Контрастивная оценка русского и дагестанского этнических стереотипов как информационный показатель этнопсихологии

  • Post category:Статьи

Современное положение этнических русских и дагестанцев в Республике Дагестан в этнополитическом, этносоциальном и этнокультурном аспектах, их межэтнические взаимоотношении, во многом определяется этнопсихологическим фактором. Поэтому трудно переоценить важность свободных от какой-либо идеологической заданности этнопсихологических оценок, построенных по принципу контрастного сопоставления этнических стереотипов. Для сравнения нами отбирались основные, имеющие глубинный характер «вневременные» поведенческие показатели, позволяющие понять и объяснить мотивации этносоциального поведения. Их сопоставление с предельным обобщением в отношении дагестанской полиэтничности дает следующую картину:

  1. В сознании русских в процессе многовекового развития русской цивилизации и изначально территориального принципа формирования общности, понятие «община» слилось с понятием «государство». В наши дни русские, утратившие в массе семейно-родовые связи, в этническом отношении предельно разобщены, а их повседневная жизнь всецело определяется государством. Дагестанские этносы влились в русскую цивилизацию и государственность, будучи этносами доцивилизационного уровня, и сохранили стереотипы поведения, основанные на родоплеменном принципе формирования общинности. Их современные обшинно-родовые ячейки — «тухумы» и этносы в целом автономны, но отношению к государству, сплочены и замкнуты на общинно-родовых и моноэтнических интересах.
  2. Русским свойственно близкое к абсолютному законопослушание: безоговорочно принимается и исполняется любой установленный государством распорядок жизни. Поведение личности обусловлено общинно-государственным стереотипом сознания. Законопослушание дагестанцев носит относительный характер: их поведение определяется стремлением осуществлять свою автономную жизнедеятельность, не попадая под исполнение закона. Поведение индивида у русских определяется нормами морали государственно-цивилизационного уровня, у дагестанцев — нормами родовой и моноэтнической морали, которые во многом расходятся с современными цивилизационными стандартами. У русских отсутствует приоритет своих национальных интересов по отношению к государству, у дагестанцев же проявляется явный приоритет интересов своего этноса.
  3. Русские исторически оказались в положении единственного государствообразующего этноса, на который властями веками накладывались все государственные тяготы и повинности и по отношению, к которым закон применяется в полном объеме. Дагестанцы с момента вхождения в состав России имела выраженные в явной, а в наши дни — в неявной, опосредованной форме льготы и привилегии. Они сложились во внешне малозаметную, но на практике весьма ощутимую систему, как на федеральном, так и на республиканском уровнях. Эта система или вводится в действие неформально или функционирует на основе подзаконных актов. Её существование оправдывается властями разного рода ссылками на высшие государственные интересы и необходимость учета национальных традиций. В конечном итоге в сознании русских и дагестанцев уже закрепился стереотип восприятия двойного стандарта в отношении к ним властей: для русских — на общих основаниях (строго по закону), для дагестанцев — ожидание предоставления льгот и привилегий (учет региональных, национальных особенностей и др.). Практика системы двойных стандартов еще более укрепляет в сознании дагестанцев установку на «право» иметь свой автономный стереотип поведения по отношению к Российскому государству.
  4. В массовом сознании дагестанцев явственно проявляются два взаимосвязанных комплекса, которые в современной западной этнопсихологии считаются свойственными малым народам. Это «комплекс униженности», который переходит в «комплекс нарциссизма». На их основе этнопсихологический анализ позволяет объяснить целый ряд явлений: навязчивое стремление к самоутверждению этноса, боязнь национальной ассимиляции, обостренная чувствительность и нетерпимость в области межнациональных отношений, боязнь цивилизационной ассимиляции и стремление к непременному обоснованию «своих» цивилизаций и государственности вопреки явному отсутствию у этноса цивилизациониого ресурса и потенциала и т.п. В массовом сознании русских — многочисленного этноса с обширной территорией, создавшего многовековую цивилизацию, которая обладает цивилизационным ресурсом и потенциалом для развития в будущем, присутствуют обратные этнопсихологические показатели. Это — национальное благодушие вплоть до полного безразличия, благостная терпимость в межнациональных отношениях и по отношению к ущербной для своего этноса национальной политике государства, равнодушие в вопросе сохранения целостности страны и т.д.
  5. У русских, проживающих в республике Дагестан, понятия «Родина» и «Отечество» все еще распространяются на всю страну. Для дагестанцев, особенно после распада СССР, содержание этих понятий сужается до узкореспубликанского, а в последние годы наблюдается тенденция к сужению и дроблению и этого понятия по моноэтническому и внутритерриториальному признакам.
  6. Для русских понятия «работа» и «труд» носят первичный сущностный смысл и являются жизненными приоритетам и поэтому в трудовой деятельности русские в массе ориентированы на материальное производство, стремление к «рыночной» торгово-предпринимательской деятельности с целью обогащения им не присуще. Для дагестанцев трудовая деятельность — это прежде всего средство существования с вторичным сущностным смыслом. Приоритетная их жизненная цель — улучшение своего благосостояния. Массовая ориентация на материальное производство отсутствует, наблюдается стремление к «рыночной» торгово-предпринимательской деятельности.
  7. У русского этноса сложилась устойчивая во времени культурная традиция цивилизационного уровня. У дагестанских этносов устойчивой является только традиционно-архаическая культура с воспроизводством этнокультурного ресурса. Начавшаяся у них складываться в ХХ-ом веке культурно-цнвилизационная традиция очень неустойчива, и может прерваться, так как ее развитие опирается на цивилизационный и потенциальный ресурсы и потенциал русской цивилизации и российской государственности, в лоне которых эта традиция формировалась. В настоящее-время на этом фоне наметилась тенденция внедрения в дагестанское общество «рыночных» элементов западно-христианской цивилизации и исламского фундаментализма. Это ведет к ещё большей неустойчивости общей культуры и маргинализации всего дагестанского общества, выраженной в его неспособности к восприятию в целостном виде ни одной из названных цивилизационно-культурных традиций

И.В. Бойкова, А.М. Бойков,
Махачкала 1998 год