Перед экономикой и её руководителями поставлена нешуточная задача – обеспечить экономический рост темпами выше среднемировых.
Но, досадной особенностью всех экономических программ является то, что все они требуют денег. Вот и майский указ Президента, который должен, наконец, привести нас в состояние процветания, требует около 25 триллионов (!) рублей. Правда, не сразу, а немного погодя. А вот почти сразу надо 8 триллионов. На фоне 25 это, конечно, пустяки, но в абсолютном выражении тоже совсем не мало. Весь бюджет у нас 16 триллионов.
Но деньги откуда-то брать надо, поскольку указ надо выполнять. В бюджет, если кто еще не в курсе, они поступают по налоговым каналам. На Петербургском экономическом форуме министр финансов заявил, что налоговая система меняться не будет. Потому что бизнесу нужна стабильность. Но чуть позже, видимо, подумав, как следует, понял, что перейти в новое качественное состояние, ничего не меняя, – нереально. И сам себя поправил в том смысле, что налоговая система будет «донастроена» и уже в таком «донастроенном» виде останется стабильной на ближайшие шесть лет.
Донастроечные шаги, естественно, оглашены не были. Нет по ним информации и сейчас. Только одни догадки и предположения. И это в общем-то понятно – тема налогов весьма чувствительная, и поэтому планы относительно возможных корректировок лучше держать в тени, чтобы заранее никого не волновать.
Тем не менее, в информационное пространство что-то в явном или неявном виде все-таки прорывается. Например, практически решено, что никакой прогрессивной шкалы налогообложения не предвидится, так что бизнес может особенно не волноваться. Видимо, по этой же причине о «налоге-близнеце» (на предметы роскоши) даже не вспоминают.
Налог на прибыль бизнеса тоже не годится. Во-первых, он не нравится владельцам предприятий, а, во-вторых, он действительно нагрузочный, и его дальнейшее увеличение вступит в прямое противоречие с перспективами экономического роста.
Можно было бы, как обычно, обратиться к населению, но там тоже, похоже, налоговые резервы исчерпаны.
Что же тогда остается? А остаются налоги, которые не у всех на виду, которые не очень понятны финансово непросвещенным массам, а потому их изменение не вызовет социального недовольства.
Нашли уже и наиболее подходящий по этим параметрам – налог на добавленную стоимость (НДС). В прессу запустили пробный информационный шар о вероятности повышения НДС с 18% до 20%. Простые граждане на такую новость вряд ли обратят внимание. Ведь и без специального опроса очевидно, что подавляющее большинство полагает, будто этот налог касается только производства и бизнесменов, а потому от портмоне простого гражданина очень далек. При этом мало кто задумывается, что именно от состояния производства зависят и рабочие места, и заработки. Так что для волнения основания есть.
А вот кого ставка НДС действительно не сильно волнует, так это производственников-бизнесменов, которые, казалось бы, должны встревожиться. Дело в том, что НДС практически автоматически «перегружается» в цену продукта. То есть непосредственно касается простого гражданина, который фактически этот налог и уплачивает. Опять получилось как всегда, хотя вроде бы и не хотели.
Надо ли уточнять, что угроза всплеска (пусть и не очень большого) вполне реальна? Инфляция, выражающаяся в подорожании товаров, наиболее ярко проявляется в продуктах повседневного спроса, без которых массовому покупателю трудно обойтись. Поэтому нижний по доходам слой уплачивает «повышенный» налог. Недаром экономисты называют инфляцию «налогом на бедных». А раз так, то инфляционный насос с едва слышным журчанием будет перекачивать доходы от малообеспеченных слоёв населения к более состоятельным, увеличивая и без того критический разрыв в доходах и усиливая концентрацию богатства в верхних группах.
Также не надо быть ясновидцем, чтобы спрогнозировать реакцию мегарегулятора на риски усиления инфляции. Ведомственные аналитики по этому поводу любят пускать в ход аргумент «инфляционных ожиданий», оправдывая им свои регулирующие действия. Бескомпромиссный борец с инфляцией – Банк России не упустит шанса как минимум удержать ключевую ставку на достигнутом уровне в рамках проводимой им умерено-жёсткой кредитно-денежной политики. Но умеренная она только с точки зрения регулятора. Для бизнеса она выглядит достаточно жесткой. Сдерживая кредитные возможности коммерческих банков, мегарегулятор на деле ставит бизнес в условия, в которых крайне затруднительно развиваться. Жесткие кредитно-денежные мероприятия на инфляцию, может быть, и действуют, но ещё больше они действуют на производство. Негативно, естественно. А это рабочие места, заработки…На Форуме вроде бы не такие задачи ставили.
Михаил Беляев, руководитель аналитического центра «Fundery», ведущий аналитик Агентства СЗК
Источник – Агентство СЗК