У всех нас вызывает глубокое чувство уважения огромная работа российского казачества по увековечиванию памяти своих героических предков. Будь то памятники участникам Первой мировой войны или обелиски и памятные доски жертвам массовых репрессий минувшего XX столетия. Поэтому с чувством удовлетворения мы воспринимаем окончание большой и трудоёмкой работы, проделанной известным терским историком Киреевым Ф.С. по систематизации георгиевских кавалеров Терского казачьего войска (далее – ТКВ).
Справедливости ради надо сказать о том, что работа эта началась историками России и Зарубежья гораздо раньше. Но Кирееву Ф.С. удалось в полной мере в своих исследованиях отразить роль терского казачества как решающей стратегической силы в становлении российской государственности в регионе, преодолении хаоса, неизбежного при столкновении социумов, находящихся на разных уровнях стадиального развития.
Со всей очевидностью автору исследований удалось показать процесс, когда высокая идея служения российской государственности действительно смогла объединить многих – не оказались преградами ни социальные, ни национальные барьеры.
Уже в начале 90-х годов, на заре так называемого “возрождения” казачества – процесса лукавого и неоднозначного, приведшего терцев в Чечне и Дагестане к утрате своих исконных территорий, значение терских георгиевских кавалеров в сохранении исторической России был как никогда очевиден. Вопрос о создании Мемориала георгиевских кавалеров Терского казачества с памятным крестом, освященным в память трагического опыта XX века был поставлен старейшинами ТКВ. Инициативной группой и авторами проекта стали старейший казак ТКВ Братчик М.В., атаман Владикавказского Округа Храбрых В.К. и член Правления Грозненского Округа Пархоменко В.С. Усилиями многих консультантов-историков, специалистов по мемориальной дореволюционной архитектурной форме удалось создать удачный высокохудожественный проект Мемориала, достойный исторического центра терцев – Владикавказа. Проект был представлен и одобрен в Союзе казаков, в архитектурной комиссии города, митрополитом Гедеоном.
Тогда, в конце 90-х годов, логическим местом расположения Мемориала, по мнению старейшин ТКВ, мог бы стать парк им. Жуковского – место расположения некогда существовавшего, но разрушенного в годы атеизма походного храма ТКВ и мемориального кладбища с захоронениями выдающихся граждан Терской области.
В декабре 1999 года на Атаманском совете в Москве я был представлен нашими старейшинами как один из соавторов проекта мэру Москвы Лужкову Ю.М., который сразу же отметил высокую гражданственность идеи проекта, его положительную роль в патриотическом воспитании и сплочении северокавказского общества. Мэрией Москвы на реализацию проекта во Владикавказе было выделено 400 тыс. рублей – суммы по тому времени более чем достаточной. Однако не стоит забывать, что это было за время, 90-е годы – время развала страны и, следует сказать прямо, время, когда патриотизм наших региональных элит был под знаком большого вопроса. Проект был представлен в архитектурную комиссию города, члены которой наглядно смогли убедиться в том, что казаки-терцы – это народ, имеющий свою православную культуру, воинские мемориальные традиции. Содержательной и интересной была его информативная часть. В фасадной части Мемориала располагались стелы с полным перечнем георгиевских кавалеров ТКВ разных лет и барельефом Державной иконы Божьей Матери. Обратная сторона Мемориала имела перечень наиболее известных боевых операций за более чем 400-летнюю историю Войска. Фасадная и обратная сторона содержит обрамление из евангельских и ветхозаветных цитат.
Невзирая на поддержку интеллигенции республики, многочисленных российских и республиканских патриотических организаций, мэрией Владикавказа всё же не был выдан документ на землеотвод (речь шла о 60 кв.м.). Правление и Совет Старейшин ТКВ считают своим долгом сегодня, при более благоприятной обстановке в республике, возобновить благородную работу по увековечиванию воинской славы своих предков.
Пархоменко В.С., есаул ТКВ