Архашастра

  • Post category:Статьи

Архашастра, или «Наука политики» («Наука о государственном устройстве») — замечательный политико-экономический трактат древней Индии. Он содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества и является настоящей энциклопедией политической и экономической жизни страны своей эпохи.

По данным современной исторической науки, она оформлялась на протяжении длительного времени еще за много веков до Рождества Христова, суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями Индии.

Когда нам впервые попал в руки этот уникальный документ — Архашастра — мы были поражены тем, как современно он выглядит. Кажется, что достаточно заменить некоторые индийские имена и названия и обнаружится, что это написано о сегодняшней России. Я уже встречал такие книги. Когда-то я впервые прочитал «Мысли и воспоминания» Отто Бисмарка, и тогда меня тоже не покидало ощущение, что это произведение написано не в Германии в конце XIX века, а в России и, самое главное, о России конца XX- начала XXI века. Но эпоху Бисмарка отделяет от нас всего 150 лет, а Архашастра большей частью написана, как уже было сказано выше, ещё до Рождества Христова. Одним словом, мы не могли пройти мимо этого произведения государственной мудрости и решили опубликовать хотя бы выдержки из этого трактата, сопроводив их нашими комментариями, связывающими далёкое ПРОШЛОЕ Индии и самое что ни на есть НАСТОЯЩЕЕ России. Мы будем публиковать сжатое содержание разных глав Архашастры в каждом номере (всего Архашастра содержит 15 отделов, 150 глав, 180 разделов и 6000 шлок, так что нам хватит материала на довольно много номеров журнала), а начать мы решили с предельно краткого изложения разделов 9 и 10.

Итак. Раздел 9. «Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и людей, предательски настроенных»

Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. Шпионы, разделившись на две стороны, пусть вступят в препирательство в местах священных омовений, в залах собраний, в (ремесленных) корпорациях, среди сборищ людей, говоря: «Слышно, что этот царь одарен всеми добродетелями, между тем у него не видно ни одной добродетели, он мучит горожан и сельских жителей наказаниями и налогами». […]

И (шпионы) должны знать все, что говорится (в толпе). И о тех, кто живет за счет царского зерна, скота, золота, и кто ему помогает (всем) этим во время бедствия или благополучия, и кто возвращает (к повиновению) разгневавшегося родственника царя, кто оказывает противодействие врагу или вождю лесного племени. Пусть шпионы, переодетые отшельниками, бритыми или с заплетенной косой, узнают их довольство и недовольство. […]

Довольных пусть (царь) чтит материальными дарами и знаками внимания. Недовольных пусть покоряет приветливостью, дарами, ссорами и наказаниями.

Мудрый царь в своей стране пусть охраняет преданных людей и людей, склонных к предательству, больших и малых, от подговоров врагов. […]

Раздел 10. «Привлечение во вражеской стране партий людей преданных и людей, склонных к предательству»

Привлечение партий людей преданных и людей, склонных к предательству, в своей стране объяснено. Надо сказать (о том же) в стране врага.

Обманутый после того, как ему были обещаны материальные выгоды, тот, из двух людей, одинаково хороших работников, кому оказано пренебрежение или по отношению к его ремеслу, или работе вообще, тот, кому любимцами царя воспрепятствован к нему доступ, кто сперва был призван, а затем отвергнут, кто огорчен изгнанием, кто истратился на взятки и не получил службы, тот, кому помешали в осуществлении его прав или получении, наследства, кто лишился почестей и должности, кто оттеснен (царскими) родственниками, тот, чья жена изнасилована, кто брошен в тюрьму или другие (места заключения), кто наказан по вражескому оговору, тот, кому помешали поступить дурно, тот, кого лишили имущества, тот, кто истомлен заключением, тот, у кого сослали родных, — это разряд разгневанных.

Кто по своей вине обижен, кто оскорблен, тот, чьи дурные дела стали известны, кто смущен наказанием, назначенным человеку, совершившему один с ним поступок, тот у кого отобрана земля, кто сражен наказанием, кто находится на любом служебном посту, кто награбил себе состояние, кто имеет виды на наследство родных царя, тот, кого ненавидит царь и кто ненавидит царя, — это разряд запуганных.

Кто низко опустился, кто набрал слишком много добра, кто скуп, кто порочен и кто пускается в слишком рискованные предприятия — это разряд жадных.

Кто мнит о себе, кто жаждет, чтобы его чтили, кто не переносит оказания почестей его врагам, кто общается с низкими людьми, кто жесток, кто насильник, кто недоволен получаемым содержанием -это разряд надменных.

Из всех этих, кто принадлежит к готовым на предательство, тех пусть царь подговаривает через шпионов, принявших вид бритых или с косой монахов, — в соответствии со степенью их преданности. […]

Тех, кто обещали, сказав «да», и заключили договор, пусть он (царь) вместе со шпионами приобщает, по возможности, к своим делам.

Пусть он приобретает во вражеских странах лаской и дарами тех, кто может предать, не идущих на предательство — ссорой и силой и пусть указывает им на ошибки вражеского царя. […] Ну вот мы ознакомились с двумя разделами Архашастры. В разделе 9 в первую очередь бросается в глаза то, что основная ставка делается на контроль за обществом со стороны тайных агентов и шпионов. С точки зрения современных представлений говорить об этом, мягко говоря, не принято. Ну а у либеральных теоретиков — это вообще породит обвинения в тоталитаризме. Однако мы позволим себе дерзость заявить, что государство, которое полностью откажется от тайного наблюдения за своими подданными, не просуществует и нескольких лет, т.к. будет разрушено усилиями изнутри и снаружи. Собственно, не нашей планете и не существует государств лишённых этого совершенно неотъемлемого элемента внутренней устойчивости системы управления. Нам неплохо об этом не забывать. Вот и Архашастра напоминает…

В разделе 10 особенно интересно то, что там перечисляются типы граждан могущих быть нелояльными власти и подробно рассматриваются причины этой нелояльности. Далее рассматривается, как следует действовать агентам одного государства, чтобы использовать нелояльность граждан другого государства в своих интересах. Для нас это особенно интересно в свете того, что агенты ряда зарубежных государств уже активно используют нелояльность наших граждан для организации в России и у наших соседей и союзников различных вариантов «оранжевых революций». Скажем, Эдуард Лимонов, пользуясь терминологией Архашастры, был «брошен в тюрьму (или другие места заключения)». Итог известен: он теперь относится «к разряду разгневанных» и, в этом качестве, не замедлил примкнуть к стану «оранжевых» разрушителей государства. А, например, Березовский, опять же пользуясь терминологией Архашастры, был «обманут после того, как ему были обещаны материальные выгоды, тот, кому любимцами царя воспрепятствован к нему доступ, кто сперва был призван, а затем отвергнут, кто огорчен изгнанием, кто истратился на взятки и не получил службы, кто лишился почестей и должности». Соответственно, он тоже разгневан и даже не примкнул к «оранжевым революционерам», а сам пытается, в меру своих способностей организовать «оранжевую революцию» в России, в чём имеет самое активное содействие иностранных агентов влияния, точно так, как сказано в Архашастре: тот кто «принадлежит к готовым на предательство, тех пусть царь подговаривает через шпионов, принявших вид бритых или с косой монахов, — в соответствии со степенью их преданности». Интересно, те, кто предоставлял Борису Абрамовичу политическое убежище принял вид монаха бритого или с косой? И ещё интересно, к какой степени преданности по отношению к себе относят они г-на Березовского?

В общем, поверьте, в Архашастре есть что почитать и над чем подумать. Мы продолжим её цитирование в следующем номере.