Для чего мы живём?

Честному человеку во все времена жилось нелегко, но ныне — особенно трудно.

Владимир Даль толковал жизнь в тройном измерении: в обширном смысле, тесном понимании и высшем значении. Обширный смысл, по Далю, сводит жизнь человека исключительно к питанию и усвоению пищи. Тесное понимание расширяет смысл жизни человеческой особи до осуществления необходимых физических усилий и проявления непроизвольных чувств. И только в высшем значении, когда жизнь человека переходит в стадию «бытия», она неразрывно связана с душой, подчинена душе и даже тяготеет к умерщвлению плоти. В последнем случае речь, по-видимому, идёт о монахах-аскетах, презирающих «бренную» плоть и жаждущих жизни исключительно в духе.

Может ли кто-нибудь сегодня сказать, в каком из этих трёх измерений мы сегодня реально живём, в чём видим смысл своего появления на земле и к чему стремится человечество, чтобы реализовать своё предназначение, определённое всем ходом развития человека от первобытных времён до наших дней? Чем больше я думаю и анализирую текущие события, происходящие в мире и нашей стране, тем больше прихожу к мысли, что человечество и каждый из нас всё более утрачивают третье измерение и существуют исключительно в первых двух, заботясь лишь о хлебе насущном, минимуме телодвижений и удовлетворении примитивных желаний.

Немецкий педагог и философ Освальд Шпенглер (1880–1936), говоря о «Закате Европы» (1922), пришёл в ужас от обнаруженного им стремительного вымывания в западноевропейской цивилизации культурной составляющей. Но он и помыслить не мог о том, что совсем в недалёком будущем (а именно — в наши дни) уже сама западноевропейская цивилизация будет вымываться первобытным варварством и дикостью. Однако именно это происходит сейчас в западном мире, в котором пресловутая «цивилизованность» рвётся в клочья раздутыми до безумия эгоизмом, бессердечностью и алчностью. И эта опасная болезнь с очагом заразы в США всё более охватывает элиты европейских стран.

Разумеется, в индивидуальном плане в мире и в нашей стране счастливо живут и честно трудятся тысячи порядочных людей, сохраняющих здравый смысл и безустанно заботящихся о душевной чистоте. И, возможно, лишь благодаря им современный мир всё ещё сохраняет в себе спасительные черты человечности. Но, во-первых, вовсе не они сегодня делают погоду в мире, в значительной мере отданном во власть людей бесчестных и бессовестных. А во-вторых, миллиарды людей, представляющих огромное нравственное «болото», существуют безвольно, буднично, инертно переходя из одного дня в другой, от одной заботы – к следующей и предельно ограничивая себя в мыслях, желаниях и потребностях. И даже не сознавая того, что это – не жизнь, а прозябание.

Здесь возникает множество вопросов. Вот некоторые из них, может быть, самые главные. Почему так мало в наши дни людей порядочных и достойных и, соответственно, так велика масса инертных индивидуумов, ведущих полуживотный образ жизни? Так ли уж порядочны и достойны те, что заботятся лишь о личном счастье? Безликая людская масса инертна сама по себе или её сознательно делают таковой люди, стоящие у власти? Почему в так называемом «демократическом мире» власть, как правило, оказывается в руках людей бессовестных и бесчестных. Куда ведут мир или хотят привести человечество люди, лишённые чести, совести и человеческого достоинства? И сознают ли они сами гибельность того пути, по которому ведут других людей, и глубину той пропасти, в которую хотят обрушить человечество?

Ответы на эти вопросы в принципе не так уж сложны, но предельно затруднены смысловыми увёртками, лукавыми недомолвками и откровенной ложью, напластованными в подходах к каждому из них. Возьмём, к примеру, существующую диспропорцию между порядочностью и инертностью. Честному человеку во все времена жилось нелегко, но ныне — особенно трудно. Ему ещё простят честность с самим собой, но честность с другими людьми в наши дни непростительна.

