. Смирнова-члена СРН, руководителя Ивановского отделения общероссийской общественной организации «Журналисты России», освещена жизнь А.А. Зиновьева, отдание последней почести Большому, истинному сыну России.

  1. ЗЕМЛЯ КОСТРОМСКАЯ — ЗЕМЛЯ ИВАНОВСКАЯ

Увеличить »»

Александра Зиновьева, выдающегося русского философа, логика и социолога, изгнанного за пределы СССР за опубликованный на западе роман-антиутопию о советской власти «Зияющие высоты», иногда по уровню масштабов его дарования и исторической роли сравнивают с другим знаменитым диссидентом — Александром Солженицыным. Его жизнь похожа на авантюрный роман. Арестованный в 1939 г. за антисталинские выступления, он бежал и несколько лет скрывался от НКВД. Затем участвовал в Великой Отечественной войне, сначала как танкист, а затем, как летчик-штурмовик. После войны закончил философский факультет МГУ, вместе с философом Мерабом Мамардашвили был участником знаменитого Логического кружка, опубликовал множество книг по логике и социологии. Изгнанный из страны, Зиновьев не присоединился к другим диссидентам, а подобно Солженицыну, не стал сторонником «западной демократии», он отстаивал для России свой самобытный «третий путь» развития России. И как это ни парадоксально, считал советский период «лучшим периодом в истории России», наиболее соответствовавшим коллективистскому менталитету россиян, и позволившему шагнуть стране «от сохи в космос». В 1999 г. он вернулся в Москву, чтобы последние годы жизни провести на Родине.

В пятницу 14 июля прах выдающегося русского ученого, умершего 10 мая, был развеян над местом, где он родился, в д. Пахтино Чухломского района Костромской области. На перезахоронении присутствовал персонально приглашенный на церемонию журналист «ИГ».

Замечу, что до 1938 г., когда произошло очередное разукрупнение областей, деревня Пахтино, где в 1922 г. родился Зиновьев, относилось к Ивановской промышленной области, и таким образом, всемирно известный философ вполне может считаться и нашим земляком.

  1. СОРОК ЧЕРНЫХ РОЗ…

Увеличить »»

Добраться до места, где находилась деревня Пахтино, оказалось непросто. Она исчезла уже более тридцати лет назад и дорога к ней полностью заросла. В 8 часов утра с костромского аэродрома в воздух поднялся вертолет МИ-2, в который села вдова ученого Ольга Мироновна, держа в руках сумку с урной с прахом.

Около двух часов вертолет кружил в воздухе в поисках исчезнувшей деревни (от нее самой не осталось даже щепочки). Наконец, внизу был замечен опознавательный знак — небольшой костер, разведенный на земле ждавшими их племянницей ученого (она живет в соседней сохранившейся деревне) и его учениками. Когда вертолет приземлился, Николай Александрович, младший брат ученого, бывший в родных краях 60 лет назад (еще один брат Зиновьева Алексей Александрович, 82-летний участник войны, по состоянию здоровья остался на земле), узнал и поле, на котором когда-то находилось семь домов небольшой деревни, и место, где стоял дом самих Зиновьевых (у развесистых тополей на краю поля). Здесь был установлен временный памятный знак (портрет ученого) и по всему периметру возложены 40 черных роз. Затем на этом месте вдова Зиновьева развеяла большую часть праха мужа (меньшая часть, согласно ее решению, была захоронена на Новодевичьем кладбище). Прах рассыпался с серебряного подноса, после окончания церемонии, в урну, как просил ученый, засыпали землю родного чухломского края… Ту самую, которую он любил, даже будучи изгнанным с Родины…

О которой он написал незадолго до смерти:



      Бесконечная череда —

      Поезда, самолеты, отели.

      Промелькнули, прошли, пролетели

      Города, города, города.

      Убеждаемся скоро мы,

      Что тоскливо в них так, хоть вой,

      Что хватило бы нам с лихвой

      Костромы, Костромы, Костромы.


  1. «ОН НАЗЫВАЛ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ИЗ УТОПИИ…»

Увеличить »»

Вечером в Костромском Государственном университете имени А.Н. Некрасова состоялся «круглый стол», посвященный оценки философских работ Александра Зиновьева в современном мире и тем проблемам, которые он ставил перед нами: судьба России, политические реформы в стране и задачи общества в переходный период.

Увеличить »»

О том, что философ, придя к пониманию выработки новой национальной идеологии для России, не остановился на этом, а приступил к практическому решению формирования идеологии «третьего пути», высказался лидер общественного движения «Идеологическая инициатива», как раз и созданного для этой цели самим Зиновьевым, Сергей Кучеров. А директор института философии РАН академик Абдусалам Гусейнов сказал: «Зиновьев называл себя человеком из Утопии, имея в виду и советскую реальность с ее жестокостями, и советскую идеологию с ее высокими гуманистическими ценностями. Он сумел их соединить таким образом, что второе не было лицемерным прикрытием первого. Зиновьев лучше, чем кто-либо другой, понимает, что утопия коммунистической идеологии имела мало общего с реализовавшейся утопией советской действительности. Но если общество нельзя переделать в духе утопии, то это вовсе не означает, что и отдельный индивид не мог бы сделать этого в отношении своей жизни».


Постскриптум. По возвращению в Россию вдова ученого Ольга Мироновна Зиновьева в 2001-2002 гг., тоже выпускница философского факультета МГУ, была приглашена на пост советника Президента В.В. Путина, но вскоре ушла из Кремля потому что, по ее словам, «власть по-прежнему хочет слышать только приятное для ее ушей». Теперь она так прокомментировала посмертную волю философа:

— Он считал, что прежней России, в которой он родился, больше не существует. Возникла новая реальность, которая в значительной степени была чужда ему. Оставалось вернуться в ту землю, в которой он родился. Так, как поступил Махатма Ганди и Константин Симонов, чей прах тоже был развеян. И еще. Не могу не вспомнить, что в последних строках его первого и главного романа «Зияющие высоты» есть такая фраза, написанная на крематории: «Уходя, забери урну со своим прахом с собой!» Может быть, не без умысла, но, уходя, Зиновьев решил поступить так, как герои его романа, — забрать свой прах с собой. Но он оставил нам главное — свои книги.



«Ивановская газета».
Орган Администрации Ивановской области.

18 июля 2006 года.



Публикации автора на нашем ресурсе: