Никольский автограф Николая Рубцова

  • Post category:Статьи

Одной из мало известных широкому кругу читателей страниц биографии Николая Рубцова до сих пор остается его пребывание на родине Александра Яшина. Об этом говорит как отсутствие соответствующих материалов в книгах о Николае Рубцове, так и судьба двух известных документальных фотографий, отснятых в городе Никольске.

Эти фотографии достаточно часто приводятся в различных изданиях, но отсутствие в подписях к фотографиям даты и места фотосъемки не позволяют привязать их к определенному событию в жизни поэта.

На одной из этих фотографий — трое. За столом сидит, и что-то усердно пишет Николай Рубцов, а рядом с ним выстроились по стойке «смирно» два известных писателя. В лучшем случае, подпись под фотографией расшифровывает фамилии лиц, оказавшихся в кадре. Однако же попадалось и такое уточнение: «Николай Рубцов дает автографы Александру Романову и Виктору Астафьеву».

На второй фотографии — те же трое действующих лиц, но уже на улице (Николай Рубцов — в берете). Почему-то отсутствует четвертый человек — замечательный поэт и хороший друг Николая Рубцова — Сергей Чухин. В редких изданиях можно увидеть всю фотографию целиком.

Чтобы прояснить Никольскую страничку жизни Николая Рубцова, мы побывали на родине Александра Яшина в сентябре 2004 г. и марте 2005 г.

После встречи с прожинающим в деревне Оботурово Ростиславом Андреевичем Пановым история пребывания Николая Рубцова в Никольске и на Бобришном Уторе прорисовалась в некоторых подробностях.

В августе 1969 г. Ростислав Андреевич Панов, корреспондент районной газеты «Авангард», был приглашен в кабинет редактора Вячеслава Михайловича Теканова: «Андреич! В район приезжает делегация вологодских писателей. Будут открывать музей Яшина. Поедут и на Бобришный. Будешь готовить полосу».

Вот на той-то полосе в районной газете «Авангард» № 101 (5267) от 23 августа 1969 года и появились впервые иод шапкой «У нас в гостях писатели области» в статье Ростислава Панова две вышеупомянутые фотографии фотокорреспондента В. Покровского.

Первая из них была сделана непосредственно и мемориальной комнате Александра Яшина, находившейся в то время в здании школы-интерната.

Она отразила тот момент, когда в книгу отзывов новорожденного музея торжественно заносилась запись №1. Внести ее от имени вологодской делегации было доверено обладателю самого красивого почерка — Николаю Рубцову.

С помощью методиста центральной районной библиотеки г. Никольска Нины Николаевны Шалимовой мы нашли в Музее А. Яшина в одной из многочисленных, накопившихся за 35 лет, книг отзывов эту запись:


«Друзья и товарищи поэта, — написал Н. Рубцов, — нашего дорогого Александра Яковлевича, с уважением и грустью открывают его мемориальную комнату-музей. Мы верим, что память об этом большом русском человеке будет жить всегда в сердцах его земляков». Далее следовала дата — 15 августа 1969 года — и, в порядке установленного старшинства, подписи: А. Романов, В. Астафьев, Н. Рубцов, С. Чухин и А.Сушинов.

Сейчас музей Яшина находится в просторном старинном здании рядом с городским парком. Так получилось, что именно напротив него и были сфотографированы все четверо литераторов из вологодской делегации — С. Чухин, А. Романов, Н. Рубцов и В. Астафьев.

Статья Ростислава Панова начиналась политкорректно: «Готовясь к столетию со дня рождения В.И. Ленина, областная писательская организация проводит сейчас творческие отчеты перед своими читателями..».. Далее следовало сообщение о прибытии и Никольский район группы вологодских литераторов, давался краткий обзор творческого пути каждого из четырех гостей и перечислялись проведенные мероприятия — поездки по району, открытие музея Яшина, выступление в Доме культуры. В устном изложении рассказ Ростислава Андреевича был колоритнее.

Сразу же по получении ответственного задания он столкнулся по выходе из редакции с журналистом А. Сушиновым, работавшим в те времена собственным корреспондентом газеты «Красный Север» по восточным районам (Великий Устюг, Кич-городок, Никольск).

Тот предложил познакомить его с членом писательской делегации Виктором Астафьевым. который около полугода назад прибыл с семьей в Вологду.

Мы пересняли эту фотографию с оригинала — большой фотографии, размещенной на стенде клуба-музея «Земляки», основанного Музой Вячеславовной Берсеневой — в той самой комнате, где когда-то была сделана «запись № 1».

Вместе отправились в районную гостиницу, на первом этаже которой (на фото второй этаж отсутствует — сгорел еще в XX веке) расположились гости. Те собрались за столом, в середине которого был водружен большой чайник, до краев наполненный красным сухим вином. «Чайку хотите?» — «Можно и выпить». Разговорились. Скоро присоединился местный литератор Александр Платонович Пшеничников, друг Александра Яшина. До поездки на Бобришный Угор оставалось еще много времени, и Ростислав Андреевич пригласил своих новых друзей к себе в деревню Оботурово, расположенную недалеко от города.

К деревне у него была своя заветная тропка, но для экономии времени он повел своих гостей по большаку. По пути захватили все необходимое.

В саду у Пановых рос роскошный маньчжурский орех. Под ним и накрыли стол с немудреной деревенской снедью — маринованными грибами и свежим вареньем из малины и крыжовника. За столом говорили о наболевшем: Пшеничников — о безвременно ушедшем друге, Сушинов — о судьбах русских деревень… А в саду шелестел ветер и дозревали яблоки… Вдруг Николай Рубцов мечтательно произнес: «Не хватает только гармони!». «Будет и гармонь» — ответил хозяин. Принес гармошку и наиграл на ней несколько мелодий. С Николаем ему уже приходилось не раз встречаться на семинарах в Вологде, но близкое знакомство состоялось только сейчас. Тот потянулся к гармошке. «А у нас в Тотьме, — проронил он, — совсем не так играют». Бережно взял гармонь, развернул меха, и по притихшему саду полилась нежная мелодия с замысловатыми переливами…

Вскоре перед домом тормознул райкомовский ГАЗик, и гости отправились на Бобришный Угор…




Марина Кошелева

    Авторы благодарят П. Н. Шалимову, М. В. Берсеневу и Т. В. Шиловскую за дружескую помощь в поисках.