Как прогнозируют специалисты, уже в ближайшем будущем роботы серьезно подвинут человека с занимаемых им позиций в экономике. Например, в недавно опубликованном докладе консалтинговой компании McKinsey констатируется, что в результате неизбежных технологических изменений с глобального рынка труда может исчезнуть до 375 миллионов рабочих мест
Впервые слово «робот» появилось в пьесе чешского писателя и драматурга Карела Чапека «R.U.R.» в 1920 году. Само слово и тему подхватили многие собратья Чапека по перу, и мировую фантастику начали наполнять человекоподобные механизмы с интеллектом, которые стремились выйти из-под контроля человека. «Беспредел» «бунтующих» железяк остановил писатель-фантаст Айзек Азимов, который в целом цикле рассказов про роботов (50-е годы прошлого столетия) вывел свои знаменитые «Законы робототехники». С легкой руки Азимова роботы в мировой литературе и кинематографе стали в основном продуктами конвейерной технологии и предсказуемыми помощниками человека. Но это в книгах и в кино.
А в реальной жизни роботы мало похожи на свои прообразы у Чапека и у Азимова. Это – в первую очередь, промышленные роботы, которые сегодня широко используются в разных сферах экономики. Скажем, в промышленности они успешно выполняют многие основные процессы производства (сборку, сварку, окраску, загрузку-выгрузку, фиксацию изделия при изготовлении, перемещение). Роботы, если не полностью заменяют человека, то очень существенно помогают ему в медицине, в космических и подводных исследованиях и в еще сотне других областей.
Казалось бы, в отношениях «робот-человек» воцарились мир и спокойствие и главенствует паритет. Однако это совсем не так. Во всяком случае, как прогнозируют специалисты, уже в ближайшем будущем роботы серьезно подвинут человека с занимаемых им позиций в экономике. Например, в недавно опубликованном докладе консалтинговой компании McKinsey констатируется, что в результате неизбежных технологических изменений с глобального рынка труда может исчезнуть до 375 миллионов рабочих мест. Уже в обозримом завтра могут быть автоматизированы 30 процентов функций для 60 процентов существующих профессий. В Германии и США потенциал автоматизации составляет 24 и 23 процента человеко-часов, в Китае — 16 процентов. То есть эти проценты станут безработными со всеми вытекающими из этого последствиями.
На смену многим старым профессиям придут новые. Какие именно, сказать сейчас трудно. Специалисты признают, что порядка 85 процентов потенциальных будущих специальностей еще даже не придуманы. Однако для людей, занятых низкоквалифицированным трудом и видами деятельности, требующими механического повторения одних и тех же операций, будущее уже сейчас окрашено в мрачные тона. Их со стопроцентной гарантией заменят автоматы. Исследователи прогнозируют, что это коснется операторов почтовой службы и почтальонов, продавцов-консультантов, страховых агентов, офисных клерков, риелторов, строителей и многих других. В первую очередь, роботы заменят людей в сфере быстрого питания.
С точки зрения работодателя, «наем» роботов выгоден несмотря на высокую цену: автоматы быстро выходят на самоокупаемость, могут работать в круглосуточном режиме и не нуждаются в медицинской страховке. Уже сейчас робототехника задействована в сферах, в которых ранее никто не мог составить конкуренцию человеку.
Мы в России, как всегда, несколько отстаем от мировых трендов, но и у нас появились «первые ласточки». Скажем, еще в конце 2016 года в «Сбербанке» заработал робот-юрист, составляющий исковые заявления по физическим лицам, а в начале нынешнего года стало известно, что этот банк намерен уволить три тысячи сотрудников и заменить их роботами.
Словом, роботы без всякого бунта, молча и решительно, повели наступление на людей. Что будут делать эти 375 миллионов человек, лишившиеся работы, зарплаты, социального пакета по вине бездушных механизмов? Пойдут в новые луддиты, которые на заре промышленной революции в Англии почти в аналогичной ситуации громили машины и механизмы? Время покажет.
Владимир Капитонов, Агентство СЗК
Источник – Агентство СЗК Зиновьевского клуба