Очень непрост ответ на вопрос о «болоте». Инертность и безучастность «толпы» всегда обострённо воспринимались лучшими людьми и всей нравственной элитой, считавшими их изменой Богу и предательством человечности. Подлежащая жёсткому осуждению инертность – это та, что является проявлением «мёртвой души», будучи реакцией уже не человека, а робота, человекообразного зомби. Есть и иная инерция — инерция защитного свойства, инерция учёта несоизмеримости сил, определяемая народной пословицей – «плетью обуха не перешибёшь».

Но есть и третья разновидность инерции – инерция сбережения и накопления сил, инерция отложенного бунта, инерция подспудно нарастающего нравственного протеста огромной силы, сопоставимого с ядерным взрывом. Именно к этому, третьему виду инертности я отношу ситуацию в современной России. В нынешнем мире инерцию «мёртвых душ» демонстрирует элита (прежде всего «глубинное государство») Соединённых Штатов Америки. Подыгрывающие США в разной мере Европа, Китай и Индия пока сохраняют приверженность к инерции защитного свойства. Исламский мир расколот надвое, и его нравственный бунт умело направляется внутрь самого этого мира. И только России предназначается ныне роль «жертвенной коровы», причём не только благодаря накапливаемой в ней собственной взрывной энергии, но и провоцируемому внешними силами бунту, в первую очередь со стороны США с их инерцией либерально-буржуазного тоталитаризма.

Теперь — о «демократическом мире». Чем дольше мы живём в этом фальшивом мире и чем глубже погружаемся в его бездну (вернее – тонем в ней), тем очевиднее становится, что на самом деле в этом политическом мираже не может быть ни подлинного мира, ни настоящей демократии. По сути дела, так называемые демократические процедуры представляют собой не что иное, как соревнование в бессовестности и бесчестности, в котором побеждает сильнейший не вообще, а именно во лжи и обмане. Президентские выборы в США в 2020 году продемонстрировали только это и ничего более.

Глядя на совершенно обезумевших в конце президентской гонки Дональда Трампа и Джозефа Байдена, нормальными людьми их вряд ли назовёшь. Не назовёшь психически здоровыми и стоящие за ними толпы людей, особенно тех, что штурмовали Капитолий, осквернив жертвенной кровью этот освящённый демократическим благовонием «Храм на холме». Но это были только те, кто находился на виду, на переднем плане политической авансцены. Управляли же этими событиями люди с трезвой головой, которые мастерски дёргали за нити и верёвочки, находясь за кулисами и будучи истинными режиссёрами этого политико-театрального фарса. Трамп и Байден в этом театре абсурда – всего лишь актёры, а толпы людей – не более чем массовка. Политические пьесы ставят другие люди, и, если этих «других» вполне устраивают царящие в мире хаос и бедлам, следовательно, эти люди методами Лжи и Обмана сознательно ведут мир к погибели, уготавливая человечество к жертвенному закланию.

В последнее время, отмеченное локальными войнами, «цветными» революциями, разного рода санкционными действиями, родилось понятие «управляемого хаоса». Но, когда обратная волна локальной войны, цветной революции и жёсткого цензурирования информационных потоков докатилась до самих США и превратилась в цунами, стало ясно, что ситуация в США и мире вышла из-под контроля и хаос превратился в подлинный, настоящий, — то есть никем не управляемый.

Разумеется, после выборов политические и социальные страсти в США потихоньку улягутся, бюрократическая машина наведёт внешний лоск и восстановит относительный порядок, власть и народ займутся своими привычными повседневными делами. Жизнь в США войдёт в обыденное русло, и «цивилизованный мир» облегчённо вздохнёт. И вздох этот будет означать – «слава Богу, пронесло!». Но обрадуется только часть мира. Другая часть, тоже значительная, уточнит: «ПОКА пронесло!», — и с тревогой подумает о возможном новом рецидиве человеческого безумия, причём — довольно скором и, может быть, ещё более сильном.

К сожалению, приходится признать, что не только мировой лидер – США, но и весь «цивилизованный мир» вступили ныне в затяжную (если не бесконечную!) полосу умственного и духовного пароксизма, когда всплески эмоционального раздражения и социального дискомфорта будут неизменно повторяться, причём во всё более ускоренном темпе и с нарастающей силой. Лекарство от этой опасной и заразной болезни, конечно, существует, но применение его весьма затруднительно. Речь может идти только о том, что каждому человеку и миру в целом надо неотложно и всерьёз заняться решением запущенных проблем души и восстановлением природной мощи здравого смысла.

