Мечта любого банкира – гешефт на «заморозке» чужого добра
– Валентин Юрьевич, под экономический удар сегодня может попасть любая страна, ставшая неугодной Америке, которая распространяет сферу своих интересов на всю планету. Одной из самых уязвимых тем является вопрос заморозки международных резервов государств, впавших в немилость. Так, заморожены активы Ирана, Ливии, уже занесён дамоклов меч и над российскими зарубежными счетами. Как разные страны обходятся со своими международными резервами, и как с ними обходятся мировые хозяева денег?
– США уже неоднократно пользовались приёмом замораживания денег других стран, которые вложены в американские финансовые инструменты. С 1979 года заморожены иранские активы. В 2011-м – сирийские активы и активы ливийского правительства. Правда, Ираку всё вернули. Ливии пока нет. По этой стране всё получилось довольно быстро: в 2011 году США «свистнули» своим союзникам, те начали искать деньги, как они говорили, «деньги Каддафи». Там, действительно трудно было понять, где его деньги, а где международные резервы. (Считается, что активы центральных банков имеют самую высокую степень защиты и самый высокий иммунитет. Известно, что руководителей некоторых стран критикуют, если у них большие капиталы, которые они просто прикрывают вывеской Центрального банка.) Тем не менее, десятки миллиардов ливийских долларов были обнаружены и заморожены. Более того, прошла информация о том, что часть замороженных средств со счетов Ливии была списана для погашения затрат «по установлению демократии в Ливии». Иначе говоря, все расходы на бомбардировки покрываются деньгами самой жертвы.
Цифры замороженных резервов сильно варьируют. Так, по информации МВФ, резервы Ирана составляют 115 млрд долларов. Это очень крупная сумма. И она заморожена. Сменив гнев на милость, Госдеп США в 2016 году объявил о том, что резервы Ирана частично размораживаются – речь шла лишь о нескольких миллиардах долларов, но, зацепившись за очередной надуманный предлог, всё же решил этого не делать. И сегодня иранские миллиарды опять «засунули в холодильник», то есть их снова заморозили. Это, на самом деле, очень хитрый ход. Неизвестно, в каких инструментах размещены Ираном резервы, но, думаю, что хоть часть их находятся в банковских депозитах в американских банках. А это, знаете ли, очень дорогой подарок для банков: когда у них на счетах миллиарды, причём замороженные – не придут никакие клиенты, не будут требовать своих денег, деньги лежат и лежат. Это мечта любого банкира. Думаю, что «заморозки» лоббируются и теми, кому выгодно на этих деньгах делать новые деньги.
Сейчас, когда несколько прецедентов заморозок международных резервов уже случилось, думаю, что денежные власти, центральные банки стран, из числа разумных, будут стараться хотя бы часть своих зарубежных активов не афишировать. У Китая громадные международные резервы – более трёх триллионов долларов. Но мне китаисты говорили, что Поднебесная не раскрывает все свои карты, и резервов у них больше: часть их они просто хранят, не афишируя, в каких-то бумагах, банках. Никогда не сталкивался с тем, чтобы у Российской Федерации что-то из этой области было в тени. Мы всё выкладываем, мы – абсолютно транспарентны. Считаю, что сведения о международных резервах обязательно нужно засекречивать, как это делал Советский Союз. Напомню, что никто не знал, каковы валютные резервы СССР. Это была информация с грифом «Совершенно секретно». Что совершенно правильно.
Когда я просчитывал, будет происходить заморозка наших международных резервов или нет, посмотрел статистику Центрального банка РФ. Надо сказать, что в российской экономике достаточно большие иностранные инвестиции. Но большинство наших отраслей находится под контролем иностранного капитала. Если бы у власти в России оказалось действительно патриотическое правительство, то мы могли бы, отвечая на санкции, убить сразу двух зайцев. На запугивания заморозкой наших резервов мы могли бы дать достойный «ответ Чемберлену», проведя национализацию всего этого иностранного имущества. Таким образом, мы достойно ответили бы Вашингтону, а с другой стороны мы вернули бы российскую экономику своему народу. Думаю, что на таких крутых виражах истории как раз всё это и может сложиться в одну чёткую картинку. Мы сейчас всё делаем невнятно – как-то по частям, по кусочкам, но может произойти так, что неожиданно всё сложится чудесным образом – как, знаете, пазлы складываются. Правда, «чудесным образом» всё сложится, когда Господь увидит, что мы готовы для того, чтобы всё правильно понимать и правильно всем пользоваться. Пока мы ещё не дозрели до этого, с моей точки зрения.
Записала Галина Вишневская
Источник – Русское экономическое общество имени С.Ф. Шарапова