13 октября на расширенном правлении (круге) Кавказской казачьей линии было принято обращение к губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову с требованием инициировать возврат в Ставропольский край Наурского и Шелковского муниципальных районов, входящих сегодня в состав Чеченской республики. Эту инициативу поддержали участники заседания «Гражданского форума Ставрополья», в состав которого входят представители партий КПРФ и «РОТ-Фронт», а также «Левого фронта» и ряда других общественных организаций.
Инициатива о возврате в состав Ставропольского края двух районов, переданных Хрущевым в 1957 году Чечено-Ингушской АССР, стала реакцией общественности края на территориальный спор соседних субъектов Российской Федерации вокруг утверждения чечено-ингушской границы и обострение межэлитных противоречий на Северном Кавказе.
Главной из множества причин, заставивших сделать это громкое заявление, является необходимость остудить горячие головы региональных руководителей, провоцирующих рост напряженности на Северном Кавказе, и заставить Федеральный центр объективно взглянуть на эту проблему, вызванную несовершенством федерального устройства России.
Встречное территориальное требование Ставрополья к участникам чечено-ингушского пограничного спора заставит их трезво оценить перспективы конфликта и отказаться от всех территориальных притязаний внутри Российской Федерации. Ведь вслед за Ингушетией и Чечней у нас могут вспыхнуть десятки, если не сотни территориальных споров по всей стране.
Не менее важно привлечь внимание Москвы к проблемам Ставропольского края и, прежде всего, его восточных районов.
Система управления окраинной территорией Ставрополья почти не работает, зато процветает коррупция, криминал, вольготно себя чувствуют исламские радикалы и экстремисты всех мастей. Есть примеры, когда молодые люди, прошедшие диверсионную подготовку в Сирии и Ираке, совершали теракты в Ставропольском крае, организовывали массовые драки, осуществляли рейдерский захват сельхозпредприятий, покушения на представителей власти и общественных активистов.
Рост политической напряженности сопровождается катастрофическим падением уровня жизни. Опасения за жизнь и здоровье близких, безработица, отсутствие доступного жилья и элементарных условий для нормальной жизни вынуждают людей покидать родные места.
Уезжают в основном коренные жители – русские, ногайцы, туркмены.
Только в 2017 году по данным Росстата из семи восточных районов Ставрополья выехало 9,7 тысяч жителей, а прибыло 2,1 тысячи человек из других регионов страны. Причем среди уехавших преобладают именно русские, а среди прибывших – представители «кавказских» народов, которые спешат на восток Ставрополья в надежде на полную бесконтрольность и получение «быстрых» денег.
Такое народозамещение сопровождается межнациональными конфликтами, криминальными разборками, захватом земель, грозит повторением трагедии русских жителей Наурского и Шелковского районов после их вывода из состава Ставропольского края.
Показательно, что вслед за оттоком коренного населения в восточных районах Ставрополья сокращают свои представительства федеральные структуры – Росстат, Росреестр, налоговая служба… Уводят отсюда свои структуры Россельхозбанк и Сбербанк.
Краевая власть во главе с губернатором Владимировым справиться с существующей угрозой превращения восточных районов Ставрополья в анклав преступности и радикализма не может, да и не способна, погрязнув в дележе земельных и денежных ресурсов. Сам губернатор Ставропольского края, приняв позу страуса в момент грозящей опасности, предпочитает не видеть проблему.
Причина такого безответственного поведения высокопоставленного чиновника кроется, по мнению экспертов ПДС «Гражданский форум Ставрополья», в несоответствии личности нынешнего губернатора В. Владимирова положению Ставропольского края в системе геополитических отношений на юге России.
Рядом с сильными, энергичными и волевыми руководителями северокавказских республик, такими, как В. Васильев, Р. Кадыров, Ю. Евкуров, губернатор Ставрополья выглядит слабым и беспомощным. Его нерешительность в вопросах региональной безопасности, некомпетентность в экономике, незнание особенностей региональной политики и межнациональных отношений оборачивается не только ужасающими экономическими последствиями для региона и обнищанием жителей, но ведет к повышению террористических угроз и созданию очагов напряженности на юге России.
В складывающихся условиях Ставропольскому краю нужен новый лидер. Сильный, волевой, не запятнанный коррупционно-криминальными связями с местными субэлитами, способный обеспечить безопасность жителей и восстановление институтов государственной власти на всей территории Ставрополья. От такого руководителя жители ждут решительных действий по защите наших исторических и культурных ценностей, борьбе с коррупцией и криминалом, с ним связывают свои надежды на экономический подъем и повышение уровня жизни.
Председатель правления, атаман Кавказской казачьей линии, Государственный советник РФ II класса С.И. Попов