Читал русскую историю как Жития святых

К 160-летию кончины основоположника славянофильского движения Константина Аксакова.

Константин Сергеевич Аксаков (29.03.1817 – 7.12.1860), русский писатель, историк. Один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С.Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). В 1840 г. вместе с Ю.Ф. Самариным примкнул к кружку А.С. Хомякова и стал в 1840–50-е одним из наиболее видных славянофилов.

В 1846 г. публикует свою магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Свои общественно-исторические взгляды выражал в исторических работах: «Об основных началах русской истории» (1861), «Родовое или общественное явление был изгой?» (1850), «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» (1852), «Семисотлетие Москвы» (1846), «Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома» (1851), «Замечания на статью г. Соловьева…» (1857), а также в стихотворениях: «Возврат», «Петру», «Москва», «Безмолвна Русь» и др., и в драматических произведениях, особенно в драме «Освобождение Москвы в 1612 году».

Свою историческую концепцию К.С. Аксаков противопоставлял западнически взглядам С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. История России, по мнению А.К. Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории – народа (земли) и государства (власти) – ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали («сила власти – царю, сила мнения – народу») вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить «землю».

Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной – основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе Православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и Церкви. Западная цивилизация рассудочна, там «внутренняя правда» христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт – воплощение нравственного союза людей, не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций как две «отдельные союзные силы». Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь. «Русский народ, – писал А.К. Аксаков, – есть народ не государственный. Именно этим объясняется многовековая тишина внутри России». Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом. Аксаков представил Александру II «Записку о внутреннем состоянии России», в которой, в частности, упрекал правительство за «подавление нравственной свободы народа и деспотизм, ведущий к нравственной деградации нации».

Д.К.

Источник: Русский Вестник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Закрыть меню