“Дописать раньше, чем умереть”

  • Post category:Статьи

Эти слова Михаила Афанасьевича Булгакова, относящиеся к его самому заветному произведению — роману «Мастер и Маргарита», — использованы в качестве подзаголовка книги Виктора Петелина «Жизнь Булгакова» (М., Центрполиграф, 2015)

 

Книга появилась вовремя — 10 мая исполняется 125 лет со дня рождения М.А. Булгакова. К этой дате и приурочен наш критический отклик на нее.

Хорошо известны разнообразные интересы Виктора Васильевича Петелина как исследователя русской литературы XX века, критика, а также и как писателя-беллетриста. Едва ли мы ошибёмся, если скажем, что самые его любимые имена это — Алексей Толстой, Горький, Шолохов, Шаляпин, которому посвящено несколько биографических книг писателя, и конечно Булгаков. Петелин начал проявлять пристальный интерес к творчеству, биографии и личности Булгакова ещё в конце 60-х годов прошлого века, в период, когда Булгаков ещё далеко не был, что называется, «в моде» и имел во многом, если можно так выразиться, прелесть «запретного плода». Это не могло не вызывать известных осложнений.
Так, в 1976 году после публикации статьи «Герои Булгакова» В.Петелин подвергся самой грубой и беспардонной критике с явным оттенком политического обвинения в реабилитации и даже прославлении белогвардейцев. В книге «Жизнь Булгакова» автор приводит справку, полученную некогда им из ЦК КПСС и завизированную М.Зимяниным, которому он перед этим направил письмо. В нём он просил вышестоящие инстанции разобраться с несправедливыми и резкими критическими нападками на его публикацию о Булгакове в книге «Родные судьбы», а также с замечаниями, высказанными по этому поводу в издательстве «Современник».

«В. Петелин односторонне говорит о судьбе Я. Слащова (прототип Хлудова в пьесе Булгакова «Бег». — А.Р.) и, стремясь уподобить его героев пьесы М. Булгакова «Бег» генералу Хлудову, искажает это известное произведение, в котором, по оценкам ведущих советских критиков, выразилась обреченность белогвардейского движения, — говорится в цитируемом документе. — Вопреки М. Булгакову, Петелин поэтизирует образ Хлудова, произвольно приписывая ему «благородство, честь, порядочность, любовь к солдатам, любовь к России и стремление отстоять ее величие». В этой связи в книге подвергается критике кинофильм «Бег» <…> за недостаточно полное, по мнению критика, раскрытие нравственной трагедии людей, боровшихся против революции, за то, что авторы фильма (А. Алов и В. Наумов. — А.Р.) якобы смеются над гибелью русских офицеров. В. Петелин выступает против критиков, в частности против А. Луначарского, считающих, что в пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных» не раскрыта классовая природа действующих лиц. Он утверждает, что подобное требование заставляет литературу и искусство быть лишь «иллюстрацией, газетным откликом на злобу дня», приводит к «шаблону и трафарету».

Сейчас, когда наследие писателя хорошо известно широкому читателю, о нём написана целая библиотека, когда кинематографическим бестселлером стал телефильм В. Бортко «Мастер и Маргарита», который приковал к экрану миллионы зрителей и заставил многих, даже далеких от литературных интересов людей, обратиться к чтению этого романа, странно читать такие инвективы (англ, invective — обличительная речь, брань). Но что поделаешь, времена были другие. Тем не менее Виктор Васильевич несмотря ни на что продолжал свои исследования жизни и творчества Булгакова. На рубеже 60—70-х годов века минувшего Петелин многократно встречался и общался с Любовью Евгеньевной Белозерской-Булгаковой, и в особенности с Еленой Сергеевной Булгаковой — следы этих общений зримо присутствуют в его нынешней книге. Это придаёт ей колорит источника фактов первичного характера, свидетельств, полученных из первых рук.

