Осторожно, эмигранты!

  • Post category:Статьи

О белых, но не пушистых.

Вопросы примирения с “соотечественниками за рубежом” — постоянная тема российских СМИ, особенно в связи с грядущим 100-летием окончания Гражданской войны. Увы, “девятый вал” дезинформации привёл к тому, что 99% населения отождествляют русскую эмиграцию конца XIX — начала ХХ века с белогвардейской эмиграцией.

На самом деле “белые поручики”, культ которых насаждает наша медиаиндустрия, составляет менее 1% эмигрантов из России, оказавшихся за рубежом к 1923 году.

Начну с того, что и советские, и либеральные историки напрочь забыли о 7 миллионах подданных Николая II, убежавших от него с 1894 по 1914 год. Причины эмиграции — политические и религиозные преследования в России. Многие интеллигенты не подвергались преследованию, но у них была просто аллергия на “голубые мундиры”. Ну а подавляющее большинство людей уезжали из страны просто в поисках лучшей доли.

Сотни русских эмигрантов стали миллионерами в Европе и, особенно, в Америке. Так, все основные студии Голливуда были основаны шестью выходцами из Минска, Варшавы и Рыбинска.

Про эту великую эмиграцию не желали писать ни советские, ни антисоветские историки. У неё даже нет названия. Эмигранты 1917-1922 годов называются “первой эмиграцией” (“первой волной”); эмигранты 1941-1950 годов — “второй эмиграцией” (“второй волной”). Посему я ввёл в оборот термин “нулевая эмиграция”, под которой понимаю людей, уехавших из России до 1917 года.

А сколько людей оказалось в первой эмиграции 1917-1922 годов? По подсчётам Лиги наций и Красного Креста, около миллиона. Ряд историков-монархистов удваивает эту цифру. Но в любом случае эмигрантов-белогвардейцев, то есть людей, покинувших Россию из политических соображений, было не более 300 тысяч.

Остальные бежали от ужасов Гражданской войны, творимых белыми, красными, махновцами, петлюровцами и так далее. Среди них были и те, кто “эмигрировал” вместе со своими домами и могилами предков. Речь идёт о русскоязычном населении Привисленского края, Прибалтики, Финляндии, западных земель Украины и Белоруссии, Карской области и других территорий, насильственно отторгнутых от России в 1917-1921 годах.

Либеральные СМИ уже 30 лет доказывают нам, что в 1917 году из России уехала элита, лучшие люди империи: полководцы, экономисты, учёные, деятели искусства. Безусловно, среди покинувших Россию в 1917-1922 годах по политическим причинам были сотни талантливых людей. Но остальные эмигранты и, в первую очередь, белые офицеры, покинули страну, чтобы не прозябать в нищете.

Подведём итог. С 1894 по 1923 год из России уехало около 8,5 миллиона человек, из которых примерно 300 тысяч были участниками Белого движения. Из них только около 100 тысяч в 1920-1930-х годах стали членами антисоветских террористических организаций типа РОВС и фашистских партий в Японии, Германии и Франции.

Члены РОВС организовывали нападения на пограничные заставы и деревни в Белоруссии и на Украине, а харбинские белогвардейцы регулярно нападали на населённые пункты Дальнего Востока. В Европе террористы убили нескольких советских дипломатов.

Убивали и своих. Например, в 1922 году в ходе покушения на Милюкова убили кадета Набокова (отца писателя). Белый офицер Павел Горгулов, близкий в 1921 году к Борису Савинкову, 6 мая 1932 года убил французского президента Поля Думера. Правда, в этом случае вся белая эмиграция отвернулась от Горгулова. Всего белогвардейцы в Европе убили несколько десятков человек, но казнён был только Горгулов.

1 августа 1936 года харбинская газета “Наш путь” — центральный печатный орган “Российской фашистской партии” — опубликовала интервью испанского профессора Е. Афенисио под заголовком “Испанское восстание подняли русские эмигранты, чины Иностранного легиона в Марокко”. “Вы знаете, кто поднял восстание у нас, в испанском Марокко? — спросил профессор. — Это сделали, как я совершенно убеждён, ваши русские эмигранты”.

Тут господин профессор малость преувеличил. Однако участие белоэмигрантов в первые дни мятежа сыграло важную роль в успехе генерала Франко.

Замечу, что первые советские добровольцы стали прибывать в Испанию только в конце октября 1936 года, спустя два месяца после начала мятежа Франко. В Испанию же первые русские белогвардейцы приехали воевать уже в 1921 году, вступив в состав образованного в 1920 году испанского Иностранного легиона. Этот легион вёл боевые действия в Марокко против восставших племён рифов.

В ночь на 15 сентября 1937 года в налёт на испанский город Альканьис недалеко от Сарагосы отправился бомбардировщик мятежников Ю-52/3М с грузом 1,5 тонны бомб. За штурвалом был капитан Всеволод Михайлович Марченко. В те годы ночных истребителей ещё не было, но Марченко не повезло — откуда-то появился республиканский И-15.

По отзывам советских пилотов, Ю-52/3М обладал высокой живучестью. Но пилот “Ишака” не отставал и всаживал в “Юнкерс” очередь за очередью. Убит второй пилот, выведена из строя пулемётная установка. И вот уже бомбардировщик запылал. Марченко выбросился с парашютом, но нарвался на республиканский патруль и был убит. С тех пор Марченко объявлен героем России. 14 сентября 2014 года группа русских устроила в Мадриде на его могиле пышную панихиду.

