Дружба народов – фасадные картинки или реальные дела?

О дружбе народов у нас любят говорить, писать и показывать везде, всегда, по поводу и даже без него.

Причем не вкладывая даже доли подлинных смыслов в это взаимодействие людей разных этносов на ниве созидания и взаимовыручки.

Зачастую ассоциируется эта тема лишь с песнями и плясками этих самых разных этносов. Да ещё доходит до того, что в связи с дружбой народов про русских в России забывают, как будто о пустой породе, заполняющей пространство между драгоценными камнями.

Всё же реальная дружба народов базируется на более значительных и системных вещах. Многоцветие языков и культур, не как глубинных явлений, а как поверхностная этника – лишь красивая фасадная картинка, которую любят использовать наши чиновники и некоторые СМИ.

Сами по себе термины «дружба» и «добрососедство»– какие-то розовые, не основательные. Как могут «дружить» два народа, если большинство их представителей вообще не знакомы лично? Выражение «мир и согласие» здесь более уместно. Причём согласие в смысле договора, а не соглашательства.

Итак, что же является основой мира и согласия народов?

Первое – это территориальное соседство и формирование общности интересов для соседствующих народов.

Второе – контроль и сдерживание объективных противоречий между группами, составляющими тот или иной народ.

Каждому отдельному человеку любой этнической принадлежности нужно примерно одно и тоже: возможность растить, кормить и содержать детей, создавать и обустраивать жилища, трудиться. Если только не произошла капитальная поломка в первом или втором основании “мира-согласия” или у целых этнических групп не развилось коллективное безумие, то невозможно, чтобы каждая сторона с ножами в руках стремилась как можно больше уничтожить представителей другой стороны.

Но есть ещё и третий важнейший фактор – отношения между конкретными людьми, человеческие поступки. Если первые два фактора – социальные и управляемые, то все случаи взаимоотношений между отдельными людьми или семьями и их конкретные поступки в своей совокупности являются лучшим содержанием этого самого мира и согласия.

Давно воспринимаются пустыми подобные банальные высказывания: «Не бывает хороших или плохих народов, в каждом народе есть прекрасные люди и негодяи». Не надо пустых рассуждений, важны только конкретные взаимоотношения и поступки.

Вот по поводу конкретных взаимоотношений и поступков приведу свежий пример из жизни.

В Казани, особенно в техническом университете, где я работаю, почитаем  наш студент-первокурсник, боец боевой комсомольской дружины (БКД) Артём Айдинов, погибший от бандитского ножа в 1965 г.

Артём Айдинов

Это убийство комсомольского активиста на боевом посту вызвало тогда колоссальный резонанс и послужило огромным стимулом к многократному умножению рядов бойцов БКД. На похороны пришло, как писали местные газеты в том году, полгорода.

В Казани его именем названа улица, где установлена памятная доска. Его же имя носит школа №71, где Артёму установлен памятник.

6 декабря, в день гибели Артёма Айдинова, ежегодно проводятся торжественные мероприятия с обязательным посещением этих памятных мест и возложением цветов.

У памятника А. Айдинову, 6 декабря 2014 г.

В мае нынешнего года ректор КНИТУ-КАИ посетит  Тбилиси, столицу Грузии. Едет он туда не только по своим ректорским делам, но и потому, что именно в этом городе похоронен учившийся в его вузе Артём Айдинов! И навестить его могилу, возложить на неё цветы ректору КНИТУ-КАИ было бы, конечно же, символично.

Но вот беда: как оказалось, место расположения могилы Артёма Айдинова на кладбище в Тбилиси определить весьма проблематично.

Дело в том, что ещё в 1992 г. все родные Артёма покинули Тбилиси, продав там квартиру.

У меня есть знакомый грузин. Бизнесмен, достаточно активный человек, за ним масса благотворительных дел, как православным церквям, так и конкретным нуждающимся людям. Зовут его Георгий Пурелиани, тоже в нашем КАИ когда-то учился. Не настолько приятель, чтобы вдруг кинуться помогать. Но я решил позвонить ему с вопросом, нет ли у него знакомых в Тбилиси, и не может ли он помочь отыскать эту могилу. Георгий сразу же согласился.

Позднее он перезвонил мне и сказал, что по его просьбе могилу Артёма Айдинова разыскали и даже прибрались на ней, поскольку вид у неё был заброшенный и неухоженный.

Как выяснилось, Георгий попросил своего двоюродного брата, живущего в Тбилиси, оказать эту помощь. Амиран – так зовут брата Георгия Пурелиани – организовал целое расследование. Сначала пришёл в школу №52, где Артём Айдинов учился. И хотя там есть музей его имени, информации оказалось мало. Однако для начала удалось хотя бы узнать адрес квартиры, где жили Айдиновы до отъезда из города.

В итоге, Амиран нашел могилу, где похоронен Артём Айдинов! Могилу прибрали и облагородили.

Теперь, если ректор университета КНИТУ-КАИ, где учился Артём Айдинов, посетит его могилу, а может быть, и школу, и с учениками её встретится, то и на далёкой родине знаменитого казанца будет восстанавливаться память о нём, армянине по национальности, похороненном в столице Грузии. А если случится, что ректор российского вуза КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, татарин по национальности, возложит цветы вместе со статусными представителями Грузии и Армении, то из этой небольшой межнациональной истории может получиться яркое действие в поддержку мира и согласия между народами, достойный пример для студенческой молодёжи.

Наш ректор сегодня отбыл в свою рабочую поездку, будет и в Тбилиси. А конкретные поступки конкретных людей и человеческие взаимоотношения помогут ему в благой миссии, не связанной напрямую с работой, но очень важной для сохранения памяти и налаживания взаимоотношений.

Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КНИТУ-КАИ

7 мая 2015 г.

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments