Андрей Бунич: Российский проект бюджета — абсолютно нереалистичный

Сегодня главная российская экономическая тема — проект федерального бюджета на 2021–2023 годы, который был принят депутатами Госдумы в первом чтении. Главная изюминка этого бюджета заключается в том, что в течение всего трехлетнего периода прогнозируется дефицит с трендом на сокращение.

Корреспондент Агентства СЗК побеседовал на бюджетную тему с Андреем Буничем, кандидатом экономических наук, президентом Cоюза предпринимателей и арендаторов России.

— Насколько, с Вашей точки зрения, нынешний проект бюджета способен помочь нашей экономике если не совершить прорыв, то хотя бы достойно выдержать кризисные явления, вызванные множеством факторов и не в последнюю очередь последствиями пандемии?

— Принятый в первом чтении в Госдуме РФ — абсолютно нереалистичный, а в нынешних условиях, я бы даже сказал, вредный. Первый, и главный его минус в том, что он не учитывает изменившиеся условия в мировой и в российской экономиках. Те, кто верстал нынешний бюджет, как будто то не видят новой реальности и, видимо, считают, что это всё временно, и через какое-то время всё вернется к той парадигме, к которой они привыкли. И в былые годы аналогичный подход авторов наших бюджетов вызывал очень много вопросов, а сейчас он выглядит чуть ли не безумным.

Сейчас в нашей экономике образовалась дефицитная дыра в 7 трлн рублей. Она затрагивает бюджеты всех уровней, включая различные фонды. И эта дыра — структурная, а никак не временная. И связана она с тем, что на наших внешних рынках (в первую очередь, сырьевых) уменьшились доходы. И нет никаких шансов (из-за технических, экологических, геополитических, эпидемиологических и других причин), что уровень этих доходов через энное время вновь вернется на приемлемый для нас уровень. Взять хотя бы многочисленные экологические программы Запада по ограничению потребления невосполнимых углеводородных ресурсов. С моей точки зрения, сегодняшний уровень потребления нефти и газа в западных странах (основных наших потребителей) — это максимум, который из года в год будет сокращаться.

Между тем, авторы бюджета почему-то считают, что в следующем году будет наблюдаться рост наших нефте- и газодоходов, и дефицитная дыра сократится до 2.5-3 трлн рублей. На самом деле, эта «дыра» станет ещё больше, чем сегодня. Дело в том, что в проекте бюджета заложены нереальные доходы, которые авторы проекта рассчитывают получить благодаря налогам. Однако в той сложной экономической ситуации (в первую очередь, вызванной последствиями от эпидемии) необходимо будет, чтобы не вызвать коллапса, наоборот, продлять какие-то налоговые льготы, вводить новые, повышать доходы населения и так далее. И речь в данном случае, как показывает практика, идет о суммах порядка 1-2 трлн рублей. Более того, для стимулирования экономики в таких условиях требуется вообще снижать налоговое бремя, а не повышать, как планируют авторы проекта бюджета. В общем и целом, с моей точки зрения, правительство неизбежно столкнётся с тем, что часть налогов не будет собрана.

— А что можно сказать по расходной части бюджета?

— С моей точки зрения, и расходная часть бюджета нереальная. Сейчас выясняется, что нам жизненно необходимо создавать целые отрасли экономики, причем чуть ли не с нуля — авиастроение, производство электроники и др. А где источники финансирования? Частные инвестиции крайне затруднены, иностранные фактически невозможны — в реальности можно рассчитывать исключительно на государственное финансирование. И авторы бюджета придумали выигрышный, с их точки зрения, ход — занимать необходимые средства. Но под что они собираются занимать? Под дыру в бюджете? Фактически это перекладывание госдолга на плечи следующих поколений. Я считаю, что единственно реалистичный подход к займам — брать их под совершенно реальные инвестиционные программы. Все остальные варианты — утопия.

— Авторы проекта заложили довольно высокий курс доллара по отношению к рублю. Что это значит?

— Да, курс 73 рубля за доллар — уже сейчас нереалистичный. И в дальнейшем он не будет соответствовать реальности. Для чего это сделано? Исключительно в интересах нашего Минфина, которому игра на курсах развязывает руки, чтобы как-то свести концы с концами с исполнением бюджета. А между тем, бюджет по заведомо заниженному курсу рубля фактически провоцирует секвестр (сокращение) расходной части и одновременное повышение налогов. И то, и другое не нужно категорически.

Беседовал Вадим Лапунов, Агентство СЗК

Источник: Агентство СЗК

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Закрыть меню