Но человеческая душа – это океан эмоций, интуиций и наитий, с его приливами и отливами, грозными штормами и коварными подводными течениями. Пускаться в этот океан без надёжного судна, чётко осознанной цели и точных навигационных приборов – совершенно гиблое дело. Без лоции и лоцмана здесь никак не обойтись. Таким душевно-духовным лоцманом во все времена, по крайней мере, на Руси, служила человеческая совесть.

Владимир Даль посвятил понятию совести целую оду в прозе. По Далю совесть – это нравственное сознание и нравственное чувство; внутреннее сознание добра и зла; тайник души; чувство, побуждающее к истине и добру и отвращающее от лжи и зла; любовь к добру и истине; прирождённая правда. Здесь следует обратить внимание на два момента. Первый – это то, что, высказывая собственные суждения, Даль стремился согласовать их с мнением русских народных мудрецов, выраженным не только в пословицах и поговорках, но во всём народном творчестве. То есть он формулировал, по сути, квинтэссенцию народной мудрости. Второе – это то, что Даль трактует совесть как двуединое понятие, включающее в себя не только чувство, но и сознание. Причём сознание и чувство, побуждающие человека стремиться к истине и добру.

Одной из главных душевно-духовных проблем нашего времени, загаженного абсолютной ложью и полным бессердечием либерализма, является задача пробуждения совести как в отдельном человеке, так и во всём человечестве. Русский народ в своё время выразил эту проблему пословицами: «Робка совесть, пока не заглушишь её»; «Богатый совести не купит, а свою погубляет»; «Что того и совестить, у кого нет совести». Как ни странно, но это всё проблемы нашего времени: и глушение совести, и загубленность её у богатых, и наличие массы людей с отсутствующей совестью. Наши предки эти проблемы так или иначе решали, раз мы живы до сих пор. Следовательно, решим их и мы, если как следует возьмёмся за дело.

В 1961 году в ГДР вышел фильм «Совесть пробуждается». Он был основан на реальных событиях жизни немецкого генерала Рудольфа Петерсхагена, изведавшего ужасы боёв в Сталинграде, назначенного потом комендантом города Грейфсвальд, сдавшего город без боя советским войскам и, наконец, обвинённого американцами в шпионаже и просидевшего несколько лет в тюрьме. Пробуждением совести для героя фильма стали крепнущие антифашистские убеждения, любовь к родине, проявление симпатии к советским людям и осуждение США за массовое амнистирование военных преступников. То есть в данном случае пробуждение совести и явление души в человеке нашли выражение не в абстрактных рассуждениях, а в конкретных убеждениях и поступках благородного свойства.

По-видимому, и нынешней России для пробуждения в ней совести после 30-ти летней либерально-буржуазной спячки не обойтись без своих героев. В этом принципиально важном для нашей страны и человечества деле чрезвычайно значим первый шаг, но шаг подлинный — жертвенный, искренний, честный, человеколюбивый и самоотверженный. Может быть, даже не шаг, а крик. Кто-то из нас, известный или неизвестный, должен, наконец, подняться с колен, встать во весь рост, набрать полную грудь воздуха и крикнуть во весь голос: «Люди! Так жить нельзя! Довольно лжи и обмана! Разве можно мерить человеческую жизнь долларами, рублями и копейками! Давайте жить честно и достойно, по-людски, по совести! Ведь именно в этом и состоит смысл человеческой жизни!»

Убеждён, что этот громкий крик, этот страстный голос в нынешней России, досыта наевшейся либеральной лжи и обмана, не останется гласом в пустыне. Пробуждение людей будет, обязательно состоится, не может не состояться. Пусть сначала это будет узкий круг, но пойдёт цепная реакция, которая должна завершиться обновлением и возрождением души России — очередным её обновлением и возрождением на новом, более высоком витке развития. Так будет, так должно быть, так не может не быть в человеческом мире!?

Александр Афанасьев

Источник: Слово

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Закрыть меню