Великий выразитель славянской идеи

  • Post category:Статьи

Осмысливая наследие В.М. Клыкова

 

Плеяда писателей и ученых – славянофилов на протяжении XIX века формировала богатый фонд и порождала преемственность концепции славянской солидарности под началом Российской Империи. Одновременно активно развивалась академическая славистика, и в начале ХХ столетия разносторонние исследования и изыскания русских мыслителей дали мощные всходы. Однако 1917 год с приходом новой идеологии надолго прервал эту традицию, фактически подвергнув это научное и философское направление маргинализации и поставив следующее поколение славистов перед необходимостью начинать многое заново. Что касается славянофильской традиции, то ее реанимация задержалась еще больше, совпав с постепенным закатом Советского Союза. Одним из основных столпов возрожденного международного славянского движения был всенародно известный скульптор и общественный деятель В.М. Клыков.

В далеком уже 1985 году был сформирован оргкомитет по проведению праздника святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который состоялся в Мурманске по инициативе митрополита Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирина), а также ряда русских писателей и Вячеслава Михайловича Клыкова. После успешного проведения на северно-западном рубеже России аналогичные мероприятия при деятельном участии В.М. Клыкова проходили в Великом Новгороде, Вологде, Киеве, Смоленске, Москве и в Крыму.

Именно из оргкомитета родилось ядро новой общественной организации, поднявшей знамя культурно-просветительной и патриотической деятельности, – Международного фонда славянской письменности и культуры, президентом которой стал Вячеслав Михайлович. Его активная работа способствовала восстановлению утраченной было преемственности славянофильской традиции. По его инициативе с 1991 года 24 мая стал ежегодно отмечаться и получил статус государственного праздника День славянской письменности и культуры. В 1992 году созданный им памятник святым равноапостольным братьям-просветителям Кириллу и Мефодию встал на одной из центральных и самых красивых площадей Москвы, по этому же случаю переименованной в Славянскую. К подножию монумента впервые в постсоветский период был привезен Благодатный огонь, который, по задумке Вячеслава Михайловича, возгоревшись в субботу, накануне Воскресения Христова в храме у Гроба Господня в Иерусалиме, затем был транспортирован через Константинополь и славянские страны в Троице-Сергиеву лавру и в Москву, таким образом пройдя символический путь Кирилла и Мефодия. В том же году был проведен Международный конгресс славянских культур, в 1995 году В.М. Клыков инициировал деятельность православно-монархического Всероссийского соборного движения, а с 1998 года его стараниями проводились международные славянские съезды в Праге, Москве, Минске и Киеве. Его знаменитая речь в Праге соответствовала временно оборвавшейся линии дореволюционных славянофилов, отстаивающих идеи славянской солидарности и взаимной поддержки. В 2001 году в Малом театре в Москве прошел инициируемый В.М. Клыковым Съезд триединого русского народа, собравший делегации из России, Украины и Белоруссии, а также представителей славян из Приднестровья, Югославии и Средней Азии. Более тысячи участников запомнили это мероприятие как первый съезд братских славянских народов после их катастрофического разделения в 1991 году. Вячеслав Михайлович всюду отстаивал мысль, что необходимо искать пути единства и что любые раздоры в славянском стане инспирируются врагами славянства и России. Воплощением его слов и намерений становились памятники и поклонные кресты, установленные далеко от России – в Тирасполе, Афинах, Салониках, и, конечно же, в Сербии. За подаренные братскому народу работы скульптор был награжден Святейшим Патриархом Павлом высшей церковной наградой – орденом Святого Саввы I степени.

Вячеслав Клыков был созидателем в самом широком смысле, и обилие идей, направленных на восстановление православных традиций, утраченной истории, на упрочнение родственных и культурных связей славян, переполняло его до самой смерти.