Надо отметить, что перу Виктора Петелина принадлежит несколько книг о Булгакове, а также много статей в различных изданиях, написанных в разные годы. Они совмещают в себе черты жанра беллетризованной биографии и историко-литературного исследования с опорой как на многочисленные печатные, так и не в меньшей мере архивные источники. Еще в 1989 году он совместно с В.И. Лосевым подготовил и издал письма Булгакова, а в 2004 году в издательстве «Центрполиграф» вышло 8-томное собрание сочинений писателя под редакцией и с комментариями Петелина. Его первая книга о создателе «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты» была опубликована в том же 1989 году, на основании которой в 1992 году автор защитил в ИМЛИ диссертацию на степень доктора филологических наук. Последняя же его книга о Булгакове, появившаяся в начале 2015 года, отличается от предыдущих значительно более широким, культурно-историческим фоном, на котором ведётся повествование о жизни, судьбе и творчестве великого писателя гораздо более широким привлечением разнообразных материалов.

В последнюю четверть века о Булгакове написано чрезвычайно много. Подробнейшему анализу и всестороннему исследованию подвергались практически все его произведения, в первую очередь, конечно, основные, столь же подробно и обстоятельно изучалась и его биография. Стоит только вспомнить работы И.Ф. Бэлзы, Б.В. Соколова о «Мастере и Маргарите», В.И. Сахарова — об отношениях писателя с властью, о творческих и биографических связях Булгакова с Московским художественным театром — А.М. Смелянского, скрупулёзнейшее биографическое исследование М.О. Чудаковой…

Однако книги Виктора Васильевича Петелина, пожалуй, стоят в этом ряду особняком. Последняя в наибольшей мере подтверждает это. Если предыдущие работы данного автора о Булгакове отличает более научно-исследовательский характер — имеют сноски и исчерпывающую библиографию, то «Жизнь Булгакова» написана преимущественно как увлекательно-беллетризованное жизнеописание, где все перипетии непростой судьбы Булгакова и личность этого «мужественного», как сказал о нём его современник А.А. Фадеев, человека показана на широком фоне коллизий революционного и послереволюционного времени. Повествование о жизни Булгакова начинается именно с революционных событий 1917 года, Гражданской войны и 1920-х годов прошлого века. О ранних годах жизни писателя, о начале его литературной деятельности сказано вскользь и скороговоркой: из 700 с лишним страниц тома им отведено самое большее 50–60 страниц.

Виктор Васильевич Петелин подробно, с фактами в руках объясняет, почему Булгаков во многом не вписывался в своё время, выглядел в нём «белой вороной», поскольку не скрывал своего остро негативного отношения ко многим проявлениям новой советской эпохи, держался подчёркнуто независимо и старомодно. В литературе Булгаков наследовал классическую традицию, блистательным продолжателем которой в новом качестве он и был. Однако творческая деятельность и коллизии его биографии показаны Петелиным не изолированно, а в тесной связи с литературной и с политической борьбой тех лет. Поэтому в книге фигурируют имена крупнейших политических и литературных деятелей эпохи — это и И.В. Сталин, и Л.Д. Троцкий, Леонид Леонов, А.Н. Толстой, М. Зощенко, Б. Пильняк, а также А. Платонов, М.М. Пришвин.

Присутствует в книге и Викентий Викентьевич Вересаев, с которым Булгакова связывали тесные отношения и переписка, особенно в период их, правда, в итоге несостоявшегося соавторства в работе над пьесой о последних днях Пушкина. Несмотря на различный подход к литературно-сценической интерпретации событий последних дней жизни Пушкина и обстоятельств его гибели, Вересаев требовал строгого соблюдения документально-исторической достоверности, а Булгаков отстаивал своё право на фантазию и вымысел — это не мешало литераторам испытывать друг к другу безграничное уважение и симпатию. Сближало Вересаева и Булгакова ещё и то, что, как показывает Петелин, оба писателя были врачами. Эти и многие другие места объёмной книги читаются с большим интересом, как увлекательный роман.

Однако главы, посвященные последним, наиболее тяжелым годам жизни Булгакова, о чём автор в своё время много был наслышан от вдовы писателя Елены Сергеевны, с нашей точки зрения, характеризуется неким многословием, что создаёт безусловный диссонанс по отношению к общему содержанию книги. Это досадный промах, впрочем, искупается всеми вышеперечисленными достоинствами петелинского произведения.

Таким образом, можно заключить, что традиционность, даже в известной мере консервативность книги Виктора Васильевича Петелина может быть отнесена к числу её сильных, позитивных сторон. И это — безусловно удача писателя, который в возрасте 86 лет не думает подводить итоги, а продолжает плодотворно работать в литературе, полностью отдавая ей себя.

Александр Руднев


Источник – Слово


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments