Москва будет требовать от нового руководителя республики ее унификации с остальными регионами России
В сети в последние дни бурно обсуждается версия о том, что в сентябре полноценное руководство Дагестаном, скорее всего, будет предложено Кремлем не Владимиру Васильеву, а Артему Здунову.
И что, якобы, именно для этих целей он и проходит производственную практику в течение нескольких месяцев в республике, и именно для этого он был недавно представлен лично Владимиру Путину в Кремле. Данная версия поднимает перед республикой целый ряд вопросов.
На самом ли деле Владимир Васильев был назначен в Дагестан руководителем с приставкой врио только для организации громких расследований и задержаний? Отзовет ли его Кремль обратно в Москву после завершения кадровых чисток в республике? И справится ли с управлением таким сложным регионом молодой управленец Артем Здунов?
На вопросы On Kavkaz отвечает Эдуард Уразаев, политический обозреватель «Эхо Москвы. Махачкала» и Милрад Фатуллаев, главный редактор РИА «Дербент».
Как вы оцениваете возможность озвученной версии о том, что в сентябре полноценное руководство Дагестаном, скорее всего, будет предложено Кремлем не Владимиру Васильеву, а Артему Здунову?
Эдуард Уразаев
Внешние признаки такого сценария есть. Но одно дело, когда Кремль ломает традицию по назначению на должности глав республик представителей коренных народов, присылая из Москвы аксакала и политического тяжеловеса. А совсем другое – навязывать республике молодого человека с экономико-технократическим мышлением.
Ещё куда ни шла его роль в качестве премьер-министра, но на роль главы Дагестана – это большой политический риск. И никакие усилия повысить свой социально-политический статус не принесут успеха из-за силы местного менталитета и традиций. Надеюсь, что в Администрации президента России поймут, что технократичесий подход к Дагестану не сработает.
Милрад Фатуллаев
Последние события свидетельствуют о том, что Владимир Васильев уходит в тень, а Артем Здунов проявляет все большую активность, свойственную руководителю региона. Это приемы и проводы гостей, делегаций, участие в официальных мероприятиях представительского характера, создание собственных аккаунтов в сетях.
Это касается не только усиления в информационном поле, но и серьезной заявки на кадровом поле федерального уровня. Так, Артем Здунов выступил в Кремле перед Владимиром Путиным от лица выпускников программы подготовки управленческих кадров, запущенной Администрацией президента России.
Эти и другие признаки говорят о том, что Артем Здунов выходит в политическом смысле на передний план. Еще одно обстоятельство – возраст сегодняшнего врио главы Дагестана Владимира Васильева и, возможно, не самое крепкое состояние его здоровья.
Васильев все-таки специалист в области правоохранительной системы, безопасности, законотворчества. Вероятно, его роль будет выполнена к сентябрю этого года, когда Дагестан будет зачищен от крупных фигур во власти. После в игру вступит Здунов. В его задачи будет входить окончательное формирование правительства и решение социально-экономических проблем.
Согласны ли вы с экспертами, которые утверждают, что в свой предыдущий срок Владимир Путин начал делать ставку на заметное омоложение губернаторских кадров? И начал приводить к управлению регионами новое поколение выходцев из спецслужб. Насколько направление Артема Здунова на работу в Дагестан соответствует этой логике?
Эдуард Уразаев
Думаю, что эксперты правильно подметили тенденцию, которая, по сути, получила подтверждение во время встречи Путина с первым выпуском проекта подготовки управленческих кадров, который назвали “резервом губернаторов”. В то же время я вспоминаю начало 2017 года.
Тогда политологи хвалились удачными прогнозами в соответствии со своими рейтингами губернаторов. Однако Путин на встрече с отставниками заявил, что это всего лишь ротация. Но направление Здунова в Дагестан соответствует стремлению перевести управление регионами и в регионах в технократический режим.
Милрад Фатуллаев
Направление Здунова в Дагестан соответствует логике омоложения кадров региональных элит. Это нужно для того, чтобы решать вопрос о смене власти, когда в ближайшие несколько лет Путин уже не сможет дальше выдвигать свою кандидатуру. Будет изменена форма власти в России, например, создан Госсовет, руководителем которого станет сам Путин или лицо, которому российская элита доверят.
К этому времени Путин и его ближайшее окружение должны взрастить новое поколение губернаторов. За эти годы губернаторы должны проявить себя с точки зрения лояльности, профессионализма, умения быть лидером, при этом вести направление, которое актуально для Федерального центра и руководителя страны, не быть замешанным в коррупционных схемах.
Эти требования должны быть апробированы на конкретных кандидатах в течение 5-6 лет. С этим связан процесс омоложения кадров. Артем Здунов под эту логику подпадает. Тем более он является выпускником учебного заведения, относящегося к спецслужбам, специализируется на работе в регионах России с преимущественно мусульманским населением. В Дагестане он будет лицом, которое наиболее отвечает логике политики Путина последних лет.
Если Кремль решает доверить управление таким сложным регионом, как Дагестан, молодому управленцу со стороны, значит ли это, что Москва и не ждет от него, что он станет тонким знатоком национальных и религиозных балансов в республике? И что Москва ставит перед ним совсем другие задачи?
Какими могут быть эти задачи, если Москва все же решится доверить управление Дагестаном такому молодому управленцу из кремлевского резерва с большим кредитом доверия со стороны Путина, как Артем Здунов? И какие проблемы могут привести к тому, что Здунов вместо триумфального шествия во власти может завязнуть в «дагестанском болоте»?
Эдуард Уразаев
Уже сейчас фигура Здунова и его высказывания и решения вызывают вопросы и у чиновников и у некоторой части общественности. Он уже заявил, что без ручного управления не привлечь инвестиции. Это шаг назад. Это было при Рамазане Абдулатипове и Абдусамаде Гамидове.
Опасности и угрозы успешной работе Здунова я вижу в обмане его чиновниками из команды Рамазана Абдулатипова, неучёте особенностей экономической, социальной и культурной сфер Дагестана, которые кажутся незначимыми, но в итоге могут свести любые усилия внешних назначенцев к нулю.
Милрад Фатуллаев
Не думаю, что Федеральный центр от Здунова требует, чтобы он стал специалистом в области национальных и религиозных особенностей Дагестана. Потому что эти проблемы достаточно гиперболизированы. Напротив, перед Здуновым и другими руководителями национальных республик ставится задача – максимальная унификация всех сфер жизни Дагестана.
Федеральный центр полагает, что так легче управлять регионами. Это отход от принципов федерализма. Видимо, в Москве полагают, что в нынешней ситуации нужно сделать упор на унификацию и унитарность страны.
Об этом свидетельствуют последние действия. Например, в сфере языковой политики, после заявления Путина, генерального прокурора по отношению к политикам в Татарстане, в Госдуме рассматривают закон, по которому республики лишаются права на установление государственных языков своих республик.
Здунов и будет решать такие задачи. Не только возвращение Дагестана в правовое информационное, ментальное пространство России. Но и приведение региона к среднестатистическим для остальной России показателям и облику.
Источник – On Kavkaz