Виталий Волчков: “Воистину: сытый голодного не разумеет, слушает, но не слышит. Для того, чтобы облечённые властью чиновники не теряли “мостов” к окружающим, им нужно хоть иногда разговаривать с людьми об их проблемах”
«Так чтобы словно хлеб или трава
Слова поэта были хороши –
Получше надо подбирать слова,
А не кичиться сложностью души!»
Николай Глазков
«Спасибо, что хоть выслушали!»
Эта жуткая фраза тысяч людей, измученных безразличием чиновников, увы, перекочевала в нашу сегодняшнюю реальность из реальности позднесоветской. Ещё в начале 70-х психологи ввели в оборот понятие «информационный невроз»: люди вроде бы слушают друг друга, но смысла сказанного не улавливают, так как настроенный на разные ориентиры мозг не готов к восприятию.
Воистину: сытый голодного не разумеет, слушает, но не слышит. Для того, чтобы облечённые властью чиновники не теряли «мостов» к окружающим, им нужно хоть иногда разговаривать с людьми об их проблемах.
«Улица корчится, безъязыкая!» — когда-то написал Владимир Маяковский.
Неужели же и в ХХI веке улица всё ещё безъязыкая?! И протестные группы неспособны вести чёткий и ясный диалог с властью, не переходя к массовым беспорядкам, требующим вмешательства ОМОНА? Или это власти, настроенные на ходульные «Программы» и «Стратегии», не проявляют терпения, самокритичности и, главное, профессионализма, чтобы за симптомами возмущённых людей различить общественную болезнь? Нет, народ сейчас языкастый. Но, самое важное, писучий. По статистике, каждый день во все инстанции страны поступает до 15 тысяч обращений, по большей части — жалоб граждан и организаций. Всего за неделю подготовки «Прямой линии с Владимиром Путиным» в его адрес поступает более 1,5 миллионов обращений, а, по сути, опять же жалоб на работу государственных органов. Только потенциал этой эпистолярной борьбы, увы, недоиспользуется!
Сколько обращений за эти годы касалось, например, свалок и мусорных полигонов, прежде чем население начало выходить с массовыми протестами на улицу?
Проверьте да посчитайте. Только не ссылайтесь лукаво на то, что жалобы содержат зачастую диаметрально противоположные рецепты наведения порядка. Одни авторы предпочитают терапевтическое, а другие – хирургическое лечение. Каждый желает стране добра иначе, чем другие.
Но что-то должно быть сделано, если люди требуют этого в своих письмах. Пусть самое начальное, но в желаемом всеми направлении с обязательной перспективой, хоть и медленного, но неотвратимого продолжения. Что-то реальное вместо классических заклинаний: «Давайте жить дружно!»
Кого мобилизовали такие призывы, например, 28 июня 2018 года, когда в Общественной палате Российской Федерации прошёл IV Общественный диалог «Что нас объединяет»?! Кого 8 декабря в Центре международной торговли на Пресне мобилизует Общероссийский гражданский форум, главной заботой которого будет повышение «уровня счастья» в России.
Обратите внимание – не уровня жизни, что актуально для 20 миллионов официально бедных в нашей стране. А «уровня счастья», что важно, видимо, для 1,4 миллиона состоятельных лиц, на долю которых приходится более 80% всего личного богатства граждан страны!
Как видим, повестка дня у этих групп населения разная. У одних, которых большинство, повестка — выживание страны. Но она, по сути, остаётся за пределами внимания властей. У других, которых меньшинство, повестка – «бери от жизни всё». И именно она проецируется на всю страну в целом: «Мы будем петь и смеяться, как дети, среди [вашей] упорной борьбы и труда!».
В финале комедии «Ширли-Мырли» все (!) наличные россияне улетают на Канарские острова – переждать, пока нанятые китайцы приведут территорию страны в порядок для сносной жизни. Смотришь сегодня этот фильм 1995 года и понимаешь, что кому-то, возможно, хочется, чтобы комическая фантазия осуществилась в реальности. В том смысле, что тот, кто не в состоянии улететь, обречён освободить от себя родную землю для уборщиков под звон усыпляющей пропаганды, которая призвана сопровождать убивающее воздействие экологических загрязнений, фальсифицированных продуктов и лекарств, нарастающей нищеты и деморализации.