А вот пилота испанского И-15 сейчас никто и не вспомнит. Иван Трофимович Ерёменко воевал в Испании с мая 1937 года по 6 февраля 1938 года и был дважды награждён орденом Красного Знамени и Звездой Героя Советского Союза. Причём последнюю награду он получил именно за бои под Сарагосой. К 9 мая 1945 года генерал-лейтенант Ерёменко командовал ВВС Киевского военного округа.

Любопытно, что господа, восхищающиеся Марченко, одновременно обличают германских пилотов, бомбивших Гернику: “Ах, ах! Пикассо! Герника!”

В конце 1920-х годов в Германии возникло несколько русских фашистских группировок, большинство из которых объединились в РОНД (Русское освободительное национальное движение). С 1933 года им руководил белогвардеец, генерал-лейтенант князь Павел Авалов.

В конце 1938 года гестапо арестовало “русского фюрера”, но не за политику, а за финансовые аферы. В ходе личного обыска с князя Авалова спустили кальсоны, и… Оказалось, князь Авалов за деньги купил этот титул, а сам в действительности был сыном тифлисского ювелира еврея Рафаила Бермонта. Руководство Рейха не знало, что делать с Аваловым-Бермонтом. Выручил благоволивший князю дуче Муссолини, который попросил отправить бедолагу в Италию, откуда Рафаилович перебрался в США, где занялся выгодным бизнесом.

РОНД и другие фашистские организации в Германии просуществовали до 23 августа 1939 года. А затем их прикрыли. Не знаю, была ли причиной ликвидации русского фашистского движения секретная статья Московского договора 1939 года, и Гитлер хотел сделать приятное Москве. Но в любом случае русское фашистское движение в Германии более не возрождалось.

За три недели до начала войны с Германией руководство РОВС обращалось к командующему вермахтом фельдмаршалу Браухичу с предложением предоставить РОВС в распоряжение командования вермахтом. До 22 июня германское командование хранило молчание, а после категорически отказало. Германские генералы всерьёз считали РОВС подставной конторой НКВД.

Оскорблённое руководство РОВС приняло решение разрешить отдельным членам организации вступать в ряды вермахта и СС. В 1941-1945 годах многие русские фашисты служили в вермахте и германской оккупационной администрации переводчиками. Русских частей у немцев не было, а отдельные лица служили при боевых частях в качестве “хиви”, то есть добровольных помощников.

Исключение представлял только русский Охранный корпус, сражавшийся в 1941-1945 годах вначале против югославских партизан, а позже — против Красной армии. 80% участников корпуса были офицерами-белогвардейцами. Ну что ж, когда-то сербы приютили врангелевцев, и те их “отблагодарили” сполна.

Примерно то же самое наблюдалось и на Востоке. В 1920-х годах в Харбине, Йокогаме и Шанхае возникло несколько фашистских партий.

В 1923 году в Мюнхене возникла ещё одна русская фашистская партия — “Молодая Россия”, переименованная в 1925 году в “Союз младороссов”. Её возглавил 24-летний Александр Казем-Бек. Он называл себя ротмистром Белой армии, но следов его участия в боях я не нашёл.

Во второй половине 1920-х годов Казем-Бек и всё руководство партии младороссов перебазируются в Париж. В сентябре 1933 года в Берлине проходит конференция русских фашистов. Германию представляет Авалов, харбинских фашистов — А.А. Вонсяцкий, Францию — Казем-Бек. Однако из-за разногласий, вызванных амбициями вождей, создать русский фашистский интернационал не удалось.

С началом Второй мировой войны французское правительство отправило Казем-Бека и 30 руководителей младороссов в концлагерь как германских агентов. Во время разгрома Франции летом 1940 года им удалось освободиться. Но вскоре их начали сажать уже немцы, считая, что в руководстве младороссов засели агенты НКВД.

Казем-Бек бежит через Испанию в США. В начале 1950-х годов он попадает “под колпак” ФБР. 18 сентября 1956 года Казем-Бек бросает семью и улетает в Прагу, а затем в Москву. 16 января 1957 года в статье в газете “Правда” он уже обличает американский империализм. Дорого я бы дал, чтобы узнать, в каком чине служил в НКВД бывший белый ротмистр Казем-Бек.

По мнению либеральных СМИ, русские фашисты и те, кто воевал на стороне Гитлера в 1941-1945 годах, составляют ничтожный процент русской эмиграции. Согласен, если речь идёт о 7 миллионах эмигрантов “нулевой волны” и 1,5 миллиона эмигрантов “первой волны”, а также их потомках.

Из этих 8,5 миллиона не более 2% состояли в русских фашистских партиях, в антисоветских террористических организациях и воевали на стороне стран Оси.

С восемью миллионами эмигрантов, уехавших за рубеж от самодержавия и ужасов Гражданской войны, и их потомками не было и нет никаких оснований примиряться гражданам СССР и Российской Федерации, поскольку они никогда и не ссорились. В 1947-1960 годах в советские порты приходили десятки пароходов с эмигрантами: армянами, казаками-некрасовцами и другими. И всегда их встречали с оркестрами и цветами.

А с остальными надо разобраться в соответствии с нормами международного права, существовавшими с 1900 по 1945 год.

В 1918-1922 годах белогвардейцы были стороной Гражданской войны. После перехода на нейтральную территорию они были обязаны разоружиться в 24 часа, а иначе, согласно международному праву, считались бандитами.

Надо ли доказывать, что РОВС и фашистские партии являлись бандитскими, террористическими организациями? К их потомкам претензий, естественно, быть не может. Но не может и быть речи об увековечивании памяти террористов — установке памятников, прославлению в кинофильмах и телепередачах.

Александр Широкорад

Илл.: участники трёхсторонней конференции русских фашистов в Берлине (1933 год)

Источник: Завтра

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments