Русское население в Северной Осетии

  • Post category:Статьи

Русские – второй по численности этнос Северной Осетии. Согласно последней переписи (2002) из 700 тыс. жителей республики русских было 164 тыс. человек. Из этого числа городского населения 127 тыс. (в первую очередь это проживающие во Владикавказе – около 100 тыс., а также Моздоке, Ардоне и Алагире), остальные около 37 тыс. жители казачьих станиц – Архонской, Николаевской, Змейской и станиц Моздокского района.

Интересы этой значительной части населения было призвано защищать национально-культурное общество «Русь». Но и оно так и не смогло ничего противопоставить оттоку русских из республики. Среди факторов оттока – изменение статуса русского населения, экономический кризис. В СМИ постоянно выносится на обсуждение представительство каждого из народов республики в органах власти. Некоторые общественные организации открыто заявляют о том, что в этой сфере ущемлены права русских граждан. Что и подтверждается статистикой.

В свое время, еще будучи главой Парламента РСО-А, Таймураз Мамсуров открыто признал потери среди русскоязычного населения в промышленной и других сферах республики. Подкрепив свои слова следующим заверением: «Кто вольно и безответственно использует эти проблемы, у кого историческая память коротка, пусть сходит на старинные осетинские кладбища и убедится, что осетины и русские всегда вместе жили, трудились, воевали и уходили в мир иной тоже вместе».

Но прошло время, глава законодательной власти стал руководителем республики, а результата особого нет. Из нынешнего состава кабинета только трое русские. Депутатов 6 из 70 и то, избранные при поддержке партии власти, они не могут объективно выражать интересы русского населения.

Увы, русские инертны, и не их это вина. Скорее беда. Беда в том, что они утратили чувство саморегулирования, раньше эту роль выполняло казачество. Но оно тоже в расколотом и неподъемном состоянии. Каждый тянет одеяло на себя. Не в силах повлиять на ситуацию русские избрали два пути – первый – рассчитывая только на себя как-то выживать – второй – покинуть республику в поисках лучшей доли.

Отток русского (а в целом русскоязычного) населения является одним из главных признаков того, что ситуация в межнациональных отношениях нездоровая. В Северной Осетии и в других северокавказских республик в целом, конечно, нет такого беспредела, как был в Чечне. Однако и здесь, где-то в большей, а где-то в меньшей степени, русские вынуждены жить в атмосфере постоянного психологического давления.

Росту национализма и нетерпимости к русским во многом способствует и политика некоторых местных руководителей. Прежде всего, это дискриминация русских при проведении социальной и кадровой политики. Сегодня русский по определению не может быть представителем власти в силу своей национальности. Проводится целенаправленная политика вытеснения русских с ключевых постов в органах власти и управления. Все чаще имеют место случаи дискриминации в творческой и научной деятельности. Проявлениям насилия в отношении русскоязычных способствует коррумпированность местных правоохранительных органов. Как результат, совершенные в отношении русскоязычных уголовные преступления практически не расследуются.

Те русские чиновники, которые еще остались на своих постах, нужны власти лишь для того, чтобы перед Федеральным центром не выглядеть явными националистами. Но это уже остатки русских чиновников. Пройдет еще несколько лет и их не останется. Уже сейчас, даже когда властям это надо, возникает большая проблема найти какого-нибудь русского для вакантной должности.

Говоря языком цифр можно отметить, что ежегодно Северную Осетию покидают почти 10 тыс. человек. Нельзя сказать, что все это русское население, но, несомненно, большая часть его. На это указывает и следующий факт. Большая часть выехавших не едет далеко, а оседает на Ставрополье и в Краснодарском крае.

Несомненно, среди уехавших есть и большое число осетин. Но при этом необходимо учитывать, что русские уезжают навсегда, а осетины даже уехав не теряют связь с родиной.

Ярким примером того, что русское население покидает Северную Осетию, является Владикавказ. Основанный российской властью изначально как крепость, а затем преобразованный в город он долгое время был главным оплотом русского населения на всем Северном Кавказе. В 1894 году население Владикавказа составляло 49.310 человек, из них русских – 36.756, в 1903 году всего – 55.429 (русских – 47.962), в 1910 году всего – 74.002 (русских 50.533). После лихолетья гражданской войны ситуация немного изменилась. На 1923 год всего 72.069 (русских – 41.618).

Если в конце XIX века русские составляли 70% от всех жителей, то постепенно эта цифра стала снижаться и началу 1970 года достигла 50%. Это снижение было вызвано не оттоком русского населения, а ростом численности других этносов (в первую очередь осетин).

Согласно переписи 1979 года все население Владикавказа было 275.913 человек, из них русских – 118.453 (42,9%), осетин – 110.250 (39,9%). Во многом это был пик численности русского населения столицы Северной Осетии. Начиная с середины 80-х годов количество русских только снижалось. По переписи 1989 года в городе всего 298692 жителей, из них русских 108.184 (36,2%), осетин 138.769 (46.4%).

Не менее безрадостное положение с русским населением и в целом по Северной Осетии.

Годы

1939

1959

1970

1979

1989

2002

Всего

329.205

450.581

552.581

592.002

632.428

710.275

Русские

122.614

178.654

202.367

200.692

189.159

164.734

Осетины

165.616

215.463

269.326

299.022

334.876

445.310

Если исключить Моздокский район, то почти все русское население остальной части Осетии живет во Владикавказе, где русские составляют треть жителей. При этом они не имеют своих представителей в городском собрании, почти нет русских и на руководящих постах в городской администрации. Нет русских и среди влиятельных бизнесменов. Русские во Владикавказе фактически оказались людьми второго сорта.

Власти республики для галочки могут провести какой-нибудь концерт, организовать чествование ветеранов (и то не всех, а лишь избранных), а в это время другие русские не найдя себе достойное место в обществе пакуют чемоданы.

Кто-то может сказать, что ничего плохого в миграции русского населения нет, что это обычный процесс, когда распадается империя, то имперская нация возвращается в свою метрополию. Но здесь необходимо помнить, что для большинства русских Осетия не вторая родина (как некоторые любят утверждать), а первая и единственная. Многие здешние русские являются потомками тех, кто поселился здесь еще в первой половине XIX века, когда на осетинской равнине и осетин то, почти не проживало. А теперь тот, кто несколько лет назад бросив свою родину за Кавказским хребтом, нашел приют здесь, начитает упрекать русских, что они «понаехали в его Осетию».

Кроме всего русское население на Северном Кавказе было не оплотом имперской политики России (как любят утверждать некоторые деятели), а играли роль своеобразного буфера, связующего звена между коренными народами, а потому были востребованы и значимы. Русские, живущие здесь хорошо знакомы с местными традициями и обычаями, национальной психологией народов Северного Кавказа. Они давно заняли свою нишу, которая позволяла им до последнего времени вносить свой вклад в развитие региона.

В прямом виде национализма в Северной Осетии как не было, так и нет. Но есть казавшееся совершенно невинным местничество, которое называется теперь куда более грозно – клановость.

Клановая структура общества характерна для Северного Кавказа. Советская власть всего лишь приостановила действие традиционной многовековой системы взаимоотношений на 70 лет. Теперь схема возвращается, в нее не вписаться русским, а вместе с ними и всем, кто не относится к «допущенным к столу». Кстати поэтому из республики стремятся уехать не только русские, но и многие представители коренного народа, у которых также нет никаких перспектив.

Особо хотелось бы отметить, что, как известно, свято место пусто не бывает. Сегодня место русскоязычных граждан (в большинстве своем квалифицированных специалистов, представителей интеллигенции) занимают беженцы, прежде всего чеченцы, курды, переселенцы из Закавказья, а также турки-месхетинцы. В большинстве случаев, не имея работы, они пополняют ряды криминалитета. Зачастую пришельцы незнакомы с местным укладом жизни, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций с местным населением.

Отток русскоязычных в целом ведет к нарушению сложившейся здесь демографической ситуации. Возникает и ряд других серьезных проблем. Все это только усугубляет и без того непростую ситуацию на Северном Кавказе. Поэтому проблема положения русскоязычных затрагивает интересы и титульного населения республик. Остается только надеется, что понимание этого все же придет к тем, кто бы мог в силу своего положения и авторитета в обществе изменить ситуацию к лучшему. Замалчивая действительное положение дел в этой сфере, мы похожи на страуса, который прячет голову в песок. У нас говорят «Кавказ без русских – Россия без Кавказа».

Валерий Храбрых, Координатор СРН в РСО-Алания.