Хотя Москву и называют «третьим Римом», тем не менее, в России, как учит история, «идущие на смерть приветствовать Цезаря» не станут. Надежду на лучшее в этом смысле вселяет то, что в нашей стране (в отличие от Европы!) несправедливо присвоенное богатство в конечном итоге не признаётся собственностью мародёров, какие бы государственные посты они ни занимали.
И они это тоже знают, поэтому традиционный для них стереотип действий: украсть и вывезти (если, конечно, есть куда). А расчёт, по сути, сиюминутен. Он толкает их цепляться за своё властное положение до последней минуты. Ведь для мародёров пребывание у власти это, прежде всего, конкретные суммы ежедневного дохода: лишние десять дней приносят десять дополнительных порций выручки.
Хотите опознать облечённого властью мародёра или его пособника? Спросите у них о стратегии страны, и вы не получите внятного ответа. Вот почему чуждые интересам России эксперты отстаивают алгоритмы «планирования от достигнутого», а правительственные чиновники предпочитают планирование не более чем на один год. Планирование даже на три года вызывает у них нескрываемое сопротивление. В оправдание идут любые предлоги. Вот почему закон о стратегическом планировании в Российской Федерации, принятый в июне 2014 года в части норм, которые обязывали правительство в кратчайший срок разработать и принять стратегию социально-экономического развития России, был пересмотрен Государственной Думой уже несколько раз.
При всём несовершенстве упомянутого закона он предусматривает составление документов стратегического управления на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Но раз стратегия социально-экономического развития на федеральном уровне не принята (вместо неё в качестве ориентиров используется сейчас майский, 2018 года, Указ президента), то и документы с гордыми названиями «Стратегии», принятые на более низких уровнях власти, необходимым качествам по критерию стратегичности не отвечают.
В них, в частности, нет ни видения потребностей страны как целого организма, ни местных потребностей регионов и муниципалитетов как неотъемлемых частей этого целого, живущих не только общей со страной, но и своей особенной жизнью. В результате распределение бюджетов разного уровня происходит не целенаправленно по выверенным приоритетам, а по текущим решениям, которые в большинстве своём подчинены односторонним интересам глав регионов или действующих вокруг них групп влияния. Но никак не долгосрочным интересам территориально-производственного развития жителей и мест их проживания.
Отсюда и происходит накопление социально опасных и острых, с точки зрения жителей, проблем. Таких как незаконные свалки, мошенничество при строительстве жилья, точечные застройки в городах, сокращение медицинских учреждений, подмена бесплатных форм здравоохранения платными, фальсификация и спекуляция лекарственными препаратами и продуктами питания, нарушения в сфере школьного образования, произвол чиновников и невыполнение ими своих прямых обязанностей и государственных программ, самоуправство правоохранительных органов, квартирное рейдерство, незаконное преследование предпринимателей, разгул криминала, рост цен на товары первой необходимости. И других проблем, создающих опасность существованию населения, ставящих жителей на грань физического выживания и духовного вырождения.
Именно эти проблемы составляют приоритет деятельности общественных объединений граждан, не равнодушных к судьбе своей страны. Не «НКО малых дел», которые ставят перед собой такие цели, как «покормить собачек», «украсить парки» или «рассказать подросткам о том, что не надо мусорить». И которых органы исполнительной власти любят приглашать на свои псевдогражданские форумы. А таких общественных организаций, которые готовы требовать прямого предметного диалога с органами исполнительной власти, умеют его организовать с участием ответственных руководителей, добиться в результате диалога принятия действенных решений, оформления их в виде конкретных планов мероприятий и поставки их исполнения под свой надёжный контроль.
Эта деятельность начинается с осознания населением, его сообществами и неформальными лидерами главных проблем общественной и индивидуальной жизни, соединения их в общий план требований и действий. Он и составляет народную повестку, которая сегодня с учётом остроты стоящих перед людьми проблем является повесткой выживания.
Виталий Волчков, директор Института политической культуры