К такому выводу приходят все думающие граждане России. Только вслух об этом боятся говорить.
Хотя тема прав человека у нас поднимается нередко, в том числе и на высоком уровне, но это всего лишь для того, чтобы показать, какое у нас «правовое государство». Так ли на самом деле? Отнюдь, свидетельствует доклад уполномоченного по правам человека Т. Москальковой.
Совпало так, что федеральный омбудсмен пришла в Госдуму с отчетом за 2017 год накануне 22 июня, 77-летней годовщины вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Этот факт она сочла «совершенно значимым», «Великая Отечественная война – самое масштабное и трагическое событие в истории нашей Родины, принесшее огромное горе, отнявшее у миллионов людей самое главное право – право на жизнь». СССР разгромил врага. «А после началось осмысление причин войны, что и стало главным мотивом принятия Всеобщей декларации прав человека, 70-летие которой исполняется в этом году».
Документ был одобрен на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А от 10 декабря 1948 года. Впервые в истории человечества перечислялись права, которыми обладают все люди: гендерное равенство, права детей, семьи как основной ячейки общества, право на здоровье, образование, культуру. Декларация осудила пытки, расизм, дискриминацию, подтвердила, что у людей есть обязанности, а также наделила человека правом прибегать к восстанию против угнетения. К сожалению, это положение базового для всех стран документа стараются не упоминать, игнорировать и даже вводить на его реализацию запреты во многих странах. Обошла его в своем докладе и наш уполномоченный по правам человека.
По словам Москальковой, «практически все нормы Всеобщей декларации нашли отражение и были имплементированы в Конституцию РФ». Она не скупилась на высокопарные оценки и Основного закона, которому исполнилось 25 лет: «Эти годы сделали Конституцию прочной основой всей правовой системы государственности российской и защитой прав и свобод человека и гражданина»; «мы продолжаем работать на международных площадках и Совета Европы, и ООН в сфере прав человека».
Да, на площадках работа идет. Но какой результат?
«Наибольшее количество обращений связано с социальной сферой, на втором месте – уголовно-процессуальные вопросы, уголовная и уголовно-исполнительная деятельность», – подчеркнула Татьяна Николаевна.
Официально объявлено, что в РФ резко возросла продолжительность жизни. За счет чего – может, за счет всеохватного качественного лечения? Нет… Москалькова не может объяснить этот феномен. У нее на первом месте жалобы на неудовлетворительное качество медицинского обслуживания, а то и полное его отсутствие, «что противоречит правам, закрепленным в статье 41-й Конституции».
Люди жалуются Москальковой на недоступность бесплатных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на дороговизну лекарственных средств, на отсутствие независимой медико-социальной экспертизы, в которой бы инвалиды могли обжаловать группу инвалидности и комплекс лекарственных средств и лечения, которые им предоставляются.
Особенно страдают жители сельской местности. Многие села остались без фельдшерско-акушерских пунктов из-за действий властей по укрупнению медицинских учреждений. Бюджеты сэкономили на этой акции, но отняли у граждан их законное право на лечение, теперь граждане беспомощны перед недугами.
Нарушается право россиян на бесплатное образование. Родители пишут, что с них требуют плату даже за зачисление детей в 1-й класс. Они платят за школьное питание, за обеспечение безопасности детей при перевозках, за капремонт, и размер платежей с каждым годом растет. Мамы и папы просят уполномоченного по правам человека помочь им восстановить справедливость при зачислении их детей в школу по месту пребывания.
Многие люди уже не понимают, имеют ли они право на труд. В Конституции сказано, что каждый гражданин имеет право на свободный труд, на выбор места работы и на зарплату, соответствующую профуровню и занимаемой должности. Но на практике – все наоборот. Человек труда в РФ угнетен, вынужден работать столько, сколько прикажет хозяин, да еще и не всегда получает за это зарплату.
Москалькова рассказала, что каждое десятое обращение было коллективным, граждане пишут, что из-за банкротств предприятий не то что месяцами, а годами не получают зарплату. «Мы вместе с органами власти предпринимали необходимые меры для того, чтобы погасить эти задолженности», но по-прежнему общая задолженность перед работниками исчисляется миллиардами рублей.
Жалуются люди, что живут в опасном для жизни аварийном жилье, что дороговизна лекарств лишает их права жить, что суды и уголовная система стали нетерпимо несправедливыми. Москалькова перечисляла проблемы, с которыми народ обращается к ней, что свидетельствует о тотальном бесправии в стране.
Татьяна Николаевна подтверждала: «В прошлом году Европейский суд по правам человека вынес решение о взыскании с России в пользу людей, чьи права пострадали, 900 млн рублей, и мы выплатили, и это говорит о том, что у нас не всё в порядке».
Депутаты дополняли доклад своими непростыми вопросами. Самый трудный – о решении правительства повысить пенсионный возраст. Задал его Александр Шерин (ЛДПР). Он вспомнил, что статья о пенсионном обеспечении возникла в сталинской Конституции 1936 года и до сих пор никто на нее не покушался. Но нынешний капитализм все ломает, несмотря на то, что Конституция РФ запрещает принимать «законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». А увеличение срока выхода на пенсию является прямым нарушением этой статьи. Как Москалькова оценивает действия правительства с точки зрения защиты прав человека?
Москалькова ушла от прямого ответа: «Вопрос этот к вам, к депутатскому корпусу, относится. От вас зависит – принять такой закон или не принять. Заявленная законодательная идея заслуживает поддержки в части увеличения пенсий. Я бы акцент сделала этом…»
Смутились депутаты, догадавшись, что омбудсмен боится стать неугодной правящему большинству Госдумы, правительству и президенту, который тоже отмалчивается. Чуть позже Москалькова добавила, что «повышение возраста – это всего лишь инструментарий». Но так как он затрагивает интересы всего населения, то «должен обсуждаться широко, чтобы были услышаны разные мнения».
Судя по всему, Москалькова не будет биться за права пенсионеров, как будущих, так и настоящих. Слишком опасно сегодня лезть на рожон. Она постарается помочь тем, кто незаконно долго удерживается в СИЗО в ожидании суда, будет выручать тех, кто получил солидный срок за небольшую кражу. Но вряд ли она поддержит тех, кто выйдет на улицу с протестом против нарушения пенсионных прав граждан.
Ни Москалькова, ни выступавшие и возмущавшиеся действиями правительства депутаты не решились сказать, что от прав человека, существовавших в социалистическом обществе в Советском Союзе, уже ничего не осталось. Только декоративные лозунги о неких свободах. Если же человеку не на что жить, нет работы, невозможно лечиться и учиться, то о каких свободах можно говорить?
Только депутат от КПРФ – Сергей Гаврилов заявил, что социальные права нашим гражданам можно вернуть при условии смены социально-экономического курса. Если власть на это не идет, то пора вспомнить одно из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека, у истоков которой стоял СССР: у людей есть право прибегать к восстанию против угнетения. А разве мы сегодня не угнетенные, мои многострадальные соотечественники?
Смотрите, что творится в мире. В отсутствие социалистического государства разрушаются все институты сдерживания агрессоров, колонизаторов, эксплуататоров, грабителей. Случайно ли США заявили о выходе из состава Совета ООН по правам человека? Нет, это только первый шаг глобального жандарма по развалу ООН, которая отказывается подчиняться диктату США. А без ООН весь мир станет мишенью для американских ракет.
Сегодня мы стоим у опасной черты. Только социалистическая система способна сберечь мир, уважать человека и его права.
Галина Платова
Источник – Советская Россия