Теперь часть его наследия в условиях тяжелой борьбы пытаются сохранить единомышленники по Фонду, а другая часть уже превращается в историю. В рамках поездки по памятным местам, отмеряющим вехи биографии Вячеслава Михайловича, сотрудники газеты “Русский Вестник” посетили его скромную мастерскую с любимым садом в селе Мармыжи, а также открытый во вторую годовщину кончины мастера музей В.М. Клыкова – филиал Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, что расположен у станции Мармыжи, в том же Советском районе. Эстетичное и лаконичное здание музея ранее принадлежало локомотивному депо, а потом, как и другие добротные индустриальные дореволюционные постройки поселка, стоящие ныне в руинах, пришло в упадок. Тогда Вячеслав Михайлович, как всегда занимавшийся облагораживанием своей малой родины, решил открыть здесь воскресную школу для местных детей. С этой целью он успел отремонтировать здание за свой счет, но смерть скульптора подкорректировала его новое предназначение. Внутри гостям предоставляется возможность окунуться в творческий процесс и проникнуться особой атмосферой, глядя на огромные черно-белые фотографии из архива В.М. Клыкова и его близких, повествующие о разных стадиях работы скульптора над своими детищами, а также макеты и уменьшенные копии его памятников и других работ. Экспозицию дополняет ряд личных вещей Вячеслава Михайловича, включая казачью черкеску и Евангелие. Заведует музеем Виталий Кулешов, который стремится следовать линии В.М. Клыкова, гостеприимно встречая посетителей и рассказывая о ценностях православного скульптора. Несмотря на небольшой размер экспозиции и площади, которую она занимает, это место, объединяющее патриотическую общественность Курской области, включая местную писательскую организацию и тех, кто приезжают сюда со всей России из уважения к личности любимого мастера, безусловно, превращается в еще один национальный центр русской культуры, возникший по воле В.М. Клыкова, пусть и посмертно.

О другом поле деятельности В.М. Клыкова в юбилейные дни поведал Георгий Афанасьев, который в течение десяти лет занимался возрождением старинной Курской Коренской ярмарки, которая имеет глубокие корни и известна по всей Российской Империи, как и Макарьевская Нижегородская. Она зародилась спонтанно – параллельно с крестным ходом, 400-летие которого отмечалось в этом году. Участники хода стали собираться у стен Курской Коренной Рождество-Богородичной пустыни, обмениваясь товарами и церковными предметами. Это переросло в полноценную христианскую ярмарку, и Екатерина II дала согласие на строительство гостиного двора и торговых рядов. Для этого она пригласила итальянского скульптора Джакомо Кваренги, который отметился многими прекрасными работами в России. Прямо в эти ряды заносилась чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери “Знамение”, и здесь собиралось до 50 тысяч гостей. Ярмарка набрала мощь при Александре I, но, как и многие славные традиции, угасла после революции. В начале нового столетия православные куряне организовались, чтобы восстановить оборвавшееся преемство, и обратились к Вячеславу Клыкову как к столпу Православия и возрождения русских традиций, чтобы через него снискать поддержку федерального центра. Он с благодарностью принял на себя эту миссию, встав у истоков современной Коренской ярмарки. Его стараниями Коренская ярмарка начала развиваться, заново родившись с крестным ходом осенью 2001 года, когда из Курской Коренной пустыни выносили чудотворную икону. Как отмечает Георгий Алексеевич, по современным меркам ее удалось восстановить, но организаторам хотелось бы сделать ее более душевной, более востребованной и укорененной в веру, как это было у предков. Сейчас ярмарка проходит в поселке Свобода на прилежащих к монастырю улицах Коммунистической и Советской. Названия говорят сами за себя, а обращения к местным властям о переименовании не увенчались успехом. Кроме того, в строениях, которые когда-то отводились ярмарке, сегодня размещен филиал Курского завода передвижных агрегатов “Свободнинский электромеханический завод”. По признанию Георгия Алексеевича, все до сих пор по-советски, но будь В.М. Клыков жив, он бы довел дело до конца, облагородив историческую местность и возвратив легендарной ярмарке ее первоначальный облик.

Филипп Лебедь

 

Источник – Русский Вестник

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments