Государственные общеобразовательные школы и религия

С 2012 года в российских школах введено обязательное (!) преподавание религии

 

Факты свидетельствуют: данное решение принято авторитарно, без учёта мнения народа и национальной обстановки в Российской Федерации.

В печати утверждается, что в 2009 году президент России Дмитрий Медведев одобрил предложения религиозных лидеров по введению в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики”. В то же время, при анализе статей в периодической печати, в этом вопросе имеются признаки многочисленных нарушений Конституции РФ, «Закона об образовании», других законов, мнения родителей, национальных паритетов и распределения наций и народов по регионам и многого другого.

Во-первых, о «решении Президента». По статье Конституции РФ, Президент не обладает единоличным правом изменять этот основной закон. Для этого, во-первых, нужен всенародный референдум, который не был проведен. Во-вторых, статья 14 Конституции говорит, что «Российская Федерация – светское государство и религиозные объединения отделены от государства».

Юридически, то есть на уровне законности, светский характер государства означает запрет религиозных норм в нормативно-правовой системе государства и правовое регулирование только на основе гражданских норм, или, по-простому, общеобразовательные школы – это государственные светские учреждения и введение в них религии является противоправным.

Во-вторых, по данным печати преподавание религии как обязательного предмета велось в ряде регионов РФ намного раньше решении Президента. Так: «В Смоленской области курс религии преподавался в отдельных школах ещё с 1991 года. В Курской области преподавание религии в государственных школах было введено распоряжением губернатора в 1996/1997 учебном году, в Московской – в 2000/2001-м, в Белгородской — в 2002/2003-м».

То есть, волевым решением чиновников, состоящих на государственной службе, вопреки Конституции и без всякого решения Президента, религия в школах была введена давным-давно.

Для того чтобы прикрыть беззаконность этой акции, ныне выдвигается версия: мол, уроки религии были введены по решению регинальных администраций. Однако элементарный анализ показывает, что это является беспардонной ложью. Во-первых, такой эксперимент был разрешён правительством не в вышеуказанных регионах, а в Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской и Еврейской автономной областях, где на самом деле он не проводился. Во-вторых, здесь опять попрана Конституция РФ, в которой записано: «Если региональный закон противоречит Федеративному, то действует только норма федеративного», в данном случае – Конституции РФ.

Далее, по данным МК (МК, 2012, 21 марта, стр.3, статья «Школьник, побойся Бога») конечная оценка эксперимента в этих регионах проведена неким директором министерского департамента общего образования Е. Низиенко, которая заявляет, что «полётный эксперимент в ряде регионов прошёл успешно» и «по отзывам учителей» классы не раскололись на национальности, а даже сдружились».

Высокая степень «научности» доказательства успешности эксперимента, не правда ли? Кроме того, заявление Низиенко об удачном исходе эксперимента вызывает тысячу вопросов и сомнений не только в его правомерности, но и в возможности проведения вообще.

На каких критериях оценки эксперимента основано мнение тех «учителей», о которых говорит Низиенко? Какие они проводили доказательные исследования этого явления? И как это религия могла «сдружить» классы, если ни в одной религии нет такого слова как «интернационализм»? И т.д. и т.п.

Но дело даже не в этом. Дело ещё в том, что во многих этих регионах просто немыслима возможность такого эксперимента. Вновь рассмотрим некоторые факты.

В России ныне по переписи 2003 года имеется 66 официально проживающих наций и народностей: азербайджанцы; абхазы; аварцы; агулы; адыги; алтайцы; армяне; балкары; белорусы; буряты; греки; грузины. даргинцы; долганы; евреи; ингуши; ительмены; кабардинцы; калмыки; казахи; караколпаки; карачаевцы; карелы; кеты; комяки; коряки; кубачинцы; кумыки; киргизы; лакцы; латыши; лезгины; литовцы; манси; марийцы; молдаване; нанайцы; нганасане; ненцы; нивхи; ногайцы; оороты; осетины; русские; ррутулцы; саамы; селькупы; табасаранцы; таджики; татары; тувинцы; турки; хакасы; ханты; юкагиры; удегейцы; удмурты; украинцы; ульчи; узбеки; чукчи; чеченцы; черкесы; чуваши; эвенки; эстонцы; якуты. Кроме того, как известно, в России неофициально, но прочно и надолго проживает значительное число вьетнамцев, корейцев, китайцев и лиц других наций.

Эти люди представляют практически все религии мира. Здесь не только пять основных мировых религий: католицизм, православие, ислам, иудаизм, буддизм. В классах, без всякого сомнения, представлены и все остальные религиозные «измы»: по католицизму – протестантизм, кальвинизм, англикане, лютеране, униаты, адвентисты седьмого дня, евангелисты; по православию – старообрядничество, иеговизм, пятидесятники, монофизиты; по исламу – шиитизм, суннизм, салафитизм, вахабизм и ещё тридцать или больше его ветвей; по буддизму – ламаистский и ногайский толк; по другим религиям: индуизм, даосизм, сикхизм, джайнизм, махаяна, тхеравада; шаманизм, язычество, зороастризм, культ предков, верования друзов и многие другие. И представлен большой слой атеистов, не признающих никаких богов и религии.

И нередко во многих регионах РФ в классе может быть представлена от 2 до 6-8 религий. Вот небольшой статистический анализ по соотношению учеников в классах, например, в автономных республиках РФ.

Если представить себе, что в одном классе сидит 20 учеников, то соотношение наций в них будет примерно следующее (по данным переписи последних лет): Республика Мари: русских 6, мари 6, татар 2, украинцев 1, представители других наций – 5. Башкирия: русских, башкир и татар по 6 человек, чувашей 1, других 1; Бурятия: русских 10, бурят 4, украинцев 2, татар 2, других наций 2; Карелия: русских и обрусевших фино-карел 12, карел 2, украинцев 2, финнов 2, других национальностей 2.; Коми: русских 12, комяков 6, украинцев 1 и других 1; Мордовия: русских 12, мордва – 6, татары 1, другие 1; Татария: русских и татар по 8; мордва и чуваши по 1, другие 2; Удмуртия: русские 12, удмурты 4, татары 2, украинцы 1, другие 1; Чувашия: чуваши 12, русские 4, татары 2, мордва 1, другие 1; Якутия: якуты и русские по 8, украинцы 2, эвенки 1, другие 1. Как же в таких классах будет преподаваться религия? В этих классах представлены, по меньшей мере, не только все 5 «основных» религий – католицизм, православие, ислам, иудаизм и буддизм, но и множество других из указанных мной выше – зороастризм, зоротуштизм, язычество, религия предков, традиционные верования, не говоря уже о тех ветвях «основных» религий, о которых я также упоминал выше.

Более того, по данным автора той же статьи в «МК», на которую я ссылался выше, при опросе родителей по РФ о том, какой модуль они хотели бы выбрать для своих детей, 40,7% выбрали атеизм и ещё 20,3% – то, что преподавалось в школе и ранее – историю мировых религий. То есть, от преподавания религии своим детям отказалось 70% родителей.

Может быть, кто-нибудь объяснит мне, как же наши попы-муллы-равины-ламы вели преподавание в этих условиях? И какая же религия преподавалась в вышеуказанных регионах?

Сегодня в нашей стране в большинстве случаев определение «Российская Федерация» не употребляется и заменяется словом «Россия». Громогласно, на всех уровнях, не стесняясь никого, многие лица объявляют русскую нацию «главной нацией».

А коли так, то и в школах, в вопросах преподавания религии, по-видимому, никто с остальными национальностями и религиями не церемонился. Никого не спрашивая, всем детям преподавалось русское православие ортодоксального толка.

А если это не так, пусть мне кто-нибудь растолкует, как можно преподавать религию при вышеуказанном раскладе учеников в классах?

Может, это происходит следующим образом. Приходит в класс поп и говорит:

- Русские направо, нерусские налево.

Затем русских сажает за парты и преподаёт им ортодоксальное российское православие. Но ведь и среди русских 70% не хотят, чтобы им преподавали православную религию.

И что будет на этом уроке с остальными нациями и народностями? Их всех отправят по домам? Или к ним также пригласят представителей «своей» религии? Даже если так, где они эти религии будут преподавать? Сколько надо классов, кабинетов? В какой школе они есть? Более того, где взять столько попов, мулл, раввинов, лам и прочих, владеющих основами педагогики, работы с малышами 4-го класса?

В статье, что я цитирую выше, говорится, что для решения этого вопроса один час будет преподаваться одна религия (разумеется, православие), второй будет посвящён всем остальным. Но, ведь это – ненаучная фантастика – как при вышеприведенном раскладе национальностей в классах можно всё это организовать? По выбору родителей в любом случае полтора часа должны быть выделены для атеизма и истории мировых религий. Следовательно, на все остальные религии остается, полчаса времени. Серьёзно ли всё это?

Кроме того, кто просчитал, во что обойдётся незрелому детскому мозгу такое издевательство над ним? В 4-м классе им в голову будут вдалбливать такую чудовищную ложь, как то, что миру всего 6 тысяч лет, что он создан боженькой, что главным в мироздании является Земля и всё вертится вокруг неё, что разумом всё это не понять, тут нужна только вера (то есть чистейший махизм и эмпириокритицизм).

А как быть, если в классе будут неверящие в это? Может, опять будем ломать кости, как Галилею, или сжигать заживо на костре, как Джордано Бруно и сотни тысяч других?

В старших же классах их будут учить научным взглядам на мироздание, на происхождение человека, говорить о ничтожестве даже солнечной системы по сравнению с видимой в летающий над нашими головами телескоп Хоббла Вселенной.

И каковы будут последствия этой психотравмы, конфликта выдуманных религиозных и основанных на фактах научных данных? Не увеличит ли это на порядок число невротиков в нашем и так невротическом мире?!

Известный отечественный педагог Евгений Ямбург по этому поводу сказал: «Решение о повсеместном введении преподавания в школах основ религиозных культур – большая ошибка. Выбор той или иной религии – это дело семьи и частной жизни человека». С этим нельзя не согласиться.

Ибрагим Ахмедханович Шамов, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, эксперт ЮНЕСКО по биоэтике, доктор медицинских наук, профессор

 

Запись опубликована в рубрике Важное, Публикации с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.